Углубить знания студентов о структуре сложного
строения атома. Систематизировать знания, умения и навыки
к восприятию, осмыслению первичного усвоения
материала. Познакомить с историей открытия радиоактивности.
Развивать коммуникативные компетенции: правильное
использование физической терминологии, символики.
Развивающие: Развивать у студентов познавательный интерес к предмету.
активизировать мыслительную деятельность студентов на уроке.
Развивать умение самостоятельно работать на уроке, излагать и воспринимать новый материал. Развивать: умение анализировать, делать выводы, логически мыслить, развивать речь, память, внимание. Умение применять полученные знания.
КГУ «средняя школа №4 г.Тайынша»
Презентация:
по теме:
«Радиоактивность
веществ»
Цель урока:
Создать условия для
изучения данной
темы урока.
Раскрыть
физическую
природу
радиоактивности.
Задачи урока:
• Образовательные: Углубить знания студентов о структуре сложного
строения атома. Систематизировать знания, умения и навыки
к восприятию, осмыслению первичного усвоения
материала. Познакомить с историей открытия радиоактивности.
Развивать коммуникативные компетенции: правильное
использование физической терминологии, символики.
Развивающие: Развивать у студентов познавательный интерес к
предмету.
активизировать мыслительную деятельность студентов на уроке.
Развивать умение самостоятельно работать на уроке, излагать и
воспринимать новый материал. Развивать: умение анализировать,
делать выводы, логически мыслить, развивать речь, память, внимание.
Умение применять полученные знания.
Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения,
познавательного интереса к предмету, взгляды и убеждения, увлечь
и заинтересовать учеников темой урока, создать личную ситуацию
успеха на уроке.
Тип урока: Изучение нового материала.
М.Кюри, П. Кюри.
• Оформление к уроку:
• 1. портреты учёных: Беккерель, Резерфорд,
•
• 2. Презентация «Радиоактивность веществ»
• 3. Физика11 кл. Р.Башарулы, Г. Байжасарова, У. Токбергенова
• 4. «Маршрутный лист» по теме «Радиоактивность».
• 5. Оформление доски: 1)новые слова:
•
Радиоактивность, радиоактивные элементы,
радиоактивные излучения, радиация.
• 2) таблица для кроссворда.
• 3) слова М.Кюри: «Ничего не надо бояться надо лишь понять
неизвестное».
• 4) слова Ф. Бэкона: «Движущей идеей прогресса стала наука».
Ход урока:
• 1. Организационный момент.
• 2. Актуализация опорных знаний.
• 3. Мотивация учащихся на изучение нового
материала.
• 4.Изучение нового материала
(самостоятельная работа учащихся).
• 5. Закрепление темы (тест № 6).
• 6. Рефлексия урока.
• 7. Итог урока. Оценки.
• 8. Домашнее задание.
Актуализация опорных знаний:
• Разгадав кроссворд, в центральном
слове, вы назовёте тему нашего
урока.
• Работайте быстро и внимательно!
Вопрос:
• 1. Как вы думаете,
о чём мы будем
сегодня говорить,
что изучать?
• 2. Какую цель
урока мы
поставим перед
собой?
«Движущей
идеей
прогресса
стала наука».
Френсис Бэкон.
• «Ничего не надо бояться – надо лишь
понять неизвестное».
М. Кюри.
Сегодня нам всем знакомы слова:
«Радиоактивность, радиация,
радиоактивные элементы,
радиоактивное излучение».
Многие из вас знают, что они
служат человеку: они позволяют
в ряде случаев поставить
правильно диагноз болезни,
лечат опасные заболевания,
повышают урожайность
культурных растений и т.д. Но,
мы знакомы и с обратной
стороной этой «жестокой и
коварной дамы».
• Радиация – это необычные
лучи, которые глазом не
видно и вообще нельзя
никак почувствовать, но
которые могут даже через
стены проникать и
пронизывать человека.
«Радиация,
радиоактивность» слово
латинское, которое
означает «лучеиспускание».
Сейчас ХХI век, а перед человечеством вновь дилемма: атом и
радиоактивность, радиация, которую он испускает, могут стать
источником благоденствия или гибели всего человечества, угрозы
или надежды. Останемся мы в истории как поколение глупцов или
людей, которые победили болезни и смерть?
