Презентация по биологии на тему " Изменчивость и ее виды"(9 класс,биология)
Оценка 4.7

Презентация по биологии на тему " Изменчивость и ее виды"(9 класс,биология)

Оценка 4.7
Лабораторные работы +1
ppt
биология +2
9 кл
24.03.2017
Презентация  по биологии на тему " Изменчивость и ее виды"(9 класс,биология)
Урок проводился в 9 «А» классе МБОУ СОШ №4 14.02.17г . В 9 «А» классе всего по списку 20 учащихся, на уроке присутствовало – 15 ( 5 человек находятся на больничном ), из них имеет высокий уровень учебных возможностей -1, между средним и высоким оцениваются учебные возможности - 4, средние - 7, ниже среднего -3. Учащиеся данного класса имеют уровень развития памяти выше среднего (у большинства ведущей является зрительная, образная память), хорошим уровнем развития логического мышления, устойчивость внимания. Поэтому главной развивающей задачей я поставила задачу дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса, через включение их в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления и поддерживание внимания через смену учебной деятельности. При планировании урока были учтены реальные возможности данного класса. Урок «Модификационная изменчивость. Норма реакции» является первым из четырех в данной теме и призван дать общий обзор и расставить основные акценты и понятия. Содержание учебного материала урока соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по биологии в 9 классе , базового уровеня преподавания биологии и рабочей программе учителя, работающего в этом классе. Тема и содержание урока предопределили постановку образовательных , развивающих , воспитательных задач: • формирование знания о модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости • развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная). • поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. • установить статистические закономерности модификационной изменчивости; -научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую; • овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы. • развивать способности слушать собеседника, вести диалог. • принимать и осваивать социальные роли обучающего, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны. При работе на уроке использовались следующие методы обучения: • словесный (виды изменчивости); • наглядный (демонстрация слайдов, схем,); • проблемно-поисковый ( групповые задания, индивидуальные задания) • практический (лабораторная работа) • репродуктивный, • частично-поисковый словесный (виды изменчивости); Вводно-мотивационный этап я начала с применения проблемной ситуации, которая обеспечила положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Развивая заданный вопрос учащиеся самостоятельно вышли к теме урока. Организационный момент настроил учащихся на достижение цели: сообщена цель урока, объявлен прогнозируемый результат, дан общий план урока, мотивация на реализацию цели, объявлены критерии и алгоритм оценивания знаний. Все это позволило включить учащихся в ход урока. В блоке «Контроль» проверка усвоения изученной темы осуществлялась в форме «Биологического диктанта , где ребятам предложены задания разной степени сложности. Это позволило проверить знания всех учащихся по теме, выявит уровень механического запоминания, логического мышления, письменной речи. Основная ценность личностно - ориентированного обучения урока обращенность к каждому ученику независимо от его успеваемости. Детей мы учим рефлексии т. е. умению оценивать свою работу, предвидеть результат. Поэтому все этапы урока были направлены на выполнение этой цели с учетом особенностей класса. В ходе изучения нового материала решалась задача: «Какие условия необходимы образования ненаследственной изменчивости?» Темы раздела «Генетика» является довольно сложной для понимания учащимися в 9 классе, поэтому для усвоения наиболее трудных вопросов используется объяснение с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. В данной работе идет получение информации через разные органы чувств (зрение, слух, моторика), что повышает степень усвоения материала. Самостоятельное формирование выводов способствует развитию логического мышления и устной речи учащихся. При закреплении знаний ребятам предлагаются задания разной степени сложности, которые подразумевают механическое воспроизведение знаний и опору на логическое мышление. На операционно-содержательном этапе реализованы все задачи урока. Очевидна практическая направленность учебного материала т. е. это выполнение лабораторных работ и вопросы использования знаний данной темы в жизни. На уроке были созданы условия для проявления самостоятельности учащихся и предоставлялась возможность выбора вида и формы выполнения задания. Так же использовался прием самооценки и взаимопроверки результатов деятельности. Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока, проведением зарядки для глаз и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся Домашнее задание дано вовремя. Завершающим этапом стала оценка, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся. Цель урока и задачи в основном реализованы
ПР по Б-9 кл Изменчивость и ее виды.ppt

Изменчивость

Изменчивость

Изменчивость

Изменчивость – способность организмов приобретать признаки, которых не было у родительских форм

Изменчивость – способность организмов приобретать признаки, которых не было у родительских форм

Изменчивость –

способность организмов приобретать признаки, которых не было у родительских форм.

В ходе изучения спинной полосы у озерной лягушки, было выявлено 56 вариантов прохождения полосы по спине.

Изменчивость Наследственная (генотипическая)

Изменчивость Наследственная (генотипическая)

Изменчивость

Наследственная
(генотипическая)

Фенотипическая

2

Мутационная (наследственная, неопределенная, индивидуальная).
Соотносительная.
Комбинативная (изменчивость, возникающая путем скрещивания).

