Презентация по истории "Белое и Красное движение
Оценка 5

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Оценка 5
Презентации учебные
doc
история
Взрослым
02.04.2017
Презентация по истории "Белое  и Красное движение
Методическая разработка двух уроков истории в 9 классе: «Гражданская война в России 1918-1920гг.» 9 класс История УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России.XX – начало XXI века 9 класс текстовый документ + презентация.Основной упор на уроке делается на освоение учащимися умения составлять сравнительную таблицу и анализировать данные таблицы. Применение в ходе урока медиасредств обучения позволяет значительно сократить время на проверку знаний учащихся, наглядно представить учебный материал, способствует развитию интереса к изучаемой теме.
разработка урока истории Плотникова Н.В..doc
Разработка урока с использованием компьютера по теме: «Гражданская война в России 1918­1920 гг.» (история России, 9 класс) Ориентировка в предметном содержании урока и в конкретных условиях обучения. УРОК ПЕРВЫЙ А я стою один меж них  В ревущем пламени и дыме  И всеми силами своими  Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин Тип   урока:   изучение   нового   материала   с   постановкой   проблемных   задач,   с опережающими заданиями и сообщениями учащихся. Возможная   личностно   значимая   проблема:  преодоление   идеологических, политических   и   иных   разногласий   в   обществе   необходимо   осуществлять цивилизованными   методами.   Переговоры,   компромиссы,   терпимое   отношение   к политическим   оппонентам,   сотрудничество   —   средства   избегания   острых социальных конфликтов. Планируемые   результаты   изучения   материала:  учащиеся   узнают,   что противостояние   в   российском   обществе   после   Октября   1917   г.   привело   к Гражданской   войне   из­за   политической   и   идеологической   непримиримости различных   социальных   групп   и   что   особенностями   Гражданской   войны   в   России явились иностранная интервенция и крайнее ожесточение противоборствующих сил по отношению друг к другу; осуждают любые формы насилия; приходят к осознанию того, что террор не решает проблем, а напротив, ещё более их обостряет; включение в   урок   краеведческого   материала   позволяет   осознать   то,   что   каждый   гражданин государства причастен к его истории. Форма проведения урока: проблемный урок с элементами рефлексии. Задачи   урока:  создание   условий   для   проявления   познавательной   активности учеников, воспитание и развитие индивидуальных способностей. Цели урока Обучающие: сформировать   представление   о   Гражданской   войне   как   битве   приверженцев • альтернативных путей возрождения России; • уяснить причины Гражданской войны и специфику иностранной интервенции; сформировать представление об альтернативах развития России после Октября • 1917 г.; • сторон (белого и красного движений) и определить их социальный состав. раскрыть цели, политические и экономические программы противоборствующих Развивающие: • подвести школьников к пониманию того, что Гражданская война явила собой попытку решения нашими соотечественниками материальных и духовных проблем силовыми методами, террором; • способствовать   неприятию   учащимися   войны   как   средства   решения политических проблем; соединить  это с выводом о необходимости выбора иных, мирных путей решения вопросов, назревших в обществе. Воспитательные: • обратить внимание учащихся на то, что Гражданская война — это величайшая народная   трагедия,   в   которой   нет   победителей   и   побеждённых,   и   поэтому необходимо   отказаться   от   насилия,   проявлять   толерантность   и   понимание,   что сделает современное общество добрее и мудрее. Развитие умений учащихся: • Переносить полученные знания в новые ситуации; выполнять познавательные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы. • На основе индивидуальных и парных опережающих заданий и сообщений по проблемам   изучаемой   темы   развивать   коммутативные   умения,   творческие способности; участвовать в дискуссиях. Основные понятия:  Гражданская  война, иностранная  интервенция, «белый» и «красный» террор. Оборудование:  коллаж   «Гражданская   война»,   ПК   с   проектором,   экран, компьютерная   презентация   (мультимедиа)   «Гражданская   война   1918—1920   гг.», репродукции плакатов времён Гражданской войны. Ход урока I. Мотивационно­ориентировочный аспект Вступительное слово. Учитель. Сегодня мы продолжим рассматривать события, которые произошли в нашей стране после Октябрьской революции 1917 г. В истории есть разные страницы: славные и бесславные, триумфальные и трагические, созидающие и разрушительные. Запишите в тетрадях тему урока. Слайд 1    . «Гражданская война в 1918—1920 гг.». Учащиеся записывают тему в тетрадях. Слайд 2. Эпиграф к уроку. По ходу урока мы постараемся определить, какой страницей в истории нашего государства стала Гражданская война. Какие уроки и почему мы должны извлечь из этого события? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, нам необходимо выяснить, что такое Гражданская война, каковы её особенности и какими причинами она была вызвана в 1918—1920 гг. II. Содержательный аспект Понятие «Гражданская война» 1)В понимании учеников.  Ученикам, было предложено опережающее задание: создать коллаж на тему «Граж­ данская   война».   Они   должны   были   выразить   в   художественной   форме   понятие Гражданская война. Во   время  урока  коллаж   демонстрируется   учащимся.  Те,  кто   выполнял   работу, рассказывают о том, какой смысл они вложили в этот коллаж. Остальные записывают определение этого термина в тетрадь, как они его понимают. Заслушиваются два­три определения, написанные учащимися. 2) Объяснение понятия учителем. Учитель. Давайте познакомимся с тем, как это определение объясняется в одном из словарей исторических терминов.   национально­религиозном, Слайд 4.  Гражданская война  — состояние общества, расколотого в социально­ классовом,   морально­ нравственном и других отношениях, когда насилие (включая вооружённое) является главным средством разрешения противоречий (не только в борьбе за власть, но и просто за сохранение жизни).   идейно­политическом, 3) Запись  определения  понятия  в тетрадь.  Учитель   рассказывает   о  различных подходах историков периодизации Гражданской войны. Слайды 5­10. Периодизация Гражданской войны в отечественной историографии I. В.И.Ленин определил четыре периода Гражданской войны (с октября 1917 г. по 1922 г.) 1. Чисто   политический   с   октября   1917   г.   до   5   января   1918   г.   (до   роспуска Учредительного собрания). 2. Брестский мир. 3. Гражданская война с 1918 по 1920 г. 4. Вынужденное прекращение Антантой интервенции и блокады. 1922 г. II. Ряд историков разделяют Гражданскую войну 1918—1920 гг. на три периода: Первый — лето 1918 — март 1919 г. — начало вооружённого выступления сил внешней и внутренней контрреволюции и широкомасштабная интервенция Антанты. Второй  —   март   1919   —   апрель   1920   г.   —   решающие   сражения   на   фронтах Гражданской войны. Третий — апрель 1920 — ноябрь 1920 г. — завершающий. События  1921  —  1922   гг.   на   Кавказе,   в  Средней   Азии,  на   Дальнем   Востоке рассматриваются как явления Гражданской войны регионального характера. III. Современный   историк   Л.М.Спирин   отмечает,   что   Россия   со   времён свержения самодержавия пережила две Гражданские войны: 1.Июль 1917 — октябрь 1917 ж (до взятия большевиками власти). 2. Октябрь 1917 — 1922 г. При этом выделяется период с лета 1918 до конца 1920 г., как наиболее острый. Затем с 1921 г. — период наивысшего противостояния. IV. Современный историк П.В.Волобуев считает: «Необходимо учитывать, что не   сразу   после   революции   борьба   стала   вестись   на   взаимное   уничтожение противоборствующих сил. Период с октября 1917 г. до мая 1918 г. — этап мягкой Гражданской войны.  Случаи   террора   уже   были,   но   народ   в   массе   своей   ещё   не включился   в   борьбу.   С   конца   1918—1919   г.   Гражданская   война   достигла  пика ожесточения». V. Современный историк Ю.А.Поляков даёт свою периодизацию Гражданской войны 1917 — 1922 гг. Февраль—март   1917   г.  Насильственное   свержение   самодержавия   и   открытый раскол общества по социальному принципу. Март — октябрь 1917 г.  