Изложение нового материала:
Мы сегодня на уроке с вами должны
ответить на вопросы:
1.Что такое явление радиоактивности?
2. В чём состоит это явление?
3. Кто открыл это явление?
4. Какова физическая природа
радиоактивности?
5. Каковы свойства радиоактивного
излучения?
Работа с учебником: Ф11кл.. §35,
стр. 136140,
работа по «Маршрутному
• Заполните таблицу:
листу».
излучение
заряд
природа
проникающая
способность.
Альфа
излучение
Бета излучение
Гамма
излучение
Радиоактивность была
открыта случайно
французским учёным
Анри Беккерелем в 1896
году. Он изучал свечение
солей урана,
предварительно
облучённых солнечным
светом.
• Но однажды Беккеркель
положил на фотопластинку
соль урана, не осветив её
предварительно лучами
солнца, и весь препарат убрал
в тёмный ящик. Через
несколько дней , проявив
фотопластинку, он обнаружил
на ней отпечаток куска
урановой руды.
• Вывод: соли урана
самопроизвольно, без влияния
внешних факторов создают
какоето излучение. Беккерель
назвал их «урановые» лучи.
излучение урановых солей, кроме действия на фотопластинку,
ионизируют воздух, проникает сквозь тонкие металлические
пластинки и это излучение независит от внешних условий
Начались интенсивные исследования. Обнаружили, что
(освещения, давления и температуры).
Всестороннее изучение этого явление
было произведено Марией и
Пьером Кюри. Им удалось
выделить из урановой руды:
полоний ( 84Ро) и радий ( 88Ra),
торий (90Th).
Радий – редкий элемент: чтобы
получить 1г чистого радия, надо
переработать не менее 5 т
урановой руды.
Явление самопроизвольного
излучения супругами Кюри
было названо
радиоактивностью (1898
год).
«Ничего не надо
бояться – надо
лишь понять
не известное».
1867 – 1934г.г. 1859 – 1906 гг.
• Научный подвиг Пьера и Марии Кюри
был признан во всём мире ещё при их
жизни. В 1903 году совместно с Анри
Беккерелем удостоены Нобелевской
премии по физике.
• В честь супругов Кюри был назван
искусственно полученный химический
элемент с порядковым номером
96 – кюрий Cm.
В чём суть явления радиоактивности? Каков
её внутренний механизм? И в чём её
истинная причина?
Вот что хотел понять прежде всего
Резерфорд – английский физик (1871 –
1937гг).
• Он поставил
классический опыт,
позволяющий
обнаружить
сложный состав
радиоактивного
излучения.
Состав излучения:
• Препарат радия
помещали на дно узкого
канала в куске свинца.
Против канала
находилась
фотопластинка. После
проявления
фотопластинки
обнаруживалось одно
тёмное пятно, точно
напротив канала.
Состав излучения:
В магнитном поле пучок
распадался на три
пучка. Две
составляющие
первичного потока
отклонялись в
противоположные
стороны. Это
указывало на наличие
у этих излучений
электрических
зарядов
противоположных
знаков. Третья
составляющая не
отклонялась
магнитным полем.
Состав излучения:
Положительно
заряженный компонент
получил название:
альфалучей – α.
Отрицательно
заряженный бета
лучей – β.
лучей – γ.
Нейтральный – гамма –
Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг
от друга по проникающей способности, т.е. по тому,
насколько интенсивно они поглощаются различными
веществами.
Виды излучения
излучение излучение
излучение
Физическая природа этих излучений различна:
излучение:
• Положительно заряженная частица, слабо
отклоняется магнитным и электрическим полями.
Это поток частиц ядер атома гелия 2He4,
обладает малой проникающей способностью, лист
плотной бумаги их задерживает, надёжной
защитой от альфачастиц является также одежда
человека.
Попадая внутрь организма через рану, с пищей
или вдыхаемым воздухом – радиоактивные
вещества, испускающие альфа частицы,
становятся чрезвычайно опасными.
Распространяются со скоростью около 20 тысяч
км/с.
излучение:
Отрицательно заряженные частицы. Сильно отклоняются
как в магнитном, так и в электрическом поле.
Бетачастицы представляют собой поток электронов
1е0.
