Презентация по ХОМ по тебе "Народные промыслы России"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 06.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этой презентации представлены народные промысли России. В презентации рассматриваются такие промыслы России как: "Хохломская роспись", "Городетская роспись", "Гжельская роспись", "Жостовская роспись". В презентации расписана каждая роспись отдельно и подробно. Там расписывается их особенность, их родина, техника рисования, мотив, определение.
Иконка файла материала ПРХОМ.pptx
Народные промыслы России. Выполнила: Студентка 2 «ДО» группы Калинина Анастасия.
Хохломская роспись.
 Хохлом  — старинный русский народный  аа промысел, родившийся в XVII веке в округе  Нижнего Новгорода. Главные цвета, определяющие характер и  узнаваемость хохломской росписи —  красный и чёрный (киноварь и сажа), но для  оживления узора допускаются и другие —  коричневый, светлого тона зелень, жёлтый  тон.
Технология:  Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски­заготовки  из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает  резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке  нужную форму. Так получается основа — «бельё»  (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и  чашки. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной  глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки  изделие 7­8 часов сушат и обязательно вручную покрывают  несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в  миску с олифой специальный тампон, приготовленный из  овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем  быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так,  чтобы олифа распределялась равномерно.
Мотив:  «пряник» — обычно внутри чашки или  блюда геометрическая фигура — квадрат  или ромб — украшенная травкой, ягодами,  цветами;  «травка» — узор из крупных и мелких  травинок;  «кудрина» — листья и цветы в виде  золотых завитков на красном или чёрном  фоне;
Городетская роспись
 Городецкая роспись — русский народный  художественный промысел. Существует с середины  XIX века в районе города Городец.   Для цветов и ягодок используются следующие краски:  охра, розовый (красный+белый), красный, бордовый  (красный+черный), голубой (синий+белый) и синий.  Для листьев чаще всего используется городецкий  зеленый который состоит из зеленного  желтого и  немного коричневого. Иногда рисуются маленькие  листики коричневой краской. Основные цвета тенёвки:  черный, темно­коричневый, для синих и голубых  элементов темно­синий. Основным цветом разживки  является белый, жёлтый может использоваться лишь  как небольшой акцент на листьях и цветах или вовсе  отсутствовать.
Технология:  Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе,  которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного,  черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета  должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности  тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора.  Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или  узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап,  рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым  тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки  темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки  одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными  элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи  ­ нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек.  Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе  законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным  лаком.
Мотивы:  Основным мотивом росписи является — цветочный,  изображаются розы, купавки и кубышки.   «Конь» и «птица».   Сюжетная роспись
Жостовская роспись.
 Ж стовская р спись — российский народный  оа оа художественный промысел росписи кованых  металлических (жестяных) подносов,  существующий с 1825 года в деревне Жостово  Мытищинского района Московской области.  Роспись производится обычно по чёрному фону  (иногда по красному, синему, зелёному,  серебряному) причем мастер работает сразу над  несколькими подносами. Основной мотив  росписи — цветочный букет простой  композиции, в котором чередуются крупные  садовые и мелкие полевые цветы.
Технология:  Выполняется роспись в несколько этапов: 1. Грунтовка ­ Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют,  шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает  чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д. 2. Замалёвка ­ Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную  поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.  3. Тенежка ­ Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. 4. Прокладка ­ Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает  плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй  всей композиции. 5. Бликовка ­ Наложение бликов выявляет свет и объём.  6. Чертёжка ­ Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти  художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на  листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. 7. Привязка ­ Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия.  При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с  фоном.
Гжельская роспись
 Гжель — один из традиционных российских центров  производства керамики. Более широкое значение названия  «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной  точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27  деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст»  расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по  железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас  «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской  области. До революции этот район относился к Богородскому и  Бронницкому уездам.  Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы,  миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и  коричневой красками в своеобразном народном стиле.  Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья,  травы.
Технология:  Опытные мастера­модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые  модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя  стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек­резцов  обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается  рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются  путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу)  литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер  постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия,  прошедшие предварительный (утильный) обжиг, живописец расписывает  окисью кобальта. Традиционная роспись ­ выполненные от руки растительные  и геометрические орнаменты, нанесенные мазками кисти. И вот  заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия, который  мастера зовут политым обжигом.
Спасибо за внимание!