В данной презентации представлена методика изучения осанки у детей школьного возраста, материалы исследования, которые проводила группа старшеклассников, выводы о причинах изменения осанки, даны рекомендации по предупреждению нарушения опорно-двигательного аппарата. Представлен теоретический материал о сколиозе, о степени изменений осанки и возможности лечения.
Нарушение осанки у детей
школьного возраста
Сколиоз
Гипотеза
Нарушение осанки – это начало
сколиоза, его возникновение
происходит в школьном возрасте
в период с 8 – 15 лет, отклонения
в развитии опорнодвигательного
аппарата серьёзно влияют на
здоровье.
Цель работы:
Провести исследования
разновозрастной группы учащихся по
определенным методикам;
Используя материалы исследований
2008 г., выявить изменения осанки у
детей изучаемых групп;
Определить причины возникновения
нарушений опорнодвигательного
аппарата;
Разработать практические
рекомендации по профилактике
сколиоза.
Что такое сколиоз?
Это стойкая деформация позвоночника,
характеризующаяся его боковым
дугообразным искривлением.
Сколиоз относится к числу наиболее сложных проблем современной ортопедии.
Это заболевание характеризуется целым комплексом типичных морфологичных
изменений позвоночника, грудной клетки, таза, внутренних органов.
Клинически проявления сколиоза, выражающие, прежде всего, в ассиметрии частей
корпуса, которую замечают родители, служит первой причиной направления больного
ребенка к ортопеду. Сколиозы очень разнообразны, бывают грудные, шейные ,
поясничные, груднопоясничные, крестцовые, Sобразные, верхнешейные,
дисплатические, кифосколиозы и т.д.
При грудном сколиозе лопатки расположены на разном уровне по отношению к
отвесной линии, проведенной через остистый отросток 5 шейного позвонка и концом
лопатки.
При поясничном сколиозе наблюдаются отклонения корпуса в сторону, ассиметрии
треугольников талии (между корпусом и свободно висящей рукой). При выраженном
поясничном сколиозе иногда имеется боковой наклон таза.
Различные формы сколиоза
Степени сколиоза.
Отклонение от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке
Отклонение от нормы устойчивы, не исчезают в прямой стойке, но, как
правило, связаны лишь с нарушениями мышечного аппарата, а потому
поддаются лечению
Искривление 3й степени затрагивает скелет, потому лечению поддаётся с
трудом
Лечение 4й степени, где существенно затрагивается не только позвоночник,
но и другие кости скелета, а также происходит опущение желудка, почек,
вообще не лечится. (рис. где прил.2)
1 степень 2 степень
3 степень
Степени развития сколиоза
Причины нарушения осанки.
А) метод «симптома положения лопаток». Измерение сантиметровой линейкой от
остистого отростка позвоночника до края правой и левой лопаток (см. приложение
№4). Пальпацией установить нижние углы лопаток. Если одна лопатка выше другой
хотя бы на 1 см или расстояние неодинаково, то можно говорить о уже об изменении
осанки в области грудного отдела.
Б) метод ассиметрии треугольников талии. Пациентам предлагается опустить
руки, сравниваем треугольник между рукой и туловищем с левой и правой стороны,
если есть различия, то надо обратить внимание на состояние опорнодвигательной
системы в поясничном отделе.
В) визуальный метод. Осмотр туловища сзади, обратить внимание на линию
позвоночного столба ( приложение № 1 ). Если при наклоне вперёд заметна кривизна
позвоночника, то это симптом изменения осанки.
Г) определение линии позвоночного изгиба. Пациенту предлагается стать к ровной
стене так, чтобы пятки, лопатки и затылок касались стены. Если между стеной и
поясницей проходит ладонь, значит линия позвоночного изгиба правильная, если
проходит кулак, значит есть нарушения (см. приложение №4 ).
Результаты исследований отражены в таблице №1, №2, №3.