Имеют большую проникающую способность. Они полностью
поглощаются оконными и автомобильными стёклами,
металлическими экранами толщиной в несколько мм.
Одежда поглощает до 50% бета частиц. Представляет
серьёзную опасность при попадании радиоактивных
веществ непосредственно на кожу, глаза или внутрь
организма.
Распространяется со скоростью близкой к скорости света –
300 000 км/с.
излучение
• Нейтральный – гамма частицы (кванты). Магнитным
полем не отклоняются. Представляют собой
электромагнитное излучение. Длина волны очень мала:
от 1010 до 1013 м. Гамма –излучение имеет наибольшую
проникающую способность.
• Хорошей защитой от гаммаизлучений являются тяжёлые
металлы, например толстый слой свинца или толстый слой
бетона, которые для этих целей используются наиболее
часто.
• Скорость распространения гаммалучей как и у всех
электромагнитных волн 300 000 км/с.
• На шкале электромагнитных волн они следуют за
рентгеновскими волнами.
вид излучения заряд
Альфа
излучение
Бета
излучение
Положительн
о заряженная
частица
Отрицательно
заряженная
частица
Гамма
излучение
Нейтральное
излучение
Свойства радиоактивных
излучений:
природа
излучения
Ядро атома
гелия
Испускаются
электроны
Коротковолно
вое
электромагни
тное
излучение
Проникающая
способность
. Слой бумаги
толщиной
толщиной 0,1 мм
непрозрачен.
Задерживает
алюминиевая
пластина
толщиной в
несколько мм
Наибольшая
проникающая
способность,
больше, чем у
рентгеновского.
Вывод по изученной теме:
• Явление радиоактивности т.е.
самопроизвольное излучение
веществом: альфа, бета, гамма
излучений послужило
основанием для предположения
о том, что атомы вещества
имеют очень сложный состав.
Закрепление:
•
Тест № 6.
1.
Кто открыл явление радиоактивности?
А) М.Кюри Б) Бор В) Резерфорд Г) Беккерель
2. Какой заряд имеет: А) альфа Б) бета В) гамма – излучения?
1)
Положительный 2) отрицательный 3) нейтральный 4) нулевой
3. Что собой представляют: А) альфа Б) бета Г) гаммаизлучения?
1)
Поток ядер гелия 2)поток электронов 3) излучение квантов энергии.
4. Кто изучил природу радиоактивности?
А) Беккерель Б) Бор В) супруги Кюри Г) Резерфорд
5. У какого излучения наибольшая проникающая способность?
А) альфаизлучение Б) гаммаизлучение В) бетаизлучение.
4.
Г
5.
Б
2.
1.
Д А)1
Б)2
В)3
3.
А)1
Б)2
В)3
Ответы:
Оценки:
Если нет ошибок – « 5»
если 1 – ошибка « 4»
если 2 – 3 ошибки – « 3»
если 4 и более ошибок – «плохо».
Рефлексия урока:
• 1. Что мы сегодня с вами изучали?
• 2. Что такое радиоактивность?
• 3. Какова физическая природа радиоактивности?
• 4.Довольны ли вы своим результатом работы на
уроке или нет и почему?
• 5. Как вы думаете, мы цели урока достигли?
• 6. Вам эта тема урока в жизни пригодиться? Чем для
вас ценен изучаемый материал?
• 7. Какой вывод вы сделали из выражения Френсис
Бэкона? Почему эти слова взяты как эпиграф к
нашему уроку?
• 8. Что именно помогло вам сегодня безошибочно
справиться с работой?
Итог урока:
Ваши оценки
за урок!
Домашнее задание:
1. Конспект
урока в
тетради.
2. Подготовка к
зачёту.
Используемая литература:
• 1.Физика 11кл. Р.Башарулы, Г.Байжасарова,
У.Токбергенова.Алматы, «Мектеп» 2011
• 2. Е. Кюри «Мария Кюри», М., Атомиздат,1973
• 3. Л.И.Пономарёв «Под знаком кванта», М.,
Наука, 1984.
• 4. Ю.Тёльдеши,М.Кенда: «Радиация – угроза
и надежда»,М., Мир,1979.
• 5. Интернетресурсы: картинки:
• http//www qooqle. ru
• http// imades,yandex.ru