Презентация позволяет развить знания учащихся по видам пищевых цепей, о роли организмов: автотрофов (фотосинтетиков и хемосинтетиков) и гетеротрофов (консументов и редуцентов) в пищевой цепи. В презентации даются разного рода задания из ЕГЭ - уровня "С" на развитие  умений применять знания - пищевых цепях на решение практических заданий.Учебно-методическая презентация к уроку биологии.
            
        
        
        
                    
                                    
                                    
                        
                        
                            Тема  урока:
«Пищевые  цепи - 
ряд  взаимосвязанных  
»
видов, 
где  каждый  предыдущий 
служит  пищей 
последующему
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Сколько звеньев пищевой цепи указано?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            В пищевой цепи минимум 3 звена:
II. Гетеротрофы – питаются готовыми 
I. Автотрофы  
продуценты  
органическими веществами
3)  Редуценты  
деструкторы
разрушители 
органических 
веществ до 
перегноя=гумуса 
и солей:
В) клубеньковые 
А) бактерии  
микроорганизмы;
Б) грибы
бактерии  
сапрофиты;
Г) бактерии  
паразиты
2) Консументы  
потребители
органических 
веществ:
А) животные;
Б) растения  
паразиты;
производители —
создают  
органические 
вещества 
из неорганических: 
А) зеленые 
растения;
Б) синезеленые 
водоросли
цианобактерии;
В) хемосинтези
рующие бактерии
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Сапрофиты – организмы, 
питающиеся мертвыми 
органическими остатками
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Фотосинтез - 
6СО2↑ +6Н2О = С6Н12О6 + 
6О2↑
                        
                     
                                    
                        
                        
                            консумент 1го порядка
автотроф  продуцент
производитель
    Пастбищная цепь: 
 →
клевер 
гусеница  →
лягушка  →
 →
уж 
ястреб
   Кем являются 
     организмы в цепи 
питания?
третичный хищник
потребитель
консумент 2го порядка
первичный хищник
консумент 3го порядка
вторичный хищник
консумент 4го порядка
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Зерномышьсоваволкбактерии
Определите:
1. Редуцент  ...
2. продуцент  ...
3. консумент 1го порядка  …
4. первичный хищник  ...
5. консумент 2го порядка  ...
6. вторичный хищник  ...
                        
                     
                                    
                        
                        
                            →
инфузориятуфелька 
сенная палочка 
 →
 →
ил 
 →
моллюск 
 →
рыба 
чайка
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Какова последовательность
организмов в цепи питания?
А) морские  ластоногие  
млекопитающие                   
Б)  мелкие  ракообразные,  моллюски   
В) кальмары,  крабы,  
некрупные  хищные  рыбы               
Г) планктон  моря             
Д) белый  медведь
Г Б В А Д
                        
                     
                                    
                        
                        
                            А.  Почему лису 
в экосистеме леса относят 
к консументам II порядка, 
а мышей к консументам 
I порядка и какие 
биологические связи 
существует между 
указанными животными?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ответ: 1) лисы  питаются  
растительноядными  животными, 
поэтому   ее относят  
к консументам  II порядка;
отношения 
хищник  жертва.
2) мыши  питаются  растительной 
пищей, поэтому  их  относят к 
консументам  I  порядка;
3) между  лисой и мышью  существуют
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Правило  10%  правило  
экологической  пирамиды  
с одного пищевого уровня 
на другой переходит 
10% энергии;
90% энергии рассеивается 
в виде тепла
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Типы  пищевых цепей:
 Пастбищная пищевая цепь (цепь выедания)
 Детритная пищевая цепь
                        
                     
                                    
                        
                        
                            1. В  некоторых  лесных  
биоценозах  для  защиты  
куриных  птиц  проводили  
массовый  отстрел  
дневных  хищных  птиц.  
Объясните,  как отразилось  
это  мероприятие  
на  численности  куриных.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            1) в начале  численность  куриных  
возросла. т.к. были  уничтожены  их  враги  
(естественно  регулирующие  численность);
2) затем  численность  куриных  
сократилась  изза  нехватки  корма;
3)  возросло  число  больных  и  ослабленных 
 особей  изза  распространения  болезней  и 
отсутствия  хищников,  
что тоже  повлияло  на  снижение   
численности  куриных.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            2. В искусственный водоем  
запустили  карпов.  
Объясните, как  это  может  
повлиять  на  численность  
обитающих  в нем  личинок  
насекомых, карасей и щук.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            1) численность  личинок  сократится, 
т.к. они  служат  пищей  
для карпов и карасей;
2) численность   карасей  сократится  
вследствие  конкуренции  
с карпами  изза  пищи;
3) численность  щук  увеличится  
вследствие  расширения  кормовой  
базы (карпы караси).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            3.  Приведите  не  менее  
трех  примеров  изменений  
в смешанном  лесу,  
если  в нем  сократилась  численность  
насекомоядных  птиц.
1) увеличение  численности  насекомых;
2) сокращение  численности  растений,  
которыми  питаются  насекомые;
3) сокращение  численности  
хищных  животных,  питающихся  
насекомоядными  птицами.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            4.  Объясните,  
как осуществляется  регуляция  
численности  насекомых,  
насекомоядных  птиц и 
хищных  птиц  в экосистеме  
смешанного  леса,  
если  численность  насекомых  
возрастает?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            1) при  увеличении численности насекомых  
увеличивается  численность  насекомоядных  птиц,  
что  приводит  
приводит  
в дальнейшем  к возрастанию  
численности  насекомых
к уменьшению  численности  насекомых;
2) увеличение  численности  насекомоядных  птиц  
приводит  к увеличению  численности  хищных  
птиц,  что  приводит 
к сокращению  численности  насекомоядных  птиц;
3) уменьшение  численности  насекомоядных  птиц
                        
                     
                                    
                        
                        
                            5.  Почему  
сокращение  численности  волков  
изза  отстрела  в биоценозах  тундры  
приводит  к уменьшению  запасов  
ягеля  корма  северных оленей.
1) сокращение  численности  волков  
сопровождается  увеличением  
численности  оленей;
2) высокая численность оленей  
приводит  к  истощению  
их кормовой базы  ягеля.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            обработку  деревьев  
ядохимикатами  для  
уничтожения   комаров  и 
мошек.  Укажите  не менее  
четырех  последствий  
6.  В  биогеоценоз   леса  провели  
воздействия  
этого  мероприятия  
на  биогеоценоз  леса.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            6. 1) сократилась  численность  
не только  кровососущих  насекомых, 
но насекомых  опылителей  растений;
2) уничтожение  насекомых  
вызвало  снижение  численности  
биогеоценоза.
насекомоядных птиц;
3) произошло  загрязнение  
ядохимикатами  почвы,   воздуха,  воды;
4) произошло  отравление  организмов  
разных  звеньев  цепей  питания
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Составьте цепи питания
заяц
лиса
осина
1
4
2
5
дрозд
3
7
ястреб
Ответ 
312        6754
6
листва
Дождевой 
червь
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • Что вы узнали на уроке?
• Чему вы научились?
• Что было понятным 
на уроке?
• Что у вас не получилось?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            КГКП «Рудненский Горнотехнологический колледж»
Учитель биологии и химии  
высшей категории