Исследование функциональной асимметрии головного мозга человека представляет собой важную общенаучную проблему, которая разрабатывается в настоящее время невропатологами, физиологами, генетиками, нейропсихологами.
Цель работы: в обосновании положения о том, что деятельность учащихся связана с таким фенотипическим признаком, как доминирование левого или правого полушария головного мозга.
Учащиеся выявляют у себя степень развитости функциональной асимметрии головного мозга и определяют свою профориентацию
“Жизнь отчетливо указывает на две
категории людей: художников и
мыслителей, между ними резкая
разница. Одни – художники...
захватывают действительность
целиком, сплошь, сполна, без всякого
дробления... Другие – мыслители,
именно дробят ее.., делая из нее
какойто временный скелет, и затем
только постепенно как бы снова
собирают ее части и стараются их
таким образом оживить...”
И. И.
П. Павлов
П. Павлов
И. П.
И. П.
Павлов
Павлов
исследования подтвердили, что правое и левое
полушария имеют специфические функции.
Современные преобладания активности того
или иного полушария оказывает существенное
влияние на индивидуальные особенности
личности человека.
Нет главного и второстепенного,
Нет главного и второстепенного,
«большого» и «малого» полушарий.
«большого» и «малого» полушарий.
Правое полушарие-база образного
полушарие-база образного
Правое
мышления - охватывает мир явлений во
мышления - охватывает мир явлений во
всем его богатстве и разнообразии.
всем его богатстве и разнообразии.
Левое полушарие - база абстрактного
полушарие - база абстрактного
Левое
мышления - ищет и находит в этом мире
мышления - ищет и находит в этом мире
гармонию причин и следствий.
гармонию причин и следствий.
Полноценная психика предполагает
Полноценная психика предполагает
согласованную и уравновешенную работу
согласованную и уравновешенную работу
обоих полушарий.
обоих полушарий.
Левшество и правшество могут быть
Левшество и правшество могут быть
абсолютными, парциальными
абсолютными, парциальными
(частичными), а иногда и скрытыми, не
(частичными), а иногда и скрытыми, не
выявляемыми в быту.
выявляемыми в быту.
Абсолютные правши – 42 %
Абсолютные правши – 42 %
Абсолютные левши - 8 – 10 %
Абсолютные левши - 8 – 10 %
Остальные 48-50% людей являются либо
Остальные 48-50% людей являются либо
правшами с признаками левшества, либо
правшами с признаками левшества, либо
левшами с признаками правшества,
левшами с признаками правшества,
причем более чем у половины из них
причем более чем у половины из них
преобладает левшество над
преобладает левшество над
правшеством.
правшеством.
При изучении вопроса о происхождении
левшества и правшества выделились три
основных направления:
«генетическое» (у правшей сильвиева борозда справа
расположена выше левой, в то время, как у 71% левшей
правая и левая борозды примерно симметричны. У правшей
отмечается больший диаметр внутренней сонной артерии
слева и выше давление в ней, чем в правой, а у левшей
обратная картина).
«культурное» (правшество левшество как следствие
социального воспитания, опыта, условий жизни).
«патологическое» (любое проявление леворукости есть
следствие родовой травмы).
Практическое занятие « Определение
ведущего полушария головного мозга»
ЗАДАНИЕ:
1. Составить пиктограмму (представить схематично
или образно данное слово или словосочетание)
2. Выполнить второе задание.
3. Сделать вывод.
РАБОТА:
№1 ПИКТОГРАММА
1.Счастливый человек 2. Рана 3.Развитие
4. Строгий учитель 5. Теплый вечер 6. Мечта
№2 ЗАДАНИЕ (конкретизация задания №1)
Оценить учебные предметы по возрастающей
восьми балльной системе:
Слева
1. Информатика _____
2 .Математика_______
3. Иностранный язык __
4. Физика _____
Справа
5. Литература______
6. История_______
7. Биология _____
8. Выразительное
чтение_________
Количество баллов __________ Количество
баллов:______________
№ 3 ВЫВОД:
Рисунки имеют (подчеркните) СХЕМАТИЧЕСКОЕ,
ОБРАЗНОЕ, СМЕШАННОЕ изображение и больше
баллов получили предметы СЛЕВА СПРАВА;
Следовательно, у меня ведущее полушарие
(подчеркните) ПРАВОЕ ; ЛЕВОЕ; ОБА РАБОТАЮТ
ОДИНАКОВО.
я имею (подчеркните) техническую,