Усиление социально­политического противостояния в обществе. Неудача российских демократов в попытке установить мир в стране. Октябрь   1917—март   1918   г.  Насильственное   свержение   Временного правительства и новый раскол общества. Март   —   июнь   1918   г.  Террор,   локальные   военные   действия,   формирование Красной и Белой армий. Лето 1918 — конец 1920 г.  Массовые сражения между регулярными войсками, иностранная интервенция. 1921 — 1922 гг.  Затухание Гражданской войны, военные действия на окраинах страны. Учитель   даёт   группе   учащихся   задание   рассмотреть   предложенные   варианты периодизации и создать свой вариант. Остальные учащиеся отвечают на следующие вопросы. Вопросы 1. Сколько подходов к периодизации Гражданской войны можно выделить? 2. Что общее и что различное вы можете отметить в вариантах периодизации? Какие периоды совпадают? 3. До   какого   времени,   по   мнению   историка   Юрия   Полякова,   война   носила локальный характер? 4. Когда   начались   сражения   между   регулярными   войсками?   Сколько   лет   они продолжались? Учитель. Вопрос о хронологических рамках и периодизации войны неоднозначен до сих пор. Прошу   ребят,   получивших   задания,   связанные   с   периодизацией   Гражданской войны, представить нам результаты работы. Ученики отвечают. Слайд 11. Периодизация Гражданской войны 1. Лето­осень   1918   г.  начало   вооружённого   противостояния   и   иностранной интервенции. 2.Конец 1918—лето 1919 г. Советская республика в «кольце фронтов». 3. Лето 1919—1920 г. Разгром белогвардейцев. 4. Конец 1920—1922 г. Ликвидация остатков Белой армии. Запись периодизации в тетради. Учитель. Так же как и любое историческое явление или событие, Гражданская война имеет свои признаки, особенности. Слайд 12. Признаки Гражданской войны: > > > > > острые классовые столкновения; разрешение противоречий с помощью вооружённых сил; противостояние классов и общественных групп; отсутствие чётких временных и пространственных границ; террор по отношению к политическим противникам. Учитель.   Ваша   задача   записать   эти   признаки,   но   с   одним   условием.   Их необходимо   записать   в   тетради   по   значимости;   на   первое   место   поставьте   тот признак, который вам кажется самым главным. Можете советоваться друг с другом. Далее учитель опрашивает  учеников и просит их объяснить, почему они выбрали самым значимым именно тот признак, который поставили на первое место. Причины Гражданской войны и её особенности Учитель. Как вы думаете, в чём причины Гражданской войны? (Выслушиваются высказывания учеников.) Нелегко найти ответ на вопросы: кто виноват в Гражданской войне и, каковы её причины? В   современной   исторической   науке   по   этому   поводу   существуют   различные мнения. Остановимся на самой общей трактовке причин Гражданской войны. Запишите в тетради причины войны так же, как вы записывали признаки войны, то есть по значимости. Слайд 13. Причины Гражданской войны: > несоответствие целей преобразования общества и методов их достижения; > конфискация помещичьих земель; > национализация промышленности, ликвидация товарно­денежных отношений; > создание   однопартийной   политической   системы,   установление   диктатуры большевиков. Слайд 14.  Главная   особенность   Гражданской   войны   в   России  —   наличие иностранной интервенция—насильственное вмешательство   одного   или   нескольких   государств   во   внутренние   дела   другого государства, нарушение его суверенитета. Иностранная     интервенции.    III. Организационный аспект Противоборствующие стороны в войне Учитель.  Мы   уже   выяснили,   что   в   годы   Гражданской   войны   российское общество раскололось на два непримиримых лагеря. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте постараемся выяснить, кто это «те» и «другие», за которых молился поэт. Ответить на этот вопрос нам помогут сообщения двух пар. Им, было дано задание, подготовить компьютерную презентацию на темы «Белое движение» и «Красное движение». Задание первой паре учащихся • Определите   социальную   базу   (опору)   Белого   и   Красного   движения. (Дворянство, интеллигенция, крестьянство, батраки, рабочие, казачество, офицеры царской армии, духовенство.) • Интересы, каких социальных и политических сил выражали белые и красные? Оформите ваши результаты в виде таблицы. Социальная база белых Социальная база красных • На основании, каких данных вы сделали выводы? Ученики выполняет это задание на классной доске Задание для  второй пары учащихся • Дайте   общую   характеристику   основным   фронтам   Гражданской   войны. Покажите   их   на   карте;   определите,   на   каких   этапах   войны   важнейшими   можно считать: Восточный фронт? Южный фронт? Западный фронт? • Какие страны участвовали в интервенции против Советской России? • Изобразите расположение фронтов схематично. Задание для всего класса • Составьте хронологическую таблицу основных событий Гражданской войны. • Определите, какие периоды войны можно считать наиболее острыми. Почему вы так считаете? Проведение учеником презентации «Белое движение» Слайд 15. (ссылка на презентацию «Белое и красное движение»). Белое   движение  —   собирательное   название   политических   организаций   и воинских формирований, противостоящих Советской власти в годы Гражданской войны. Происхождение термина связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников правопорядка. Алексеев Михаил Васильевич — военный деятель. Родился в семье армейского офицера. Генерал от инфантерии с 1914 г., с августа 1915­го по март 1917 г. — начальник штаба Ставки, фактический руководитель всех военных действий. После консультаций с командующими фронтов убедил Николая II отречься от престола. В марте — мае 1917г.   —   верховный   главнокомандующий.   После   Октябрьской   революции участвовал в создании Добровольческой армии, весной 1918 г. стал её верховным руководителем. Умер в Екатеринодаре. Колчак Александр Васильевич — военный деятель. Родился в семье морского артиллерийского   офицера.  Участник  полярных  экспедиций 1900—1903  и 1908— 1911 гг. Во время Русско­японской войны командовал эсминцем и батареей в Порт­ Артуре.   Участник   Первой   мировой   войны.   Как   командующий   Черноморским флотом (с июля 1916 г.) готовил флот для захвата Константинополя весной 1917 г. После   Октябрьской   революции   один   из   лидеров   Белого   движения:   установил   в Сибири военную диктатуру и принял титул "Верховного правителя Всероссийского правительства" в Омске (ноябрь 1918 г. — декабрь 1919 г.). Зимой 1918 г. — летом 1919 г. организовал наступление для захвата Москвы и низложения Советского   правительства,   но   потерпел   поражение.   Бежал   из   Омска   в   Иркутск. Расстрелян   по   приговору   Иркутского   ревкома,   санкционированному большевистским центром. Каледин Алексей Максимович  — военный деятель. Родился в семье казака­ полковника. В начале войны командовал 12­м кавалерийским корпусом, с весны 1918 г. командовал 8­й армией. После отречения царя сдал командование армией Л.Г.Корнилову, избран атаманом Донского казачьего войска; зимой 1917—1918 гг. возглавил   восстание   против   большевиков   на   Дону,   после   поражения   которого застрелился Деникин Антон Иванович — военный деятель. (Материал в Приложении ко 2­му уроку.) Врангель   Пётр   Николаевич  —   военный   деятель,   один   из   лидеров контрреволюции. (Материал в Приложении ко 2­му уроку) Юденич   Николай   Николаевич:—   военный   деятель.   Родился   в   дворянской семье   коллежского   советника.   С   началом   Первой   мировой   войны   —   начальник штаба,   а   с   января   1915   г.   командующий   Кавказской   армией.   В   1916   г.   провёл Эрзурумскую   и   Трапезундскую   операции.   В   марте   —   апреле   1917   г. главнокомандующий Кавказским фронтом. С мая 1917 г. в отставке. Осенью 1918 г. эмигрировал   в   Финляндию,   затем   в   Эстонию,   где   при   всесторонней   поддержке западных держав в июле 1919 г.