Ненаследственная
определенная, групповая

Модификационная изменчивость способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды

Модификационная изменчивость способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды

Модификационная изменчивость

способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды.
Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.

3

Если посадить два семени фасоли от одного растения в разную почву, развиваться они будут по-разному

Если посадить два семени фасоли от одного растения в разную почву, развиваться они будут по-разному

Если посадить два семени фасоли от одного растения в разную почву, развиваться они будут по-разному.

Если два черенка от одного растения посадить в разную почву, то они будут развиваться по-разному

Ненаследственная (Модификационная) изменчивость

Ненаследственная (Модификационная) изменчивость

Ненаследственная (Модификационная) изменчивость

Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием на проявление генов окружающей среды.


Фенотип = генотип + окружающая
среда

6

6

6

Колеус, выросший на ярком свету, имеет яркую, малиновую окраску листьев

Колеус, выросший на ярком свету, имеет яркую, малиновую окраску листьев

Колеус, выросший на ярком свету, имеет яркую, малиновую окраску листьев.

Если переставить растение в условия меньшей освещенности, листья становятся более зелеными.

Причина изменений изменение условий среды белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана

Причина изменений изменение условий среды белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана

Причина изменений

изменение условий среды

белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана.

Ненаследуемость Гималайский кролик с типичной окраской шерсти

Ненаследуемость Гималайский кролик с типичной окраской шерсти

Ненаследуемость

Гималайский кролик с типичной окраской шерсти.
К выщипанному участку шерсти прикладывается холод.
На спине появляется темноокрашенная шерсть.

Групповой характер изменений У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные листья

Групповой характер изменений У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные листья

Групповой характер изменений

У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные листья.



Значение изменений адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства

Значение изменений адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства

Значение изменений

адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства.

Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.

Виды фенотипической изменчивости

Виды фенотипической изменчивости

Виды фенотипической изменчивости

Модификации – это ненаследственные изменения генотипа, которые возникают под действием фактора среды, носят адаптивный характер и чаще всего обратимы (например: увеличение эритроцитов в крови при недостатке кислорода).

Морфозы – это ненаследственные изменения фенотипа, которые возникают под действием экстремальных факторов среды, не носят адаптивный характер и необратимы (например: ожоги, шрамы).

12

Фенокопии – это ненаследственное изменение генотипа, которое напоминает наследственные заболевания (увеличение щитовидной железы на территории, где в воде или земле не хватает йода).

Обусловленность пределов изменчивости генотипом

Обусловленность пределов изменчивости генотипом

Обусловленность пределов изменчивости генотипом

Норма реакции- степень варьирования признака от минимального до максимального значения.

Норма реакции для определенного вида растения 14

Норма реакции для определенного вида растения 14

Норма реакции для определенного вида растения

14

15

15

15

Построение вариационной кривой средняя величина выраженности признака где

Построение вариационной кривой средняя величина выраженности признака где

Построение вариационной кривой

средняя величина выраженности признака


где М – средняя величина,
V – вариант,
P – частота встречаемости варианта,
n – общее число варианта вариационного ряда.

16

Вариационная кривая это графическое изображение зависимости между размахом изменчивости признака и частотой встречаемости отдельных вариант данного признака.

Вариационный ряд Вариационный ряд представляет ряд вариант, (значений признака) расположенных в порядке убывания или возрастания 17 ( например: если собрать листья с одного и того…

Вариационный ряд Вариационный ряд представляет ряд вариант, (значений признака) расположенных в порядке убывания или возрастания 17 ( например: если собрать листья с одного и того…

Вариационный ряд

Вариационный ряд представляет ряд вариант, (значений признака) расположенных в порядке убывания или возрастания

17

(например: если собрать листья с одного и того же дерева и расположить их по мере увеличения длины листовой пластинки, то получается вариационный ряд изменчивости данного признака).

Генотипическая изменчивость Комбинативная

Генотипическая изменчивость Комбинативная

Генотипическая изменчивость

Комбинативная

Генная
Хромосомная
Геномная

18

Мутационная

Комбинативная 19

Комбинативная 19

Комбинативная

19

Комбинативная изменчивость изменчивость, в основе которой лежит образование рекомбинаций, т

Комбинативная изменчивость изменчивость, в основе которой лежит образование рекомбинаций, т

Комбинативная изменчивость

изменчивость, в основе которой лежит образование рекомбинаций, т. е. таких комбинаций генов, которых не было у родителей.

20

В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение организмов, вследствие которого возникает огромное разнообразие генотипов.

У копытных животных длина шеи и длина ног – признаки, наследуемые вместе

У копытных животных длина шеи и длина ног – признаки, наследуемые вместе

У копытных животных длина шеи и длина ног – признаки, наследуемые вместе.

