Разработка внеклассного мероприятия по химии "Химическая шкатулка" 10 класс
Внеклассное мероприятие по химии в рамках
Недели естествознания
«Химическая
шкатулка»
“Широко распространяет химия
руки свои в дела
человеческие...
куда ни посмотрим, куда ни
оглянемся,
везде обращаются перед нами
успехи её прилежания”
М.В.Ломоносов.
Задание № 1
Домашнее
задание.
Задание № 2
Разминка - «Блиц -
вопрос из шкатулки».
«Угадай металлы»
Ему не страшно окисленье,
Пластичностью он
превзойдет.
В кислоте без растворенья
Может содержаться он.
Какой тугоплавкий металл
входит с состав брони
современных кораблей и
танков? Он пластичен: из
куска этого металла массой
200 грамм можно вытянуть
проволоку длиной 80 км.
О каком металле идет речь:
«Трудно по всей таблице
Менделеева найти другой
такой элемент, который был
бы так связан с прошлыми,
настоящими и будущими
судьбами человечества»
Я металл, меня ты знаешь,
Мощь огромная во мне.
Но если «б» ко мне
подставишь,
То землю скрою в темной
мгле.
Этот металл был известен
человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э.
Одно из «семи чудес света» -
висячие сады Семирамиды -
орошались водой через сложную
систему колодцев, трубопроводов,
сделанных их этого металла. Этот
металл используется для
получения типографских сплавов,
для изготовления пуль и дроби.
Этот металл красивого
белого цвета. Сплавы этого
металла с медью используют
при чеканке медалей. Этот
металл убивает
микроорганизмы в воде,
поэтому такая вода не
теряет свежести, даже при
длительном хранении. Что
это за металл?
«Угадай газ»
Я - газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
Слог первый - это божество,
Река - вот слог второй
Какой газ в переводе с
латинского языка означает
«безжизненный»?
Содержание этого газа в
воздухе составляет 78%
Этот газ встречается в
вулканических газах,
растворен в водах
минеральных источников,
имеет неприятный запах
тухлых яиц.
Газ, о котором идет речь,
бесцветен, в 1,5 раза
тяжелее воздуха,
растворяется в воде. Его
можно превратить в сухой
лед. Он используется в
огнетушителях.
22 апреля 1915 г. мир узнал о новом
оружии - химическом. Вблизи г. Ипр
немцы предприняли газовую атаку
в направлении окопов, занимаемых
французскими и английскими
войсками. Было выпущено 180 т
этого газа. Армия Атланты за
несколько минут потеряла 5000
солдат. О каком газе идет речь?
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух.
Задание № 3
«Старые
фотографии из
шкатулки».
Выдающийся русский учёный,
педагог и общественный деятель.
Превосходно овладев методами
математики и физики, он
применил их к решению проблем
химии. В 35 лет совершил он своё
величайшее открытие, которое
позволило навести строгий
порядок в мире химических
элементов и впервые осуществить
научный прогноз в химии.
Итальянский учёный. В
1811году открыл закон о
газах, позже названный его
именем. В его честь также
названа постоянная,
обозначающая число частиц
в одном моль вещества.
Амедео АВОГАДРО
(9.VIII 1776 - 9.VII 1856)
Русский химик, создатель
теории химического
строения органических
веществ.
Английский химик, который
в 1766 г первым описал
физические и химические
свойства водорода.
А.С. Пушкин писал о нём:
“Историк, ритор, химик,
минеролог, художник и
стихотворец; он всё испытал
и всё постиг”.
Замечательная женщина и
общественный деятель,
дважды лауреат
Нобелевской премии,
основатель института радия.
В 1898 г совместно с
коллегами открыла полоний
и радий.
Задание № 4
Расчетная
шкатулка.
1.Вычислите какую часть лимона необходимо
съедать, для того чтобы восполнить
потребность организма в витамине С. В
расчетах следует принять, что масса лимона
100 г, содержание витамина С в лимоне
составляет 0,5 %. Суточная потребность
взрослого человека в витамине С - 100мг.
2.Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит
помещение кухни, если Петя в отсутствие
родителей решил прокалить на газе 700 г
толченого мела, в котором 2% примесей? (Так
он решил проверить правдивость утверждения
своего учителя химии о необходимости
постоянного проветривания помещения, где
проводится такой опыт.) Что произойдет, если
Петя не откроет форточку?
3.Завхоз школы обратился за помощью в
химический кружок школы. Выдав кружковцам
500 г 25%-го раствора технического аммиака
(нашатырный спирт), он поставил перед ними
задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов
школы флакончиком для аптечки, где
содержалось бы 20 г раствора аммиака с его
массовой долей 10%.Справятся ли с
поставленной задачей кружковцы?
4.Со шкафа техничка уронила сосуд, где
содержалось 700 г раствора гидроксида
натрия с массовой долей NaОН 10%. Cколько
граммов воды и щелочи взял лаборант для
приготовления нового такого же раствора?
Задание № 5
Шкатулка с
интересом.
Это изготавливали на Руси еще в древности,
собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При
Александре Македонском для этого использовали
веточки мяты, у эскимосов – китовый жир и кожу, в
некоторых областях Восточной Африки - ладан, в
Китае - корень женьшеня, в середине 19 в. –
свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия -
асфальт. Основа современной продукции - млечный
сок некоторых южных деревьев, остальное -
добавки. Статистика утверждает, что жители
Америки предпочитают это с ароматом винограда
и корицы, Африка - мускуса, Востока - хризантемы,
розы и сирени, Европы - мяты. В одной только
Японии существует около 150 разновидностей
этого. Однако популярность этого продукта
создает большие проблемы при уборке
помещений. Какая эта продукция?
Два элемента, взятые по отдельности,
губительно действуют на организм, а их
соединение - это вещество, без которого
невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает
постоянство осмотического давления крови и
создает условия для существования красных
кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо
также для процесса пищеварения. Запасы
этого вещества практически неограниченны. А
применяют его ежедневно все люди и даже
дикие и домашние животные.
Примерная суточная норма этого вещества
для одного человека находится в этой
шкатулке.