Презентация по историческому краеведеню Волгоградской области -Краеведческое лото "Мой край в древности"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Презентация по историческому краеведеню Волгоградской области -Краеведческое лото "Мой край в древности"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Контроль знаний
docx
история
6 кл—9 кл
06.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Степаненко М.В. урок ист краев..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ильичёвская средняя школа» Николаевского муниципального района  Волгоградской области »                                            Урок  исторического краеведения  «НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ»  Составила и провела  учитель истории и обществознания Степаненко Марина Викторовна.                                                        1 с. Путь Ильича, 2016 год. 1. Предмет  Историческое краеведение 2. Класс 6, 9 3. Программа   : Программа образовательного курса «История  Волгоградской земли от древнейших времен до современности» / Под  редакцией Н. И. Чеботаревой. – М.: «Планета», 2011г.;  Примерная   образовательная программа по учебному предмету «История России.  Всеобщая история» 4. Тема и номер урока в теме: Раздел 1.  Волгоградский край в древности.  Урок 6 5. Базовый учебник: 1.Скрипкин А.С.,  Луночкин А. В.,  Курилла И.И.   «История Волгоградской земли от древнейших времён до современности». Учебное пособие., М., «Планета», 2011г.; ­учебник  «История России в 2 частях, Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,  Стефанович П.С. и др,, Под редакцией Торкунова А.В.. Прсвещение, М..  2015 год  6 класс. Тема урока  : «МОЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ»                Цель:   Посредством проведения интеллектуальной игры обобщить знания  по   теме « Волгоградский край в древности». Предметные результаты: 2 Обучающиеся научатся работать с  картой, историческими документами,  научатся  решать исторические задачи; Получат возможность научиться работать с историческим тренажером   (интерактивная игра)  Метапредметные результаты: Обучающиеся:  Смогут планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться  мнениями, слушать друг друга  Осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности Познавательные результаты:   Будут устанавливать причинно­следственные связи и зависимости между  объектами Личностные:  Будут  проявлять интерес к изучаемому предмету; заинтересованность в  личном успехе, успешной деятельности группы. Задачи: Обучающие: повторят и обобщат знания  по теме «Волгоградский край в  древности» Развивающие: будут  развивать  познавательный интерес к исторической науке, 3   навыки работы с компьютером;  умения выделять главное, анализировать Воспитательные: ­  повысят уровня познавательного интереса к исторической науке, ­ смогут сдружиться в малом коллективе. Тип урока: урока систематизации и обобщения знаний и методы работы Форма урока: групповая работа, интеллектуальная игра.  Методы:  частично­поисковой,  проблемный, словесно­наглядный  Используемые технологии: личностно­ориентированное обучение, групповая  технология, ИКТ. Оборудование:  компьютер,   проектор,     презентация  Microsoft  Power  Point­ интеллектуальная   электронная   игра,   раздаточный   материал,   настенная   карта «Народы нашей страны в древности».                                                    План урока: Этапы урока Действия учителя Деятельност УУД ь обучающихс я I.Организаци онный момент  Перед началом урока  учитель готовит  жетоны 3 цветов. Учащиеся разделяются на 3 группы. (1­2 минуты) Учитель начинает    урок с   психологического  4 Коммуникативные:  интегрироваться в  группу сверстников и  строить продуктивное  взаимодействие и  сотрудничество со  сверстниками. и Познавательные: постановка   формулирование проблемы, самостоятельное создание   алгоритмов   деятельности при решении   проблем творческого и поискового   характера.   II. Актуализаци я знаний  (4­5 мин.) настроя учащихся.  Предлагает на выбор 3 жетона по цвету Сегодня на урок  у  вас есть возможность  показать свои знания. ­ Кто из вас не  мечтает о  путешествиях?  Знакома ли вам эта  территория?  Как  она называется?   (Это наша  Волгоградская  земля). ­Какой раздел  курса мы изучили?   