Презентация по физике на тему: "Радиоактивность веществ" 11 класс

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 22.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Углубить знания студентов о структуре сложного строения атома. Систематизировать знания, умения и навыки к восприятию, осмыслению первичного усвоения материала. Познакомить с историей открытия радиоактивности. Развивать коммуникативные компетенции: правильное использование физической терминологии, символики. Развивающие: Развивать у студентов познавательный интерес к предмету. активизировать мыслительную деятельность студентов на уроке. Развивать умение самостоятельно работать на уроке, излагать и воспринимать новый материал. Развивать: умение анализировать, делать выводы, логически мыслить, развивать речь, память, внимание. Умение применять полученные знания.
Иконка файла материала радиоактивность веществ.ppt
КГУ «средняя школа №4 г.Тайынша» Презентация: по теме: «Радиоактивность  веществ»
Цель урока: Создать условия для   изучения данной  темы урока.  Раскрыть  физическую  природу   радиоактивности.
Задачи урока: • Образовательные: Углубить знания студентов о структуре сложного             строения атома. Систематизировать знания, умения и навыки               к восприятию, осмыслению первичного усвоения              материала. Познакомить с историей открытия радиоактивности.              Развивать коммуникативные компетенции: правильное              использование физической терминологии, символики. Развивающие: Развивать у студентов познавательный интерес к  предмету.             активизировать мыслительную деятельность студентов на уроке.             Развивать умение самостоятельно работать на уроке, излагать и  воспринимать новый материал. Развивать: умение анализировать,  делать выводы, логически мыслить, развивать речь, память, внимание.  Умение применять полученные знания. Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения,  познавательного интереса  к предмету, взгляды и убеждения, увлечь  и заинтересовать учеников  темой урока, создать личную ситуацию  успеха на уроке.
Тип урока: Изучение нового материала.                                    М.Кюри, П. Кюри. • Оформление к уроку: • 1. портреты учёных: Беккерель, Резерфорд, • • 2. Презентация «Радиоактивность веществ» • 3. Физика11 кл. Р.Башарулы, Г. Байжасарова, У. Токбергенова • 4. «Маршрутный лист» по теме «Радиоактивность». • 5. Оформление доски: 1)новые слова: •                     Радиоактивность, радиоактивные элементы,  радиоактивные излучения, радиация. • 2) таблица для кроссворда. • 3) слова М.Кюри:  «Ничего не надо бояться­ надо лишь понять  неизвестное». • 4) слова Ф. Бэкона: «Движущей идеей прогресса стала наука».
Ход урока: • 1. Организационный момент. • 2. Актуализация опорных знаний. • 3. Мотивация учащихся на изучение нового  материала. • 4.Изучение нового материала  (самостоятельная работа учащихся). • 5. Закрепление темы (тест № 6). • 6. Рефлексия урока. • 7. Итог урока. Оценки. • 8. Домашнее задание.
Актуализация опорных знаний: • Разгадав кроссворд, в центральном  слове, вы назовёте тему нашего  урока. • Работайте быстро и внимательно!
Тема урока:
Вопрос: • 1. Как вы думаете,  о чём мы будем  сегодня говорить,  что изучать? • 2. Какую цель  урока мы  поставим перед  собой?
«Движущей  идеей  прогресса  стала наука».  Френсис Бэкон.
Что означает этот знак?
• «Ничего не надо бояться – надо лишь  понять неизвестное».                                М. Кюри.
Сегодня нам всем знакомы слова:  «Радиоактивность, радиация,  радиоактивные элементы,  радиоактивное излучение».  Многие из вас знают, что они  служат человеку: они позволяют  в ряде случаев  поставить  правильно диагноз болезни,  лечат опасные заболевания,  повышают урожайность  культурных растений и т.д. Но,  мы знакомы и с обратной  стороной этой «жестокой и  коварной дамы».
• Радиация – это необычные  лучи, которые глазом не  видно и вообще нельзя  никак почувствовать, но  которые могут даже через  стены проникать и  пронизывать человека.     «Радиация,  радиоактивность»­ слово  латинское, которое  означает «лучеиспускание».
Сейчас ХХI век, а перед человечеством вновь дилемма: атом и  радиоактивность, радиация, которую он испускает, могут стать  источником благоденствия или гибели всего человечества, угрозы  или надежды. Останемся мы в истории как поколение глупцов или  людей, которые победили болезни и смерть?