Источники генетической изменчивости

Источники генетической изменчивости

Источники генетической изменчивости

Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении.
Взаимный обмен участками гомологичных хромосом, или кроссинговер. Рекомбинантные хромосомы, оказавшись в зиготе, способствуют появлению признаков, нетипичных для каждого из родителей.
Случайное сочетание гамет при оплодотворении.

22

Мутации это внезапные наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма

Мутации это внезапные наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма

Мутации

это внезапные наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.

23

(от лат. mutatio – изменение, перемена)

Мутационная теория Мутации возникают внезапно, скачкообразно, как дискретные изменения признаков

Мутационная теория Мутации возникают внезапно, скачкообразно, как дискретные изменения признаков

Мутационная теория

Мутации возникают внезапно, скачкообразно, как дискретные изменения признаков.
Это качественные изменения, которые передаются из поколения в поколение.
Мутации проявляются по-разному и могут быть как полезными, так и вредными.
Вероятность обнаружения мутаций зависит от числа исследованных особей.
Сходные мутации могут возникать повторно.
Мутации ненаправленны (спонтанны), т. е. мутировать может любой участок хромосомы.

24

Г. Де Фриз в 1901—1903 гг.

Классификация мутаций: 25 Генные (изменение структуры гена) изменение

Классификация мутаций: 25 Генные (изменение структуры гена) изменение

Классификация мутаций:

25

Генные
(изменение структуры гена)
изменение ДНК
нарушение порядка нуклеотидов

Геномные
(изменение количества хромосом в кариотипе)
- эуплоидия
- анеуплоидия:
* трисомия
* моносомия

Хромосомные
(изменение структуры хромосом)
- потеря участка хромосом
Удвоение фрагмента хромосом
поворот части хромосом на 180*

Мутации

1. По характеру изменения генома

Возникают при повреждении или нарушениях в порядке или замене нуклеотидов, появлении внутренней дупликации или делеции в молекуле

Возникают при повреждении или нарушениях в порядке или замене нуклеотидов, появлении внутренней дупликации или делеции в молекуле

Возникают при повреждении или нарушениях в порядке или замене нуклеотидов, появлении внутренней дупликации или делеции в молекуле ДНК.
Эти изменения отдельных генов часто приводят к тяжелым дегенеративным заболеваниям, в частности, многочисленным болезням обмена веществ через нарушения синтеза белков, ферментов.

Генные мутации

Генные мутации Наследственное заболевание, приводящее к смерти детей и подростков

Генные мутации Наследственное заболевание, приводящее к смерти детей и подростков

Генные мутации

Наследственное заболевание, приводящее к смерти детей и подростков.
В эритроцитах вместо нормального гемоглобина A содержится аномальный гемоглобин S.
Аномалию вызывает мутация в шестом нуклеотидном триплете ДНК гена гемоглобина, что приводит к замене в альфа-цепи белка гемоглобина глутаминовой (ГЛУ) кислоты на валин (ВАЛ).

27

Серповидноклеточная анемия

(ГЛУ) (ВАЛ)

Наследственное заболевание обнаруживающаяся у одного из 10 000 новорожденных

Наследственное заболевание обнаруживающаяся у одного из 10 000 новорожденных

28

Наследственное заболевание обнаруживающаяся у одного из 10 000 новорожденных.
Заболевание характеризуется резко выраженной умственной отсталостью, развивающейся вследствие нарушения нормальных биохимических процессов в мозге из-за накопления в организме фенилаланина.

фенилкетонурия

Генные мутации

ГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Дальтонизм Альбинизм

ГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Дальтонизм Альбинизм

ГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Дальтонизм

Альбинизм

Гемофилия

Делеция - это потеря участка хромосомы

Делеция - это потеря участка хромосомы

Делеция - это потеря участка хромосомы.

Дупликация – это удвоение участка хромосомы.

Инверсия – это поворот участка хромосомы на 180°.

Транслокация - обмен участками негомологичных хромосом.

Слияние двух негомологичных хромосом в одну.

Хромосомные мутации

Хромосомные мутации

Хромосомные мутации

Хромосомные мутации

Полиплоидия – кратное изменение числа хромосом (3n, 4n,5n, 6n и т

Полиплоидия – кратное изменение числа хромосом (3n, 4n,5n, 6n и т

Полиплоидия – кратное изменение числа хромосом (3n, 4n,5n, 6n и т. д. до 10 –12раз). Много полиплоидов среди растений, они часто характеризуются более мощным ростом, крупными размерами, выносливостью.
Анеуплоидия – некратное изменение числа хромосом (2n +1; 2n-1; 2n+2; 2n-2; 2n+3 и т.д.) Пример: синдром Дауна.

Геномные мутации

Геномными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017