Государственное бюджетное общеобразовательное оздоровительное  учреждение
«Санаторная школа интернат № 28»
г. УланУдэ
Методическая разработка
 урокапроекта
«Байкал  жемчужина России»
8 класс
Учитель химии, биологии, географии 
Эрдынеева Елена Ринчиновна
                    
12017 год
 
Тип урока: изучение нового материала,  урокигра.
Методы изучения: 
 Частично поисковый
 Словесный
 Нагляднообразный 
Приемы и технологии, используемые на уроке: технология проектной деятельности с 
элементами технологии критического мышления.
Цель  урока: 
             Раскрыть уникальность природы озера Байкал, экологические проблемы озера
и пути их решения. 
Задачи  урока:( обучающие, развивающие, воспитывающие)
 Обучать   учащихся   самостоятельному   поиску   необходимой   информации,   с
использованием различных источников (метапредметные УУД – познавательные
умения)
 Обучать учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению
изложить   свою   тему   и   развить   ее,   умению   выразить   свою   точку   зрения   и
обосновать ее.(личностные умения)
 Обучать учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта.
(коммуникативные навыки)
 Способствовать формированию бережного отношения  к природе.
 Обучать анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей. 
Учебнонаглядный комплекс: 
учебник по географии «Природа России»;
 Физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, атлас 8 класс;
индивидуальные рабочие листы;
информационное сопровождение урока (в программе PowerPoint) 
Предварительная подготовка к уроку:
1. Определение количества групп и участников (по тричетыре человека в группе),
распределение тем по группам.
2. Работа по  минипроектам в группах:  обсуждение планов деятельности, 
источников информации,  сбор информации . 
2Ход урока
1.Организационный момент
    Приветствие учащихся, гостей, определение готовности к работе. 
Эпиграф:  
                                                       На экране – слова М. Сергеева:
                                                                               Байкал
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он  величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь  до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и  гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
В этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты не мыслима, Россия,
И ты не мыслима, Сибирь.
Актуализация:
Представьте ребята, что вы оказались далеко от Родины, гденибудь на другом 
материке : в Австралии, Африке или в Америке. Там вас спросят откуда Вы? Как вы 
ответите?
Наверняка там могут не знать о нашей далекой Бурятии. Скорее всего вы скажете, я из
тех мест, где озеро Байкал.            
Да,   Байкал   всемирно   известен,   5   декабря   1996   года   на   20й   сессии   Комитета
Всемирного   наследия   ЮНЕСКО,
  Байкал   был   включен   в   Список   всемирного
природного наследия . 
2
этап. Изучение новой темы
Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
С   чем     у   вас   ассоциируется   озеро   Байкал?   (учащиеся   составляют   синквейн)   пока
оставляем без проверки…… 
Учитель  Перед вами таблица, запишите, что вам уже известно о Байкале в первую
колонку таблицы (знаю) 2ую колонку ( узнала) будете заполнять в течении урока.
3Сегодня на уроке мы чуточку  раскроем тайну этого величавого озера, уникальность
его природы , экологические проблемы озера и пути их решения. 
(на доске цель урока) 
по следующему плану.
План изучения озера на экране:
1) Географическое положение озера, геологическая история происхождения           
( образования ) котловины озера.
2) Климат Байкала, ветра.
3) Уникальность воды озера.
4) Органический мир озера.
      5)Экологические проблемы Байкала. 
Учитель Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме – в форме игры.  
    Класс разделен на группы специалистов:
1 группа. Геологи.
2 группа. Климатологи.
3 группа Лимнологи ( Гидрологи).
4 группа. Биологи
5 группа. Экологи.
 Группы специалистов получают карточки инструкции и работают с текстом 
параграфа 39 на стр.224 ,источниками дополнительной информации, картой  (атласом) 
в течение 1015 минут, Через 810 минут внутри групп начинается работа по 
подведению итогов изучения задания, т.е. готовится отчет по изучаемым вопросам. 
1 карточка – геологам
1. Возраст озера __________млн.лет 
2. Происхождение котловины
3. Географ. положение   ________
4. Какие хребты окаймляют озеро ____
5. Максим. глубина               ________ м 
6. Длина Байкала                   ________ км
7. Сколько островов, самый большой остров ________
2карточка – климатологам 
 Байкал  находится в _______ климатическом  поясе
 Тип климата__________________ 
 Средние температуры воздуха зимой и летом____________ 
 Средняя температура воды
 Когда замерзает и вскрывается_______ 
 Местные ветры Байкала:
         1)___________              2)______________
  4)______________
         3)___________          
3 карточка – гидрологам ( лимнологам ).
1. Лимнология – это              __________
2. Вода Байкала составляет      ____% общемировых запасов пресной воды
3. Степень прозрачности            ____ м
4. Время полной смены воды  ____ года 
5. В Байкал впадает                ______ рек 
46. Самая крупная из них          __________
7. Вытекает из Байкала          __________
4 карточка – биологам 
2)___________
1.Эндемики – это __________
2. Представители флоры и фауны Байкала, Прибайкалья ______ 
3. Какие рыбы имеют промысловое значение?
4. Перечислите заповедники, расположенные на Байкале
        1)__________
         3)__________
5 карточка – экологам
1) В чем значение озера Байкал для человека и для природы?
2) Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
3) В чем причины изменения  природы озера Байкал?
4) Каковы пути решения проблем Байкала?
 (систематизируйте проблемы и пути их  решения в виде схемы «Фишбоун»
модель постановки и решения проблемы)
3 этап. Защита проектов. 
Учитель. Прошу представить проекты ваших заданий по темам, над которыми
вы работали в группах.
оценивается работа по следующим критериям:
четкость содержания
эмоциональность выступления
Работу оцениваем по «5» бальной системе.
Предоставляется слово группам специалистов ,с отчетом выступает от группы либо 
делегат, либо  вся группа ( по желанию учащихся ) . Остальные учащиеся слушают и 
кратко конспектируют в таблицу.  Отчет групп сопровождается  показом слайдов 
,картин, географических объектов по карте.
 
4 этап. Рефлексия.
Учитель. Я думаю, что Байкал взволновал и затронул ваше сердце, и, как отклик,
хочу, чтобы вы уже окончательно составили свой синквейн, чтото добавив, подправив.
(Слайд 
Учитель.  А я вижу Байкал таким. (Слайд 
БАЙКАЛ
величавый, уникальный
ПОРАЖАЕТ, ВДОХНОВЛЯЕТ, УДИВЛЯЕТ
БАЙКАЛ – Священное море 
ЗАГАДКА 
5I am from the region near Baikal.
5 этап. Домашнее задание.
Заполните 3 графу таблицы « Хочу еще узнать.» , составьте кроссворды.
6