возглавил белогвардейскую Северо­Западную армию, наступавшую   на   Петроград,   и   вошёл   в   состав   созданного   при   содействии   Вели­ кобритании контрреволюционного Северо­Западного правительства. После провала похода   белогвардейцев   на   Петроград   (октябрь—ноябрь   1920)   остатки   разбитой армии Юденича отступили в Эстонию. В 1920 г. эмигрировал в Великобританию. Рабоче­крестьянская Красная Армия (РККА)  создана декретом Совнаркома от 28 января 1918 г. Формировалась из граждан Российской республики не моложе 18 лет. В годы Гражданской войны большевистские военные формирования стали называться «красными». Блюхер Василий Константинович — военачальник. Сын крестьянина. В 1916 г. вступил   в   РСДРП(б).   С   марта   1918   г.   командовал   Восточным   отрядом, действовавшим против белой Оренбургской армии. С июля 1918 г. — заместитель, в августе­сентябре   командующий   партизанской   Уральской   армией.   Стал   первым кавалером   ордена   Красного   Знамени   в   1918   г.   В   октябре—ноябре   1920   г. командовал Перекопской ударной группировкой, которая при штурме Перекопа в Крыму понесла огромные потери, но смогла взять считавшиеся неприступными пози­ ции. За это был награждён третьим орденом Красного Знамени. За бои у Каховки в августе—октябре 1920 г. Блюхер получил четвёртый орден. В июне 1921 — июле 1922   г.   военный   министр   и   командующий   Народно­   революционной   армией марионеточной Дальневосточной республики. В феврале 1920 г. взял Волочаевку, фактически завершив разгром белых армий на Дальнем Востоке. Будённый   Семён   Михайлович,  военачальник.   Маршал   Советского   Союза (1935), трижды Герой Советского Союза (1958,1963,1968). Сын батрака. В 1903 г. призван   в   армию;   служил   в   Приморском   драгунском   полку.   Участник   Русско­ японской 1904—1905 гг. и Первой мировой войны. Имел славу лихого кавалериста, был   награждён   «полным   бантом»   Георгиевского   креста,   старший   унтер­офицер. После Октябрьской революции Будённый, не принимавший участия в политической жизни, вернулся к родителям в станицу Платовскую. Как лихой кавалерист избран членом окружного исполкома и заведующим земельным отделом Саль­ ского округа. В феврале 1918 г. сформировал конный отряд, с которым начал боевые действия против белых. Постепенно полк вырос в бригаду, а затем в дивизию. В 1919 г. после долгих уговоров вступил в РКП(б). В июне 1919 г. части Будённого развёрнуты в конный корпус, а в ноябре 1919 г. — в 1­ю Конную армию. Будучи блестящим кавалерийским   тактиком,   Будённый   не   обладал   талантами   выдающегося полководца, не  мог  мыслить   масштабно, что  сказалось   позже.  За свои  успешные действия в Гражданскую войну Будённый был награждён тремя орденами Красного Знамени, почётным революционным оружием. . Фрунзе Михаил Васильевич, партийный, государственный и военный деятель, военный теоретик. {Материал в Приложении ко 2­му уроку) Тухачевский Михаил Николаевич, советский военный деятель. Родился в семье обедневшего дворянина. Окончил Московский кадетский корпус и Александровское военное училище, из которого был выпущен подпоручиком в 1914 г. и отправлен на фронт. За 6 месяцев Первой мировой войны Тухачевский был награжден шестью орденами,   проявив   незаурядное   командирское   мастерство.   В   годы   Гражданской войны командовал 1­й и 5­й армиями на Восточном фронте; был награждён Золотым оружием «за личную храбрость, широкую инициативу, энергию, распорядительность и знание дела». Успешно провёл ряд операций на Урале и в Сибири против войск А.В>Колчака, командовал войсками Кавказского фронта в борьбе с А.И.Деникиным. В мае 1920 г. был причислен к Генштабу; командовал Западным фронтом, руководил наступлением на Варшаву, но потерпел поражение. В 1921 г. подавил мятеж моряков в   Кронштадте,   крестьянское   восстание   А.С.Антонова   и   был   награждён   орденом Красного Знамени. Котовский Григорий Иванович, участник Гражданской войны. Родился в семье заводского механика. В ноябре 1917 г. Котовский был избран в члены армейского комитета.  Во   время  Гражданской   войны   воевал   на  стороне  большевиков:   против А.И.Деникина   и   на   советско­польском   фронте.   В   1920   г.   Котовский   вступил   в партию.   Он   отличился   при   подавлении   крестьянского   мятежа   А.С.Антонова   и других   противников   новой   власти.   