Тема урока "Пищеварение в ротовой полости"
Подробно даются цели, задачи урока; планируемые результаты; педагогические технологии; методы и приемы обучения; формы обучения.
Этапы урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос (ответы на вопросы):
1) Пищеварение- это
2) Питательные вещества -это...
3) Пищевые продукты -это...
4) Пищеварительный канал состоит из ...
5) Функции пищеварительной системы...
Далее "Вызов" проблемных вопросов по группам.
II.Работа по вариантам
После выполнения заданий идет взаимопроверка.
Учитель перед детьми ставить другой проблемный вопрос "Почему мы лучше знаем строение автомобилей и компьютеров лучше, чем своего организма.? А что происходит внутри собственного организма мы не знаем.
III.Этап подготовки к усвоению нового материала.
Учитель дают пример, что наш организм похож на огромную химическую фабрику. Перед учащимися ставит следующие вопросы:
- Какие условия нужны для работы этой фабрики?
- Какое оборудование должно быть на этой фабрики?
- Какую функцию выполняет это фабрика?
- Как называется первый отдел пищеварительного канала? И из каких органов состоит?
Даются понять , что, пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга.
1) Что происходит с пищей во время пережевывания?
2) Откуда берется слюна?
3) Какие железа находится в ротовой полости?
Каждой группе даются задание, далее каждая группа делает вывод о роли языка, зубов и слюны в обработке пищи.
IV. Изучение нового учебного материала.
Учитель начинает устный опрос по заданным вопросам:
1) Для чего нужен язык?
2)Что происходит с пищей во время пережевывания?
3) Откуда берется слюна?
4) Какие железа находятся в ротовой полости?
Работа с текстом учебника "Определение расположения слюнных желез"
5) Какова функция слюны?
6) Состав и функции слюны
7) Какие органы ротовой полости участвуют в измельчении пищи?
8) Какие бывают зубы? Количество?
9) Строение зубов.
10) Виды зубов.
11) Для того чтобы дольше служили что нужно делать?
VI. Закрепление.
Тестирование.
VII.Рефлексия.
VIII. Вывод.
IX. Домашняя работа. Параграф 31.
Сто болезней входит через рот”.
(Китайская пословица).
Пищеварение в
ротовой полости
Работу выполнила учительница по
биологии основной общеобразовательной
школы филиала ГАУЗ РКПД «Детский
туберкулезный санаторий»
Хисматуллина Гузял Рауфовна
2018 год
Тип урока : усвоение новых знаний
Цель урока:
Предметные цели:
организовать деятельность учащихся по усвоению понятий о строении ротовой полости, о видах
обработки пищи в ней;
в овладении умением определять, какие изменения происходят с пищей в ротовой полости,
условия активности ферментов слюны;
по закреплению понятий – питание, пищеварение, органы пищеварительной системы, ферменты,
питательные вещества;
по осмыслению механизма рефлекторной регуляции слюноотделения;
по формированию компетентности, т.е. готовности обучающихся использовать полученные знания
и способы деятельности на практике: убедить учащихся в необходимости тщательного
пережевывания пищи, ухода за органами ротовой полости для сохранения здоровья всего организма;
по воспитанию интереса к предмету.
Цели, ориентированные на развитие личности (развитие общеучебных умений и
навыков):
обеспечить развитие у школьников умения устанавливать причинноследственные связи через
сопоставление зависимости обработки пищи и функционирования желудка;
умения наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы в процессе лабораторной работы
«Действие ферментов слюны на крахмал»;
умений работать в группах, формируя культуру общения;
умения адекватно оценивать себя и окружающих;
аккуратности, чувства ответственности за свое здоровье.
Задачи урока:
Образовательные: Организовать индивидуальную и групповую
познавательную деятельность учащихся, сформировать знания о строении
и функциях органов ротовой полости, выяснить роль ферментов слюны в
ходе выполнения лабораторной работы.
Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков
и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения
анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, развивать
коммуникативные навыки, формировать умение сотрудничать в группе.
Воспитывающие: Способствовать формированию положительного
отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и
любознательности, формирования межличностных отношений через
работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру
поведения на уроке, воспитывать бережное отношение к своему
организму.
Планируемые результаты:
Предметные: знание о процессах пищеварения в ротовой полости.
Метапредметные: умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом, тестами, умение наблюдать, делать
выводы.
Личностные: содействие к стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.
Педагогические технологии:
личностно – ориентированного обучения;
объяснительно – иллюстративного обучения;
словесной продуктивной и творческой деятельности;
проблемное обучение
Методы и приемы обучения:
1) Словесные (эвристическая беседа, работа с учебником);
2) Наглядные (демонстрация презентации, компьютерных программ);
3) Практические (групповая работа с учебником, работа с тестами).
Формы обучения:
фронтальная
парная
индивидуальная
Формирование ИКТ – компетентности:
поиск информации по заданию учителя
ответы на тестовые задания
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа по вариантам.
III.Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала.
IV. Восприятие и усвоение нового теоритического учебного материла.
V. Изучение нового материала.
Практическая работа. Тема: «Определение расположения слюнных
желез».
VI. Этап закрепления знаний .
VII.Рефлексия.
VIII. Вывод. Подведение итогов.
IX. Домашняя работа.
VI. Практическая работа.
Тема: ”Определение расположения слюнных желез”
II. Актуализация знаний.
Пищеварение это …
Процесс механической обработки пищи в
пищеварительном канале и химическое
расщепление ферментами питательных
веществ на более простые вещества, хорошо
усваиваемые организмом.
