Презентация по биологии на тему " Изменчивость и ее виды"(9 класс,биология)

  • Лабораторные работы
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 24.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводился в 9 «А» классе МБОУ СОШ №4 14.02.17г . В 9 «А» классе всего по списку 20 учащихся, на уроке присутствовало – 15 ( 5 человек находятся на больничном ), из них имеет высокий уровень учебных возможностей -1, между средним и высоким оцениваются учебные возможности - 4, средние - 7, ниже среднего -3. Учащиеся данного класса имеют уровень развития памяти выше среднего (у большинства ведущей является зрительная, образная память), хорошим уровнем развития логического мышления, устойчивость внимания. Поэтому главной развивающей задачей я поставила задачу дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса, через включение их в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления и поддерживание внимания через смену учебной деятельности. При планировании урока были учтены реальные возможности данного класса. Урок «Модификационная изменчивость. Норма реакции» является первым из четырех в данной теме и призван дать общий обзор и расставить основные акценты и понятия. Содержание учебного материала урока соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по биологии в 9 классе , базового уровеня преподавания биологии и рабочей программе учителя, работающего в этом классе. Тема и содержание урока предопределили постановку образовательных , развивающих , воспитательных задач: • формирование знания о модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости • развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная). • поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. • установить статистические закономерности модификационной изменчивости; -научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую; • овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы. • развивать способности слушать собеседника, вести диалог. • принимать и осваивать социальные роли обучающего, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны. При работе на уроке использовались следующие методы обучения: • словесный (виды изменчивости); • наглядный (демонстрация слайдов, схем,); • проблемно-поисковый ( групповые задания, индивидуальные задания) • практический (лабораторная работа) • репродуктивный, • частично-поисковый словесный (виды изменчивости); Вводно-мотивационный этап я начала с применения проблемной ситуации, которая обеспечила положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Развивая заданный вопрос учащиеся самостоятельно вышли к теме урока. Организационный момент настроил учащихся на достижение цели: сообщена цель урока, объявлен прогнозируемый результат, дан общий план урока, мотивация на реализацию цели, объявлены критерии и алгоритм оценивания знаний. Все это позволило включить учащихся в ход урока. В блоке «Контроль» проверка усвоения изученной темы осуществлялась в форме «Биологического диктанта , где ребятам предложены задания разной степени сложности. Это позволило проверить знания всех учащихся по теме, выявит уровень механического запоминания, логического мышления, письменной речи. Основная ценность личностно - ориентированного обучения урока обращенность к каждому ученику независимо от его успеваемости. Детей мы учим рефлексии т. е. умению оценивать свою работу, предвидеть результат. Поэтому все этапы урока были направлены на выполнение этой цели с учетом особенностей класса. В ходе изучения нового материала решалась задача: «Какие условия необходимы образования ненаследственной изменчивости?» Темы раздела «Генетика» является довольно сложной для понимания учащимися в 9 классе, поэтому для усвоения наиболее трудных вопросов используется объяснение с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. В данной работе идет получение информации через разные органы чувств (зрение, слух, моторика), что повышает степень усвоения материала. Самостоятельное формирование выводов способствует развитию логического мышления и устной речи учащихся. При закреплении знаний ребятам предлагаются задания разной степени сложности, которые подразумевают механическое воспроизведение знаний и опору на логическое мышление. На операционно-содержательном этапе реализованы все задачи урока. Очевидна практическая направленность учебного материала т. е. это выполнение лабораторных работ и вопросы использования знаний данной темы в жизни. На уроке были созданы условия для проявления самостоятельности учащихся и предоставлялась возможность выбора вида и формы выполнения задания. Так же использовался прием самооценки и взаимопроверки результатов деятельности. Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока, проведением зарядки для глаз и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся Домашнее задание дано вовремя. Завершающим этапом стала оценка, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся. Цель урока и задачи в основном реализованы
Иконка файла материала ПР по Б-9 кл Изменчивость и ее виды.ppt

Изменчивость

Изменчивость –

способность организмов приобретать признаки, которых не было у родительских форм.

В ходе изучения спинной полосы у озерной лягушки, было выявлено 56 вариантов прохождения полосы по спине.

Изменчивость

Наследственная
(генотипическая)

Фенотипическая

2

Мутационная (наследственная, неопределенная, индивидуальная).
Соотносительная.
Комбинативная (изменчивость, возникающая путем скрещивания).

Ненаследственная
определенная, групповая

Модификационная изменчивость

способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды.
Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.

3

Если посадить два семени фасоли от одного растения в разную почву, развиваться они будут по-разному.

Если два черенка от одного растения посадить в разную почву, то они будут развиваться по-разному

Ненаследственная (Модификационная) изменчивость

Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием на проявление генов окружающей среды.


Фенотип = генотип + окружающая
среда

6

Колеус, выросший на ярком свету, имеет яркую, малиновую окраску листьев.

Если переставить растение в условия меньшей освещенности, листья становятся более зелеными.

Причина изменений

изменение условий среды

белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана.

Ненаследуемость

Гималайский кролик с типичной окраской шерсти.
К выщипанному участку шерсти прикладывается холод.
На спине появляется темноокрашенная шерсть.

