В этой презентации представлены народные промысли России.
В презентации рассматриваются такие промыслы России как: "Хохломская роспись", "Городетская роспись", "Гжельская роспись", "Жостовская роспись". В презентации расписана каждая роспись отдельно и подробно. Там расписывается их особенность, их родина, техника рисования, мотив, определение.
Народные промыслы
России.
Выполнила:
Студентка 2 «ДО» группы
Калинина Анастасия.
Хохлом — старинный русский народный
аа
промысел, родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода.
Главные цвета, определяющие характер и
узнаваемость хохломской росписи —
красный и чёрный (киноварь и сажа), но для
оживления узора допускаются и другие —
коричневый, светлого тона зелень, жёлтый
тон.
Технология:
Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые брускизаготовки
из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает
резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке
нужную форму. Так получается основа — «бельё»
(неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и
чашки. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной
глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки
изделие 78 часов сушат и обязательно вручную покрывают
несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в
миску с олифой специальный тампон, приготовленный из
овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем
быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так,
чтобы олифа распределялась равномерно.
Мотив:
«пряник» — обычно внутри чашки или
блюда геометрическая фигура — квадрат
или ромб — украшенная травкой, ягодами,
цветами;
«травка» — узор из крупных и мелких
травинок;
«кудрина» — листья и цветы в виде
золотых завитков на красном или чёрном
фоне;
Городецкая роспись — русский народный
художественный промысел. Существует с середины
XIX века в районе города Городец.
Для цветов и ягодок используются следующие краски:
охра, розовый (красный+белый), красный, бордовый
(красный+черный), голубой (синий+белый) и синий.
Для листьев чаще всего используется городецкий
зеленый который состоит из зеленного желтого и
немного коричневого. Иногда рисуются маленькие
листики коричневой краской. Основные цвета тенёвки:
черный, темнокоричневый, для синих и голубых
элементов темносиний. Основным цветом разживки
является белый, жёлтый может использоваться лишь
как небольшой акцент на листьях и цветах или вовсе
отсутствовать.
Технология:
Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе,
которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного,
черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета
должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности
тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора.
Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или
узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап,
рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым
тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки
темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки
одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными
элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи
нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек.
Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе
законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным
лаком.
Мотивы:
Основным мотивом росписи является — цветочный,
изображаются розы, купавки и кубышки.
«Конь» и «птица».
Сюжетная роспись
Ж стовская р спись — российский народный
оа
оа
художественный промысел росписи кованых
металлических (жестяных) подносов,
существующий с 1825 года в деревне Жостово
Мытищинского района Московской области.
Роспись производится обычно по чёрному фону
(иногда по красному, синему, зелёному,
серебряному) причем мастер работает сразу над
несколькими подносами. Основной мотив
росписи — цветочный букет простой
композиции, в котором чередуются крупные
садовые и мелкие полевые цветы.
Технология:
Выполняется роспись в несколько этапов:
1. Грунтовка Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют,
шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает
чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.
2. Замалёвка Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную
поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
3. Тенежка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
4. Прокладка Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает
плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй
всей композиции.
5. Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объём.
6. Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти
художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на
листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
7. Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия.
При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с
фоном.
Гжель — один из традиционных российских центров
производства керамики. Более широкое значение названия
«Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной
точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27
деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст»
расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по
железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас
«Гжельский куст» входит в Раменский район Московской
области. До революции этот район относился к Богородскому и
Бронницкому уездам.
Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы,
миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и
коричневой красками в своеобразном народном стиле.
Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья,
травы.
Технология:
Опытные мастерамодельщики на специальных станках вытачивают гипсовые
модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя
стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшекрезцов
обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается
рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются
путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу)
литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер
постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия,
прошедшие предварительный (утильный) обжиг, живописец расписывает
окисью кобальта. Традиционная роспись выполненные от руки растительные
и геометрические орнаменты, нанесенные мазками кисти. И вот
заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия, который
мастера зовут политым обжигом.