Цели урока
Образовательная – сформировать представление о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений
Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, совершенствовать мыслительную деятельность (умения сравнивать, размышлять, выделять главное, сопоставлять, делать выводы); развивать речь; решать тренировочные задачи
Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; показать, что зная, язык математики можно установить вид физической закономерности
Задачи урока
Знать:
определения
давления;
единицы измерения давления в любой системе единиц и в Международной системе единиц (СИ);
физический смысл давления;
обозначения физических величин;
способы увеличения и уменьшения давления;
выяснить, пути получения малого и большого давления;
формулы:
давления твердого тела;
силы давления;
площади поверхности, на которую производится давление
Уметь:
решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;
рассчитывать площади поверхности, на которую производится давление;
переводить единицы измерения давления
Сила упругости:
возникает при деформации;
стремиться вернуть тело в исходное положение;
перпендикулярна поверхности;
противоположна смещению;
обозначается F упр;
при малых деформациях выполняется закон Гука Fупр = k ∆l, где k – жесткость, ∆l – изменение длины тела
Расскажите, что Вы знаете о силе упругости?
Сила трения – сила, характеризующая взаимодействие тел, препятствующее их относительному движению
Причины возникновения – шероховатость поверхностей соприкасающихся тел; взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел
Обозначение – Fтр
Виды трения: трение скольжения, трение качения
Когда-то Лобачевский думал, кутаясь в пальто:«Как мир прямолинеен. Видно, что-то здесь не то!»Но он вгляделся пристальней в безоблачную высьИ там все параллельные его пересеклись.Все известно вокруг, тем не менее,На Земле еще много того,Что достойно, поверь, удивленияИ твоего, и моего.Удивляйся росе,Удивляйся цветам, Удивляйся упругости стали, Удивляйся тому, Чему люди поройУдивляться уже перестали! С.Никитин
№ | ДЭЗ | Источник знаний | Вопросы к ДЭЗ |
1 | Результат действия силы зависит от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует и зависит от силы, действующей на единицу площади поверхности | с. 77 | От чего зависит результат действия силы на тело? |
2 | р = F / S, где р – давление, F – сила давления, действующая на поверхность, S – площадь поверхности | с. 79 | Формула давления |
3 | Давлением называется физическая величина, равная отношению силы давления, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности | с. 78 | Что называют давлением? |
4 | Давление показывает, какая сила давления действует на единицу площади | Каков физический смысл давления? | |
5 | За единицу давления принято такое давление, при котором на единицу площади действует единица силы давления | с. 79 | Что принято за единицу давления? |
6 | За единицу давления в СИ принято такое давление, при котором на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности действует сила давления в 1 Н | Что принято за единицу давления в системе СИ? | |
7 | [р] = [F] / [S] = ньютон / квадратный метр = паскаль | Получите наименование единицы давления | |
8 | [р] = [F] / [S] = Н / м2 = Па | Получите обозначение единицы давления | |
9 | Чем больше (меньше) сила давления, действующая на одну и ту же площадь, тем больше (меньше) будет | с. 79 | Как можно уменьшить (увеличить) давление? |
Лабораторная работа «Вычисление давления твердого тела на опору»
Порядок выполнения работы
Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска)
Измерьте длину, ширину и высоту бруска
Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска
Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями
На основе полученных результатов сформулируйте вывод
Решение качественных задач
1 группа
Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост?
Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?
Объясните физический смысл пословицы: «Шило в мешке не утаишь»?
Одинаковое ли давление оказываем мы на карандаш, затачивая его тупым и острым ножом, если прилагаемое нами усилие одно и тоже?
Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?
2 группа
Почему опорную площадку губок у плоскогубцев делают большой, чем у кусачек?
Почему олени почти не проваливаются в снег?
Почему при постройке здания его стены возводятся одновременно до одинаковой примерно высоты?
В каком положении брусок оказывает наименьшее давление?
Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?
Контрольное тестирование
1. От чего зависит результат действия силы на тело?
А) от модуля силы и от площади поверхности, перпендикулярно к которой она действуетБ) от площади поверхности, перпендикулярно к которой действует сила
В) от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую она действует
2. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…
А) силой давления Б) давлением В) весом тела
3. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?
А) больше; меньше Б) больше; больше В) меньше; меньше4. Как изменится давление книги на стол, если поставить ее на ребро?
А) не изменится Б) уменьшится В) увеличится
5. В каких единицах измеряется давление?
А) Н Б) Па В) м2
6. Выразите в Па давление 10 кПа?
А) 10000Па Б) 100Па В) 1000Па
7. Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м 2. Определите давление станка на фундамент?
А) 48 Па Б) 25000 Па В) 4800 Па
8. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5 кПа. Какую площадь опоры имеет ящик?
А) 0,192 м2 Б) 19,2 м2 В) 1,92 м2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.