Котовский   был   награждён   тремя   орденами Красного Знамени. Чапаев   Василий   Иванович  —   герой   Гражданской   войны.  (Материал   в Приложении ко 2­му уроку) Учитель. Дальний Восток также не остался без внимания иностранных держав. Гражданская   война   оставила   след   в   истории   нашего   края.   Какие   государства высадили свои десанты в Приморье и Приамурье? Сообщение   учащегося   «Приамурье   в   годы   Гражданской   войны».   Во   время сообщения на экран проецируются слайды с фотографиями и текстами биографий участников Гражданской войны в Амурской области, карта военных действий. Слайд 16.  Послесловие Слова русского мыслителя И. Ильина: «Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной   ненависти   Россию   нам   не   возродить   и   не   построить...   Мы   должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн». Ребятам предлагается обсудить эти слова. IV. Оценочно­результативный этап Выполнение проблемного задания Какой   страницей   нашей   истории   стала   Гражданская   война?  Какие   уроки   нам нужно извлечь из этого события? Выслушиваются ответы учащихся. Подведение итогов. УРОК ВТОРОЙ Слайд 17.  Цели урока: • систематизировать материал по теме; • в результате исследования источников сформировать представление о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа; • продолжить   формирование   навыков   самостоятельной   работы,   умения формулировать задачи (промежуточные), искать пути их решения; • понять,   что   осознание   трагедии   Гражданской   войны   предостерегает   от ненависти, насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как способа «осчастливить» народ. Задачи урока: • учащиеся   должны   уяснить   сложность   исторического   подхода   к   изучению событий и  необходимости преодоления  идеологизированности  в оценке причин и событий Гражданской войны; • учащиеся должны обобщить свои знания о причинах Гражданской войны и её основных   этапах;   работая   с   картой,   уметь   представлять   общую   картину   боевых действий; • опираясь   на   источники   и   дополнительный   материал,   учащиеся   должны   дать оценку красному и белому движению и террору. Основные понятия: гражданская война; иностранная интервенция; белый террор; красный террор. Оборудование:  карта   «Гражданская   война»,   учебник,   выставка   книг   по   теме, видеоматериал, мультимедийная система, компьютер, диски, кассеты. Ход урока Учитель. Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. В многочисленных кинофильмах  перед нами  предстают  конармейцы  в  будённовках, мчатся тачанки с пулемётами, юные «неуловимые мстители» побеждают врагов под руководством наставников в кожанках. В общем — героизм, стойкость, подвиги... Однако   Гражданская   война   —   это   не   столько   фанфары   и   победы,   сколько трагедия народа, разделившегося и воюющего не на жизнь, а на смерть. Причём речь идёт не о том, какая из противоборствующих сил станет победителем, а какая будет побеждена,   —   о   самом   их   физическом   выживании.   Отсюда   и   особая   острота   и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих»,   обесценивание   человеческой   жизни,   развал   экономики.   Независимо   от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны стал народ. И вот сегодня, спустя почти девять десятилетий, оглядываясь назад, мы задаём себе   вопрос:   что   мы   знаем   о   той   далёкой,   о   Гражданской?   И   как   это   ни огорчительно, оказывается, не так много. Долгие годы многие эпизоды Гражданской войны замалчивались. Документы, способные внести ясность, находились «за семью замками» в различных спецархивах, спецфондах. Однако начатый недавно процесс рассекречивания даёт возможность историкам, опираясь на подлинные материалы, раскрывать малоизвестные страницы истории. Надеемся, что в недалёком будущем мы будем знать всю правду о событиях Гражданской войны. То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой­то степени   напоминает   трагический   период   начала   Гражданской   войны   в   России. Сегодня мы все считаем себя гуманистами, и никто не хочет крови, а она льётся; мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь... Выходит, и в наши дни, как и девять десятилетий назад, непросто  нащупать путь ненасильственной  демокра­ тической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. Вероятно, человеческое благоденствие может наступить лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше политического и национального. Трагедия Гражданской войны 1918—1921 гг. учит нас побеждать ненависть,   отказаться   от   насилия   и   произвола   как   методов   государственного строительства, всей организации жизни, как быстрейшего способа «осчастливить» народ. Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть ряд вопросов и выяснить, почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции большевики победили в Гражданской войне. Учитель. Вот строки из стихотворения М.И.Цветаевой, написанные в то время. Слайд 18. Как правая и левая рука,  Твоя душа моей душе близка,  Мы смежены блаженно и тепло,  Как правое и левое крыло.  Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла  От правого до левого крыла. С какой болью и точностью описывает поэтесса годы Гражданской войны! Вопросы и задания: Дайте определение понятиям: «гражданская война», «иностранная интервенция». Назовите причины Гражданской войны в России. Расскажите и покажите по карте ход военных действий в период Гражданской войны и иностранной интервенции. Учитель.  Для населения бывшей царской России встал вопрос: «Чью сторону принять?».   Этот   выбор   в   нарастающей   кровавой   смуте   Гражданской   войны   был тяжелейшим нравственным испытанием. Задание Дайте   характеристику   слоям   населения,   поддержавших   советскую   власть   и выступивших на стороне Белого движения. Учитель. Л.Л.Блок написал следующие строки: Всё это может показаться  Смешным и устаревшим нам,  Но, право, может только хам  Над русской жизнью насмехаться.  Она всегда меж двух огней,  Не каждый может стать героем,  И люди лучшие, не скроем,  Бессильны часто перед ней. Вопросы: Какая сила предопределила исход Гражданской войны? Какие слои населения России были самыми многочисленными? Почему крестьяне встали на сторону советской власти? Какие   шаги   предприняло   правительство   большевиков   в   годы   Гражданской войны? Учитель.  Одним из проявлений Гражданской войны был террор. Актом белого террора   был   расстрел   26   бакинских   комиссаров.   А   сегодня   мы   обратимся   к проблеме возникновения так называемого красного террора. Учитель зачитывает отрывки из документов (см. Приложение 2): Постановление ВЦИК   от   29.05.1918   г.;   сообщение   газеты   «Известия»   от   20.07.1918   г.;   Приказ Комиссара   внутренних   дел   от   04.09.1918   г.;   Постановление   Совета   Народных Комиссаров от 05.09. 1918 г. Учитель. Слайд 19. Террор — это политика запугивания и насилия, расправа с политическими   противниками,   со   всеми   неугодными.   Методами   террора пользовалась   советская   власть,   те   же   методы   избрали   представители   свергнутых классов,   ведь   они   были   лишены   гражданских   и   политических   прав,   запрещалась деятельность   буржуазных   и   социалистических   партий,   не   могли   издаваться оппозиционные газеты. Вопрос Оправданы ли подобные методы для достижения пусть даже великой цели? Учитель.   А   теперь   давайте   обратимся   к   человеческим   судьбам.   Сейчас   мы послушаем   сообщения   о   тех,   кто   верил   в   идею   мировой   революции   или   в   идею Белого движения и боролся за их воплощение. Рассказы учащихся о В.И.Чапаеве, М.В.Фрунзе, П.Н.Врангеле, А.И. Деникине и др. (см. Приложение 2; материалы презентаций первого урока.) Учитель.  Давайте   продолжим   работу   с   документами   и,   ответив   на   вопросы, обсудим итоги Гражданской войны, сделаем вывод о том, какое влияние она оказала на судьбу нашей страны. Работа с текстами документов, вопросы и задания 1—3 из Приложения 1. Учитель.  На   доске  (слайд 20)  написана   фраза,   прочитайте   её   и   продолжите мысль: «Трагедия Гражданской войны 1918—1921 гг. учит нас...» Выслушиваются ответы учеников. Учитель.   Подведём   итоги   урока.   