Питательные вещества – это…
Жизненно необходимые составные части
пищи, используемые организмом как
пластический материал для построения
клеток и служащие источником энергии,
необходимой для его жизнедеятельности.
Продукты животного и растительного
происхождения, используемые
человеком в пищу как в обработанном,
так и в необработанном виде.
Пищеварительный канал состоит из…
1.Ротовой полости
2. Глотки
3.Пищевода
4.Желудка
5.Тонкого
кишечника
6.Толстого
кишечника.
5) Функции пищеварительной системы…
1) … (Секреторная – выработка
пищеварительных соков: слюны,
желудочного сока, поджелудочного сока,
кишечного сока)
2)…(Двигательная –захват и перемещение
пищи по пищеварительному каналу.)
3)…(Всасывающая – переход питательных
веществ, воды и минеральных веществ в
кровь ил лимфу.)
«Вызов» проблемные вопросы по
группам
*Почему хлеб становится сладким, если
его долго жевать?
2. Почему собака зализывает рану?
3. Почему некоторые лекарства кладут
под язык?
Работа по вариантам
Задание № 1
Выбрать:
1 вариант – питательные вещества
2 вариант – продукты питания
1. Мороженное;
2. Лимон;
3. Жирные кислоты;
4. Нуклеиновые кислоты;
5. Углеводы;
6. Хлеб;
7. Треска;
8. Сливочное масло;
9. Белки;
10. Глицерин;
11. Картофель;
12. Мясо;
13. Минеральные соли;
14. Аминокислоты;
15. Глюкоза;
16. Колбаса;
17. Жиры.
Задание №2
Всем.
Установить последовательность органов пищеварительной системы:
1. Желудок
2.Толстая кишка
3. Ротовая полость
4. Тонкая кишка
5. Пищевод
6. Глотка
Взаимопроверка
«Мы живем в мире, в котором люди гораздо
больше знают о внутреннем устройстве
автомобиля или о работе компьютера, чем о
том, что происходит внутри собственного
организма»
Тревор Уэстон
Представим себе,
что человеческий
организм – это
сложная
химическая
фабрика, постоянно
перерабатывающая
пищу и воду и
отводящая в
«отвал» продукты
переработки.
Как вы считаете, какие необходимые
условия для работы этой фабрики?
Поступление питательных веществ,
воды и согласованная работа
внутренних органов.
Какое оборудование должно быть на
этой фабрике?
Какую функцию выполняет эта
фабрика?
Переваривание и усвоение пищи.
Как он называется? Какие органы здесь
находится?
Пищеварение в ротовой полости.
Давайте обратимся к исторической
справке…
В Древней Индии применяли «испытание
рисом». На суде для решения вопроса о
виновности или невиновности подсудимого
ему предлагали съесть сухой рис. Если он
проглатывал рис, значит, он не виновен,
если нет, то человека считали невиновным.
Почему?
начинается с поступления сигнала из
головного мозга о том, что настала время
для приема пищи. Раздражителем может
Пищеварение в ротовой полости
быть запах.или вид
приготовленного
кулинарного блюда.
Вопрос: Что происходит с пищей
во время пережевывания?
Вопрос: Откуда берется слюна?
Вопрос: какие железа находятся
в ротовой полости
Практическая работа.
Тема: ”Определение расположения слюнных желез”
Цель этой работы: выяснить расположение слюнных желез; обеспечение усвоения
новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
1. Определение положения околоушных слюнных желез.
Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы
почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.
! Околоушные слюнные железы
2. Определение положения подчелюстных слюнных желез.
Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступая на 23 см от ее
углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
! Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от
количества муцина –слизи ( обеспечивает глотание пищи).
3. Подязычная железа.
Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удаются. Зато легко обнаруживается
устье протока этой : у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю с
дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть
небольшой фонтанчик слюны.
Вопрос: 8) Какова функция слюны?
разных
продуктов
потреблении
В ротовой полости пища смачивается слюной и
пережевывается, то есть происходит ее химическая и
механическая
обработка.
При
питания
выделяется неодинаковое количество слюны. Это
зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо,
выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл.
Состав слюны зависит функционального состояния и
возраста человека. Внешне она похожа на воду, но18 – 35
раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.
Ферменты это биологически активные вещества,
которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.
Состав слюны:
1. Муцин – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого
комка и облегчает его проглатывание.
2.Лизоцим – убивает микробов.
3. Амилаза – является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы.
Зубы -это обнаженная часть нашего
скелета, и каждый зуб живой организм.
VI/ “VI. Этап
закрепления знаний.
Тестирование
VII.Рефлексия.
Самоанализ
1.Мне больше всего удалось…
2.Я могу себя похвалить за…
3.Я могу похвалить одноклассников за…
4.Меня удивило…
5.Для меня было открытие то, что…
6.На мой взгляд, не удалось…, потому что…
7.На будущее я учту…
8.Эти знания мною могут быть использованы…
Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на
вопрос.
В Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для
решения вопроса о виновности или невиновности подсудимого ему
предлагали съесть сухой рис. Если он проглатывал рис, значит, он не
виновен, если нет, то человека считали невиновным. Почему?
Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или
невиновности человека?
При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой
рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно
нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог
проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна
смачивала рис, и он глотал его.
VIII. Вывод.
В ротовой полости пища подвергается
механической и химической
обработки. Зубы измельчают пищу, а
слюна является пищеварительным
соком: под действием ее ферментов
крахмал начинает расщепляться.