Чем, по­вашему,   мы должны  заняться сегодня   на уроке? и Работа   настенной картой «Народы нашей страны в древности». Определяют цель   работы на сегодняшнем уроке –   обобщить знания   по теме.  Выбирают капитана, продумывают название, эмблему, защиту. Объясняет   условия интеллектуальной игры   «Мой   край   в древности» III. Постановка учебной задачи  (2 мин.) Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с  учителем и  сверстниками. 5 IV Основная  игровая  часть.  (22 мин) Игра состоит из 5  номинаций. Каждая  номинация  состоит из  5 творческих заданий  или вопросов. Жюри  оценивает команды и  начисляет баллы.  Члены команды выбирают номинацию   и стоимость вопроса, дают ответ Регулятивные:           запоминать •   и удерживать   правило, инструкцию во времени; планировать, • контролировать и выполнять действие по заданному   образцу, правилу, с использованием   норм; предвосхищать • промежуточные и конечные   результаты своих   действий,   а возможные также ошибки; • и заканчивать действие в нужный момент.   начинать         Познавательные: • поиск и выделение  необходимой  информации;  Коммуникативные: ­ прослушивание  ответов своих  товарищей, ­ умение работать в  группе. Личностные:  ­ формирование  ценностных  ориентаций  (саморегуляция,  6 достижение и др.) Коммуникативные: ­ умение выражать свои мысли;  ­ владение  монологической и  диалогической  формами речи. Познавательные:срав нение, оценивание. V.Итог урока (4 мин) После   каждого задания   выставляются баллы   командам   и   в конце   игры   жюри выводят общий итог Награждение участников игры . Мы с вами изучаем  VI. Рефлексия  (5 мин) Формируют  конечный  результат  своей работы  на уроке.  Называют  основные  позиции  материала,  как усвоили  его,  что  получилось, и чего не  получилось,  почему? историческое краеведение.  Давайте вспомним, какие  науки помогают нам в  изучении истории нашего  края в древности ­ Какую ставили  учебную задачу? ­ Удалось ли ее  решить? ­ Что понравилось на  уроке? Оцените свою работу  на уроке:                        1. На уроке я  работал… активно/пассивно. 2. Своей работой на  уроке я доволен /не  доволен, почему? 7 VI. Домашнее задание На дом я вам  предлагаю задания на  выбор­ вновь по цвету  жетона. Красный цвет —  Придумать диалог  между  представителями  различных племён,  живших на  территории нашей  области в древности.   Зелёный  цвет —   Создать буклет  «Диалог культур».    Синий цвет —   составить кроссворд  «Волгоградский край в древности»                                                  Конспект урока: I. Оргмомент.  Психологический настрой. ­ Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик,   все   замечу.   Память   моя   крепка.   Голова   мыслит   ясно.   Я   хочу 8 учиться.   Я   готов   к   работе.   Я   работаю».   Откройте   глаза.     (звучит   тихая мелодия) II. Сообщение целей урока учащимися:                                                     Символом нашего урока является жетоны в форме каменной булавы . У вас на  столах жетоны 3­х цветов. Выберите жетон того цвета, который отражает ваше  настроение и займите место за тем столом, где находится  жетон  такого же  цвета.  Красный цвет — желаю общаться.    Зелёный  цвет —  хочу быть  активным.      Синий цвет — хочу победить.  Сегодня на урок  у вас есть возможность показать свои знания.  ­   Кто   из   вас   не   мечтает   о   путешествиях?   Новые   страны,   земли,   города! Знакома   ли   вам   эта   территория?     Как   она   называется?     (Это   наша Волгоградская земля). ­Какой раздел курса мы изучили?   Чем, по­вашему,   мы должны заняться сегодня  на уроке? Правильно.         Сегодня   на   уроке   мы   совершим   путешествие   по   нашей Волгоградской   земле   в   древности,   повторим   все,   что   вы   знаете   об   этом интересном периоде. С собой не забудьте взять багаж. Багажом будут ваши знания, которые помогут вам.  Ребята,   вы   распределились   по   группам,   в   которых   будете   работать.   На каждом   столе   есть   жетон   в   форме   каменной   булавы,   вы   знаете,   что   это символ урока, а почему? (Потому что каменная булава являлась символом власти племен бронзового века).  Условия игры 9 1. В игре  принимают  участие 3  команды. 