Групповой характер изменений

У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные листья.



Значение изменений

адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства.

Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.

Виды фенотипической изменчивости

Модификации – это ненаследственные изменения генотипа, которые возникают под действием фактора среды, носят адаптивный характер и чаще всего обратимы (например: увеличение эритроцитов в крови при недостатке кислорода).

Морфозы – это ненаследственные изменения фенотипа, которые возникают под действием экстремальных факторов среды, не носят адаптивный характер и необратимы (например: ожоги, шрамы).

12

Фенокопии – это ненаследственное изменение генотипа, которое напоминает наследственные заболевания (увеличение щитовидной железы на территории, где в воде или земле не хватает йода).

Обусловленность пределов изменчивости генотипом

Норма реакции- степень варьирования признака от минимального до максимального значения.

Норма реакции для определенного вида растения

14

15

Построение вариационной кривой

средняя величина выраженности признака


где М – средняя величина,
V – вариант,
P – частота встречаемости варианта,
n – общее число варианта вариационного ряда.

16

Вариационная кривая это графическое изображение зависимости между размахом изменчивости признака и частотой встречаемости отдельных вариант данного признака.

Вариационный ряд

Вариационный ряд представляет ряд вариант, (значений признака) расположенных в порядке убывания или возрастания

17

(например: если собрать листья с одного и того же дерева и расположить их по мере увеличения длины листовой пластинки, то получается вариационный ряд изменчивости данного признака).

Генотипическая изменчивость

Комбинативная

Генная
Хромосомная
Геномная

18

Мутационная

Комбинативная

19

Комбинативная изменчивость

изменчивость, в основе которой лежит образование рекомбинаций, т. е. таких комбинаций генов, которых не было у родителей.

20

В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение организмов, вследствие которого возникает огромное разнообразие генотипов.

У копытных животных длина шеи и длина ног – признаки, наследуемые вместе.

Источники генетической изменчивости

Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении.
Взаимный обмен участками гомологичных хромосом, или кроссинговер. Рекомбинантные хромосомы, оказавшись в зиготе, способствуют появлению признаков, нетипичных для каждого из родителей.
Случайное сочетание гамет при оплодотворении.

22

Мутации

это внезапные наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.

23

(от лат. mutatio – изменение, перемена)

Мутационная теория

Мутации возникают внезапно, скачкообразно, как дискретные изменения признаков.
Это качественные изменения, которые передаются из поколения в поколение.
Мутации проявляются по-разному и могут быть как полезными, так и вредными.
Вероятность обнаружения мутаций зависит от числа исследованных особей.
Сходные мутации могут возникать повторно.
Мутации ненаправленны (спонтанны), т. е. мутировать может любой участок хромосомы.

24

Г. Де Фриз в 1901—1903 гг.

Классификация мутаций:

25

Генные
(изменение структуры гена)
изменение ДНК
нарушение порядка нуклеотидов

Геномные
(изменение количества хромосом в кариотипе)
- эуплоидия
- анеуплоидия:
* трисомия
* моносомия

Хромосомные
(изменение структуры хромосом)
- потеря участка хромосом
Удвоение фрагмента хромосом
поворот части хромосом на 180*

Мутации

1. По характеру изменения генома

Возникают при повреждении или нарушениях в порядке или замене нуклеотидов, появлении внутренней дупликации или делеции в молекуле ДНК.
Эти изменения отдельных генов часто приводят к тяжелым дегенеративным заболеваниям, в частности, многочисленным болезням обмена веществ через нарушения синтеза белков, ферментов.

Генные мутации

Генные мутации

Наследственное заболевание, приводящее к смерти детей и подростков.
В эритроцитах вместо нормального гемоглобина A содержится аномальный гемоглобин S.
Аномалию вызывает мутация в шестом нуклеотидном триплете ДНК гена гемоглобина, что приводит к замене в альфа-цепи белка гемоглобина глутаминовой (ГЛУ) кислоты на валин (ВАЛ).

27

Серповидноклеточная анемия

(ГЛУ) (ВАЛ)

28

Наследственное заболевание обнаруживающаяся у одного из 10 000 новорожденных.
Заболевание характеризуется резко выраженной умственной отсталостью, развивающейся вследствие нарушения нормальных биохимических процессов в мозге из-за накопления в организме фенилаланина.

фенилкетонурия

Генные мутации

ГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Дальтонизм

Альбинизм

Гемофилия

Делеция - это потеря участка хромосомы.

Дупликация – это удвоение участка хромосомы.

Инверсия – это поворот участка хромосомы на 180°.

Транслокация - обмен участками негомологичных хромосом.

Слияние двух негомологичных хромосом в одну.

Хромосомные мутации

Хромосомные мутации

Полиплоидия – кратное изменение числа хромосом (3n, 4n,5n, 6n и т. д. до 10 –12раз). Много полиплоидов среди растений, они часто характеризуются более мощным ростом, крупными размерами, выносливостью.
Анеуплоидия – некратное изменение числа хромосом (2n +1; 2n-1; 2n+2; 2n-2; 2n+3 и т.д.) Пример: синдром Дауна.

Геномные мутации

Геномными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом.