Презентация к уроку в 10 классе содержит задания для повторения изученного материала "Равноускоренное движение", проблемные вопросы к новой теме, краткую теорию изучаемого материала, задачи с решением, тест для самопроверки, домашнее задание и рефлексию. Задачи для решения на уроке и дома разного уровня сложности.
Урок изучения нового
10 класс
материала
1
Определить вид движения и знак ускорения.
Вычислите ускорение при РЗПД
v
РПД ; a=0
I
v
РЗПД; a<0; a= 2 м/с2
II
РЗПД; a<0; a= 2 м/с2
2
0
РУПД; a>0
2
t
v
III
РУПД; a>0
РПД ; a=0
2
РЗПД; a<0; a= 1 м/с2
0
t
2
2
0
v
РПД ; a=0
РУПД; a>0
2
РУПД; a>0
t
IV
РЗПД; a<0; a= 1 м/с2
2
0
РПД ; a=0
2
t
Вопросы:
• Как не располагая ни одним современным
прибором, а имея лишь простой секундомер и
грузик ответить на вопрос: есть ли залежи
полезных ископаемых в той или иной точке земной
поверхности?
• Почему расправленный листок бумаги и
скомканный падают не одновременно?
• Как связаны между собой: первые два вопроса,
старинный итальянский город Пиза, трубка
Ньютона, и многие другие физические явления?
3
Задачи урока:
Выяснить, каким движением является свободное падение
•
1. Дать определение свободного падения.
2.
3. Уметь математически описывать свободное падение.
4.
Решить задачи на свободное падение
5
древнегреческий философ и ученый
Аристотель утверждал,
что в реальных
условиях тела падают с
разной скоростью. Он
полагал, что чем тяжелее
тело,
тем быстрее оно падает
6
выдающийся итальянский
физик и астроном, один из
основателей точного
естествознания
Усомнился в правильности
выводов Аристотеля ученый
Галилей. Именно Галилей ввел
эксперимент, проверяющий
гипотезу как обязательный
элемент исследования.
Именно за использование
экспериментального метода его
считают основоположником
физической науки
7
Ньютон Исаак
(16431727)
выдающийся английский ученый,
заложивший основы современного
естествознания, создатель
классической физики
Вскоре после Галилея были
созданы воздушные насосы,
позволяющие проводить опыты со
свободным падением в вакууме.
Именно опыт Ньютона
дал решающую проверку
предположению Галилея
8
Свободное падение —
движение только под действием силы тяжести, в
отсутствие действия других сил
10
≈
ускорение свободного падения
Свободное падение —
равноускоренное движение
10м/с²
g = 9,8
1)Направлено всегда вниз (к центру Земли)
2)Величина ускорения зависит:
а) от географической широты (9,78÷9,83)
б) от высоты над поверхностью Земли
в) от наличия пород в недрах
11
а. Ускорение
свободного падения
зависит
от географической
широты местности на
поверхности Земли
h, км
На полюсе
На широте 450
На экваторе
g, м/с2
9,83216
9,80616
9,78030
g = 9,81 м/сек2 нормальное ускорение свободного падения
12
б. Ускорение свободного падения
зависит от высоты над Землей
h, км
0
1
10
100
500
5000
10 000
50 000
400 000
g, м/с2
9,8066
9,8036
9,7759
9,505
8,45
3,08
1,50
0,13
0,0025
13
Курская магнитная
аномалия.
Залежи железных
руд.
в. Ускорение свободного падения зависит от плотности пород,
залегающих в недрах Земли. В районах, где
залегают породы, плотность которых больше средней плотности
Земли (например, железная руда), g больше.
А там, где имеются залежи нефти, g меньше.
Этим пользуются геологи при поиске полезных
ископаемых.
14
Затяжной прыжок
• При наличии воздуха тела имеют ускорение g,
только в начальный момент движения. По мере
увеличения скорости ускорение уменьшается,
движение тела стремиться к равномерному.
15
Условия, при которых движение в
воздухе можно считать свободным
падением
1. Обтекаемая форма тела
2.
.
F
F
тяж
арх
тела
воздуха
16
Запишите формулы
Проекция вектора
мгновенной
скорости
Проекция вектора
перемещения
Уравнение
движения тела с
постоянным
ускорением
Равноускоренное
движение
Свободное падение
тел
υх = υ0х + αхt
υ у=
υ 0 у+ g у t
Sх = υ0хt + αхt2/2
h = υ0уt + gуt2/2
х=х0 +υ0 х t + αхt2/2
у = у0+ υ0уt + gуt2/2
Одна формула – 1 балл
17
Вопросы:
• Как не располагая ни одним современным
прибором, а имея лишь простой секундомер и
грузик ответить на вопрос: есть ли залежи
полезных ископаемых в той или иной точке земной
поверхности?
• Почему расправленный листок бумаги и
скомканный падают не одновременно?
• Как связаны между собой: первые два вопроса,
старинный итальянский город Пиза, трубка
Ньютона, и многие другие физические явления?
18
Повторение теории
• 1. Какое движение называется свободным падением?
• 2. Каким движением является свободное падение?
• 3. Как направлено ускорение свободного падения?
• 4. От чего зависит значение ускорения свободного
падения?
• 5. Чему равно нормальное ускорение свободного
падения на Земле?
• 6. Сравни ускорение свободного падения для разных
тел в одной и той же точке Земли
19
Тест
2
б
1
г
№
задания
Ответ
3
г
4
бва
Задания 13 по 1 баллу
Задание 4 2 балла, если все верно
1 балл, если одна ошибка
20
Эксперимент
Испытуемый
Держит пальцы руки на уровне
отметки»0»
Пальцами ловит линейку
Испытатель
Держит линейку вертикально
отметкой «0» вниз
Молча, не договариваясь с
испытуемым, отпускает
линейку (без начальной
скорости)
Определяют время реакции испытуемого и меняются ролями
21
Задачи
1. При свободном падении тело находилось в полете
8 с. С какой высоты оно упало и с какой скоростью
врезалось в землю? g = 10 м/с2.
2. Одно тело свободно падает с высоты 10 м.
Одновременно с ним начинает движение
вертикально вниз второе тело с высоты 15 м.
Какой должна быть начальная скорость второго
тела, чтобы оба тела упали одновременно? g = 10
м/с2.
Выбери задачу для решения.
1 задача – 3 балла
2 задача – 5 баллов
22
Итоги
Баллы
1519
2023
2425
Оценка
3
4
5
24
Домашнее задание
• Учебник §15, 16 (с. 39), упр.4 (1)
• Задача С вышки одновременно брошены два шарика
с одинаковой по модулю начальной скоростью . Один –
вертикально вверх, другой – вертикально вниз. Найти
расстояние между шариками в момент, когда
первый шарик достигнет наивысшей точки своего
движения.
• Вопрос: Если Землю просверлить насквозь и
бросить туда камень, что будет с камнем?
25
Рефлексия
Рефлексия
Незаконченное предложение
Незаконченное предложение
(Необходимо продолжить фразу)
Я сегодня на уроке открыл для себя
Я сегодня на уроке открыл для себя…
Мне понравилось на уроке то, что…
Мне понравилось на уроке то, что…
На уроке меня порадовало…
На уроке меня порадовало…
Я удовлетворён своей работой, потому что…
Я удовлетворён своей работой, потому что…
Мне надо еще подумать над…
Мне надо еще подумать над…
26