Изложение нового материала: Мы сегодня на уроке с вами должны  ответить на вопросы: 1.Что такое явление радиоактивности? 2. В чём состоит это явление? 3. Кто открыл это явление? 4. Какова физическая природа  радиоактивности? 5. Каковы свойства радиоактивного  излучения?
Работа с учебником: Ф­11кл.. §35,  стр. 136­140,                                                 работа  по «Маршрутному  • Заполните таблицу: листу».     излучение         заряд     природа      проникающая  способность. Альфа ­  излучение Бета ­ излучение Гамма ­  излучение
Радиоактивность была  открыта случайно  французским учёным  Анри Беккерелем в 1896  году. Он изучал свечение  солей урана,  предварительно  облучённых солнечным  светом.
• Но однажды  Беккеркель  положил на фотопластинку  соль урана, не осветив её  предварительно лучами  солнца, и весь препарат убрал  в тёмный ящик. Через  несколько дней , проявив  фотопластинку, он обнаружил  на ней отпечаток куска  урановой руды. • Вывод: соли урана  самопроизвольно, без влияния  внешних факторов создают  какое­то излучение. Беккерель  назвал их «урановые» лучи.
излучение урановых солей, кроме действия на фотопластинку,  ионизируют воздух, проникает сквозь тонкие металлические  пластинки и это излучение независит от внешних условий  Начались интенсивные исследования. Обнаружили, что  (освещения, давления и температуры). Всестороннее изучение этого явление  было произведено Марией и  Пьером Кюри.  Им удалось  выделить из урановой руды:  полоний ( 84Ро) и радий ( 88Ra),  торий (90Th).  Радий – редкий элемент: чтобы  получить 1г чистого радия, надо  переработать не менее 5 т  урановой руды. Явление самопроизвольного  излучения супругами Кюри  было названо  радиоактивностью (1898  год).
«Ничего не надо  бояться – надо  лишь понять  не известное».
1867 – 1934г.г.                                  1859 – 1906 гг. • Научный подвиг Пьера и Марии Кюри  был признан во всём мире ещё при их  жизни. В 1903 году совместно с Анри  Беккерелем удостоены Нобелевской  премии по физике.
• В честь супругов Кюри был назван  искусственно полученный химический  элемент с порядковым номером                            96 – кюрий Cm.
В чём суть явления радиоактивности? Каков  её внутренний механизм? И в чём её  истинная причина? Вот что хотел понять прежде всего  Резерфорд – английский физик (1871 –  1937гг). • Он поставил  классический опыт,  позволяющий  обнаружить  сложный состав  радиоактивного  излучения.
Состав излучения: • Препарат радия  помещали на дно узкого  канала в куске свинца.  Против канала  находилась  фотопластинка.  После  проявления  фотопластинки  обнаруживалось одно  тёмное пятно, точно  напротив канала.
Состав излучения: В магнитном поле пучок  распадался на три  пучка. Две  составляющие  первичного потока  отклонялись в  противоположные  стороны. Это  указывало на наличие  у этих излучений  электрических  зарядов  противоположных  знаков. Третья  составляющая не  отклонялась  магнитным полем.
Состав излучения: Положительно  заряженный компонент  получил название:  альфа­лучей – α.  Отрицательно  заряженный  ­ бета­ лучей – β. лучей – γ.  Нейтральный – гамма –
Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг  от друга по проникающей способности, т.е. по тому,  насколько интенсивно они поглощаются различными  веществами.
Виды излучения     ­излучение   ­излучение ­излучение  Физическая природа этих излучений различна:
­излучение: • Положительно заряженная частица, слабо  отклоняется магнитным и электрическим полями.  Это поток частиц  ядер атома гелия ­ 2He4,  обладает малой проникающей способностью, лист  плотной бумаги их задерживает, надёжной  защитой от альфа­частиц является также одежда  человека.                                                                          Попадая внутрь организма через рану, с пищей  или вдыхаемым воздухом – радиоактивные   вещества, испускающие альфа частицы,  становятся чрезвычайно опасными.  Распространяются со скоростью около 20 тысяч  км/с.