2. Каждая команда по очереди  выбирает номинацию и стоимость вопроса. 3. На обдумывание ответа командам дается 30 секунд. 4. Команда, выбиравшая вопрос (активная), дает ответ в устной форме, при этом зарабатывая или теряя стоимость вопроса. 5. Итог игры подсчитывается жюри.  Девиз игры: «Один ум – хорошо, а пять – лучше!» Структура мероприятия:  1.Вступительная часть. Погружение в игру. Ведущий разъясняет цели,  правила игры.  Команды получают задание­ придумать название, нарисовать эмблему,  продумать защиту, выбрать капитана.   2. Основная игровая часть. Игра состоит из 5 номинаций. Каждая номинация   состоит из 5 творческих заданий или вопросов. Жюри оценивает команды и  начисляет баллы.  3. Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение команд.                                                              Ход игры: 1. Приветствие.  Участники игры усаживаются командой за определенный стол. Команды представляют  команду. 10 Капитаны разыгрывают первый  ход.  2. Основная часть. На экране слайд   Вопросы и ответы  к номинациям :                                                            ХРОНОГРАФ  10 б. ­ Период  исследования стоянки   Сухая Мечётка. (1952­1954 годы) 20 б.  ­ Начало систематического изучения древней истории края. (Конец XIX века.) 30 б.­  Расположите в хронологической последовательности культуры:  срубная,  ямная, катакомбная. (Ямная, катакомбная, срубная.) 40 б.­ Период вытеснения савроматского  населения в степях Поволжья и появление  сарматов. (IV век до нашей эры.) 50 б.­ К эпохе  мустье относится стоянка Сухая Мечётка, которая была обитаема  более….. лет назад (  Более 100 тысяч лет назад)                                                                НА КАРТЕ  10 б.­ Определи место  11 (Балка Сухая Мечётка.) 20 б. ­  Как называется этот валун, где он находится, о чём свидетельствует? (Памятник  «Ледниковые валуны». Эти огромные 2­3 метровые ледниковые  гранитные  валуны (Слащевский валун и другие) – остатки ледников Донского  Языка  Днепровского оледенения. Гранитные глыбы, впаянные в лед в  Скандинавских горах,  прошли путь длиной более двух тысяч километров от   Норвежского моря до берегов   Хопра.) 30 б. ­  Как Птолемей называет Волгу?  Такое название существовало у древних  народов Поволжья; ведь до сих пор на мордовском языке Волга называется Рав.  (Ра) 12 40 б ­  Назовите не менее трёх районов города Волгограда и области, где были  обнаружены археологические памятники, принадлежащие сарматам. (Красноармейский, Центральный районы, Ерзовка, Котлубань, Средняя Ахтуба,  Николаевский район). 50 б.­ Геродот: « За рекою Танаисом уже не скифская земля, первый из тамошних  участков земли принадлежат савроматам, которые начиная от угла Миотийского  озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу; во всей земле нет ни диких,  ни садовых деревьев…..» Как называются сейчас река Танаис и Меотийское озеро? (ДОН и  Азовское море)                                                         Историки говорят  10 б. ­ Археология  (Наука, изучающая прошлое по материальным остаткам) 20 б.­  Палеолит (Древнекаменный век)  13 30 б.­ В археологии принята «система трёх веков» датского учёного К. Томсена. Назовите эти века. (Каменный, бронзовый, железный.) 40 б.­ Переход от присваивающего хозяйства к производящему: земледелию и  скотоводству? (Неолитическая революция.) 50 б.­ Социально­этническое объединение людей в эпоху первобытного строя,  связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. (Племя).                                                     АРХЕОЛОГИЯ  10 б.­ Определи культуру Ответ:   20 б.­ В 24 курганных могильниках открыты погребения эпохи бронзы, раннего  железного века и средневековья. В кургане было обнаружено богатое сарматское  14 захоронение с золотыми вещами, хранящимися ныне в Эрмитаже. О каком курганном могильнике идёт речь? (Верхнее Погромное Среднеахтубинского района  Волгоградской области.) 30 б.- Определи культуру. (Катакомбная) 40 б. - Определи культуру: (Срубная) 50 б.- Определите, к какому типу культуры бронзового века относится археологическое описание: «Длина ямы-1,75 м, ширина- 1,12 м, глубина-2,19 м от горизонта. Мужской костяк лежал на спине, в скрюченном положении, головой на северо-восток. Череп повёрнут налево. Руки были вытянуты вдоль туловища. На кисти правой руки лежали упавшие вправо бедренные кости обеих ног, 15 согнутые в коленях. Кости густо украшены красной охрой. С правой стороны, у черепа, найден круглодонный яйцевидный сосуд. (Ямная культура.) ИСТОРИЧЕСКИЙ  ДОКУМЕНТ 10 б.