Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов. Основные группы помещений гостиницы, в зависимости от функционального назначения, подразделяются:
на жилые;
административные; 
обслуживающие; 
подсобные.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства размещения делятся на две категории: коллективные и индивидуальные.Презентация по дисциплине Организация сервисной деятельности на тему: Гостиничный сервис
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            Гостиничный сервис и 
тенденции его 
развития
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Гостиничный сервис: общая характеристика
 Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает 
предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение 
краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и 
студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п. К этой деятельности 
относятся и услуги ресторанов. Основные группы помещений гостиницы, в 
зависимости от функционального назначения, подразделяются:
 на жилые;
 административные; 
 обслуживающие; 
 подсобные.
 В международной практике принята стандартная классификация средств 
размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства 
размещения делятся на две категории: коллективные и индивидуальные.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Гостиницы обладают 
следующими признаками
 состоят из номеров, число которых превышает 
определенный минимум, имеют единое руководство;
 предоставляют разнообразные гостиничные услуги, 
перечень которых не ограничивается ежедневной 
заправкой постелей, уборкой номера и санузла;
 сгруппированы в классы и категории в соответствии с 
предоставляемыми услугами, имеющимся 
оборудованием и стандартами страны; 
 не входят в категорию специализированных заведений.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Специализированные предприятия, помимо предоставления услуг размещения, выполняют еще 
какуюлибо другую специализированную функцию.
К числу предприятий данного вида относятся оздоровительные заведения, лагеря труда и 
отдыха, конгрессцентры и т. д. Прочие коллективные средства размещения предоставляют 
ограниченные гостиничные услуги, исключая ежедневную заправку постелей и уборку жилых 
помещений. Они могут состоять не из номеров, а представлять собой единицы типа «жилища», 
«площадки для кемпинга» или «коллективные спальные помещения (общежития)». Все средства 
размещения классифицированы по отдельным группам. Группа «Гостиницы и аналогичные 
предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и 
пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские 
общежития.
Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, 
размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а 
также конгрессцентрах.
Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, 
организованные в качестве жилищ, предназначенных для отдыха, огороженные площадки для 
палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные 
общежития и т. д.
К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища  квартиры, виллы, 
особняки, коттеджи, используемые посетителямирезидентами (в том числе и апартаменты 
таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые 
бесплатно родственниками и знакомыми.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Правовые документы
 В Российской Федерации приняты и действуют следующие нормативные 
документы, определяющие услуги размещения:
 Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, 
утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. 
№ 490 ГОСТ Р 50645  94 «Туристскоэкскурсионное обслуживание. 
Классификация гостиниц»; ГОСТ Р 50690  94. «Туристскоэкскурсионное 
обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».
 Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002  93 (О КУН). 
 Раздел 061600 «Услуги по предоставлению мест проживания»; раздел 
 041200 «Услуги гостиниц и прочих мест проживания», раздел 082100 
«Проживание, лечение и другое обслуживание (входящее в стоимость 
путевки)».
 Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства 
(ОКОНХ).
 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, 
продукции и услуг (ОКДП).
 Временное положение о лицензировании гостиничной деятельности в г. 
Москве, утвержденное постановлением правительства Москвы от 3 июня 
1997 г. № 416.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Различают большие и малые 
гостиницы.
 Различают большие и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать под малой 
гостиницей – гостиницу с количеством номеров до 30. Другая точка зрения 
заключается в том, что малая гостиница – это такая гостиница, которая может 
обслуживаться и управляться членами одной семьи. В большинстве своем малые 
гостиницы, как правило,  независимые гостиницы, не входящие в гостиничные цепи.
 Индустрия гостеприимства охватывает разные группы организаций, включая 
гостиницы, мотели, гостевые дома, которые предоставляют социальные и 
персональные услуги. Термин «гостеприимство» завоевал особую популярность в 
последние годы не только во всем мире, но и в нашей стране.
        Гостиничный комплекс является важнейшим элементом социальной сферы, 
играющим большую роль в повышении эффективности общественного производства 
и соответственно росте жизненного уровня населения. Несмотря на нестабильную 
экономическую ситуацию, рынок 
 гостиничных услуг России постепенно расширяется.
 Так, с начала 90х годов международные гостиничные цепи начали участвовать в 
строительстве реконструкции и управлении гостиницами в России.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Услуги средств 
размещения
 Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности 
включает предоставление гостиничных услуг и организацию за 
вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, 
кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах 
для приезжих и т.п. К этой деятельности относятся и услуги 
ресторанов, без которых немыслимо качественное обслуживание 
туристов и экскурсантов.
 Начнем с характеристики временного средства размещения 
туриста или экскурсанта – с гостиницы.
       Гостиница – это предприятие, предоставляющее людям, 
находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди  
которых (комплекообразующими) в равной степени являются услуга 
размещения и питания.
                        
                     
                                    
                        
                        
                             В гостиницах имеются различные категории номеров, отличающиеся 
площадью, меблировкой, оборудованием, оснащением и т.д. 
 Однако независимо от категории каждый гостиничный номер 
должен иметь следующую мебель и оборудование:
 кровать;
 стул или кресло в расчете на одно место;
 ночной столик или тумбочку в расчете на одну кровать;
 шкаф для одежды;
 общее освещение;
 мусорную корзину.
     Помимо этого в каждом номере должна содержаться 
информация о гостинице и план эвакуации на случай пожара.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Услуги
 Услуги по предоставлению гостям питания состоят из комбинации различных 
процессов: производственного (приготовление блюд на кухне), торгового 
(продажа готовых к употреблению продуктов, алкогольных и безалкогольных 
напитков), сервисного (обслуживание гостей официантами в ресторане, баре, 
кафе, гостиничных номерах). Описать все виды соотношений 
       К дополнительным или прочим услугам относятся предложение бассейна, 
тренажерного зала, сауны, бизнесцентра, залов для переговоров, прокат 
автомобилей, услуги химчистки, прачечной, парикмахерской, массажного 
кабинета и ряд других. В настоящее время дополнительные услуги приобретают 
все большее значение в формировании рыночной привлекательности 
гостиничного предприятия. 
 Особый  интерес у гостей вызывают услуги, выделяющие данную гостиницу из 
ряда других. В большинстве случаев такими услугами могут быть предоставление 
анимационного отдыха, интересной концертной или экскурсионной программ, 
подарки постоянным гостям, именинникам, молодоженам.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Особенности
 К особенностям гостиничных услуг относятся:
 процесс производства и потребления гостиничной услуги не является 
одновременным. Гостиница, в которой Вы остановились, была построена задолго 
до того, как Вы решились воспользоваться ее услугами;
 ограниченная возможность хранения. Даже если на Вас неизгладимое впечатление 
произвел уровень обслуживания, Вы сможете сохранить о нем впечатления лишь в 
своей памяти; 
 срочный характер гостиничной услуги предполагает, что Вы сможете 
воспользоваться услугой проживания и питания не более установленного срока;
 сезонный характер спроса на услуги гостиницы обусловлен сезонным туристским 
спросом. Так, на Кипре, где, несмотря на благоприятные климатические условия, 
часть гостиниц закрывается в период туристского «отлива»;
 Установлено, что бизнестуристы, участники конгрессов, выставок и конференций 
предпочитают более комфортные и, как следствие, более дорогие гостиницы.