­излучение: Отрицательно заряженные частицы. Сильно отклоняются  как в магнитном, так и в электрическом поле.  Бета­частицы представляют собой поток электронов ­  ­1е0. Имеют большую проникающую способность. Они полностью  поглощаются оконными и автомобильными стёклами,  металлическими экранами толщиной в несколько мм.  Одежда поглощает до 50% бета­ частиц. Представляет  серьёзную опасность при попадании радиоактивных  веществ непосредственно на кожу, глаза или внутрь  организма.  Распространяется со скоростью близкой к скорости света –  300 000 км/с.
­излучение  • Нейтральный – гамма ­ частицы (кванты). Магнитным  полем не отклоняются. Представляют собой  электромагнитное излучение. Длина волны очень мала:  от 10­10 до 10­13 м. Гамма –излучение имеет наибольшую  проникающую способность.  • Хорошей защитой от гамма­излучений являются тяжёлые  металлы, например толстый слой свинца или толстый слой  бетона, которые для этих целей используются наиболее  часто. • Скорость распространения гамма­лучей как и у всех  электромагнитных волн 300 000 км/с. • На шкале электромагнитных волн они следуют за  рентгеновскими волнами.
вид излучения      заряд Альфа­ излучение Бета­ излучение Положительн о заряженная  частица Отрицательно  заряженная  частица Гамма­ излучение Нейтральное  излучение Свойства радиоактивных  излучений:     природа   излучения Ядро атома  гелия Испускаются  электроны Коротковолно вое  электромагни тное  излучение Проникающая  способность . Слой бумаги  толщиной  толщиной 0,1 мм  непрозрачен. Задерживает  алюминиевая  пластина  толщиной в  несколько мм Наибольшая  проникающая  способность,  больше, чем у  рентгеновского.
Вывод по изученной теме: • Явление радиоактивности т.е.  самопроизвольное излучение  веществом: альфа­, бета­, гамма­  излучений послужило  основанием для предположения  о том, что атомы вещества  имеют очень сложный состав.
Закрепление: •                          Тест № 6. 1. Кто открыл явление радиоактивности? А) М.Кюри  Б) Бор   В) Резерфорд    Г) Беккерель 2. Какой заряд имеет: А) альфа­  Б) бета­  В) гамма – излучения? 1) Положительный    2) отрицательный   3) нейтральный   4) нулевой 3. Что собой представляют: А) альфа­    Б) бета­  Г) гамма­излучения? 1) Поток ядер гелия     2)поток электронов   3) излучение квантов энергии. 4. Кто изучил природу радиоактивности? А) Беккерель    Б) Бор    В) супруги Кюри    Г) Резерфорд 5. У какого излучения наибольшая проникающая способность? А) альфа­излучение   Б) гамма­излучение    В) бета­излучение.
4. Г 5. Б     2.   1. Д А)­1  Б)­2 В)­3 3. А)­1 Б)­2 В)­3 Ответы:    Оценки: Если нет ошибок – « 5» если 1 –  ошибка  ­ « 4» если 2 – 3 ошибки – « 3» если  4 и более ошибок – «плохо».
Рефлексия урока: • 1. Что мы сегодня с вами изучали? • 2. Что такое радиоактивность? • 3. Какова физическая природа радиоактивности? • 4.Довольны ли вы своим результатом работы на  уроке или нет и почему? • 5. Как вы думаете, мы цели урока достигли? • 6. Вам эта тема урока в жизни пригодиться? Чем для  вас ценен изучаемый материал? • 7. Какой вывод вы сделали из выражения Френсис  Бэкона? Почему эти слова взяты как эпиграф к  нашему уроку? • 8. Что именно помогло вам сегодня безошибочно  справиться с работой?
Итог урока: Ваши оценки  за урок!
Домашнее задание: 1. Конспект  урока в  тетради. 2. Подготовка к  зачёту.
Спасибо за урок!
Используемая литература: • 1.Физика 11кл. Р.Башарулы, Г.Байжасарова,  У.Токбергенова.Алматы, «Мектеп» 2011 • 2. Е. Кюри «Мария Кюри», М., Атомиздат,1973 • 3. Л.И.Пономарёв «Под знаком кванта», М.,  Наука, 1984. • 4. Ю.Тёльдеши,М.Кенда: «Радиация – угроза  и надежда»,М., Мир,1979. • 5. Интернет­ресурсы: картинки: • http//www qooqle. ru • http// imades,yandex.ru