­ Какому автору из Древней Греции принадлежат следующие строки: «Солнце тем временем село. И вскоре пришли мы к тем водам, Что к подземелью текут. Киммерян там печальная область, Вечно покрытая влажным туманом. Еще не являл там  Гелиос ясного лика народам, в тех землях живущим. Ночь безотрадная в области той окружает пространство.»  (Гомеру) 20 б.­ Геродот: « Савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом,  так как амазонки не вполне его усвоили». Когда жили савроматы в Нижнем  Поволжье?  (VI­ IV века до нашей эры). 30 б.­ О ком пишет Гиппократ: «…Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и  мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж  они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей… .Та, которая выйдёт замуж,  перестанет ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в  поход.  У них нет правой груди, ибо ещё в раннем детстве матери их, раскалив  приготовленной именно с этой целью медный инструмент, прикладывают его к  правой груди и выжигают….». (О савроматских женщинах ( амазонках)) 16 40 б.­  Аммиан Марцеллин: « Нет у них шалашей, никто из них не пашет; питаются  они мясом и молоком, живут в кибитках. Дойдя до богатой травой местности, они  ставят свои кибитки в круг и кормятся, как звери, а когда пастбище выедено, грузят  свои города на кибитки и двигаются дальше». О каком народе пишет автор?  Определите род занятий.  (Сарматы кочевники). 50 б. - В священной книге зороастризма, Авесте, составление которой относится к  VI­Ivвв. до н.э.  воспевается река Ранха. Эта река именуется широкой. Как сегодня называется эта река?   (Волга). 3. Заключительная часть.  Подведение итогов игры. Слово жюри.  Обобщение занятия: Мы с вами изучаем историческое краеведение.  Давайте вспомним, какие науки  помогают нам в изучении истории нашего края в древности: (Ответы учащихся­   антропология, археология,  хронология, этнография, картография, топонимика,   историография, история) Основной  вспомогательной исторической дисциплиной для данного  исторического периода является: Копаем землю и находим: народы, царства, племена;  мы подбираем имя, год им  и переводим письмена. Мы открываем слой за слоем,  от новых знаний очумев,  17 и оживают под золою  Эллада, Скифия, Шумер… Мы их внесём в свои анналы,  но им в одном не повезло:  погибнув, так и не узнали,  кто жил потом векам назло. (Археология) Сегодня вы показали хорошие знания по теме «Волгоградский край в  древности».  Чему вы научились? С какими трудностями столкнулись? На дом я вам предлагаю задания на выбор ­ вновь по цвету  жетона. Красный цвет — Придумать диалог между представителями различных  племён, живших на территории нашей области в древности.   Зелёный  цвет —  Создать буклет «Диалог культур».    Синий цвет —  составить кроссворд «Волгоградский край в древности»                           Литература: 1.Скрипкин А.С.,  Луночкин А. В.,  Курилла И.И.  «История Волгоградской  земли от древнейших времён до современности». Учебное пособие., М.,  «Планета», 2011г.  2.Чеботарёва Н.И., Сечина Т.И. « История Волгоградской земли от древнейших  времён до современности». Рабочая тетрадь для учащихся 9 –х классов  общеобразовательных организаций. М., «Планета», 2014 г. 18 3.По родному краю. Результаты комплексной научной эколого­краеведческой  экспедиции Николаевского района (2002­2004), В­д.,2008 г. 4.Книга для учителя к учебному пособию «История Волгоградской земли от  древнейших времён до современности» Н.И. Чеботарёва, С.Е. Чистяков. 5.Хрестоматия по истории родного края. Под общей редакцией Шепелева И.С.  Нижне ­Волжское книжное издательство, В­д., 1970 г. 6. Еремин В.И. Стоянка предъямного и ямного времени на территории Нижнего  Поволжья. Историко­ краеведческие записки. Выпуск V. Нижне ­Волжское  книжное издательство. В­д, 1977 г. стр. 53. 6. Мамонтов В.И. История изучения племён эпохи бронзы Нижнего Поволжья.  Историко­ краеведческие записки. Выпуск V. Нижне­Волжское книжное  издательство. В­д, 1977 г. стр. 69. 19
скачать по прямой ссылке