У   нас   нет   оснований   идеализировать   ни большевиков, ни их противников. Обе стороны, выполняя свой долг, подбрасывали поленья в костёр братоубийственной войны, и каждая сторона считала себя правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, сражались и умирали   за   великую   в   их   понимании   Россию.   В  свою   очередь,  большевики   были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собст­ венного народа, но и всего мира. Большевики   одержали   победу,   но   плоды   её   оказались   горькими.   Со­ циалистический строй рухнул, так и не успев «осчастливить» человечество. Главный урок Гражданской войны состоит в том, что она не решает проблемы, а порождает насилие и произвол, приводит к массовой гибели соотечественников. Этот урок должны помнить все наши граждане, создавая правовое государство и гражданское общество. Приложение 1                    Раздаточный материал Вопрос и задание. Вариант 1 Среди отечественных историков нет единого мнения по вопросу о том, когда началась Гражданская война. Одни связывают её начало с Октябрьской революцией, другие относят её первые залпы к событиям Корниловского мятежа, третьи — к весне ­ лету 1918 г., когда враждующие стороны перешли к активным действиям, четвёртые   считают,   что   свой   отсчёт   она   начала   с   Февральской   буржуазно­ демократической революции. Какой точке зрения вы отдадите предпочтение? Аргументируйте свою позицию. Вопросы и задание. Вариант 2 1. В чём видят причины собственного поражения участники Белого движения? 2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели Белого движения считают основной? 3.На   основании   представленных   документов   сделайте   вывод   об   отношении   к Белому движению широких народных масс. Документы к варианту 2 1. Из записок В.В.Шульгина. «Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией,   прежде   чем   революция   окончилась   в   умах   народа...   Войну   с большевиками   вели   как   войну   с   внешним   врагом,   а   не   как   гражданскую   войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс... Деятелей революции с широкой   популярностью   устраняли   и   преследовали.   На   ответственные   посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и   национальному   вопросу...   и   тем   давали   оружие   для   большевистской   агитации местных самостийников». 2. Из  статьи   П.Н.Милюкова.  «Почему   же   наш   корабль   потерпел   крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые   ризы.   Наряду   с   исповедниками,   героями,   мучениками   белой   идеи   были стяжатели   и   душегубы...   Добровольчество   есть   плоть   от   плоти,   кровь   от   крови русского народа». 3. Из  мемуаров   П.Н.Врангеля.  «Белое   движение   не   завершилось   победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией... Вот где внутренняя причина неудачи Белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая «концентрация власти». 4. Из записок участника Белого движения, журналиста А.А. фон Лемке. «Что же   именно   я   считаю   непосредственными,   истинными   причинами   неудачи вооружённого   выступления   белых?   Первой   и   основной   причиной   я   считаю настроение населения тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно  было  поступаться   своими  правами,  своими  удобствами.  Армия  белых  не была той снабжённой и организованной армией, которую мы привыкли представлять себе,   произнося   это   слово;   немедленно   по   соприкосновению   с   населением   она вынуждена была брать у него подводы, лошадей, запасы и, наконец, самих людей! Всё это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население   против   них.   Недостатки,   о   которых   я   говорил,   принимались   за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой   и   городской   интеллигенции,   начинало   мечтать   об   избавлении,   которое, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного ничего не было! Когда уходили   красные   —   население   с   удовлетворением   подсчитывало,   что   у   них осталось...   Когда   уходили   белые—население   со   злобой   высчитывало,   что   у   него взяли...» 5. Из  книги  А.И.  Деникина   «Очерки   русской   смуты».  «Между   тремя основными народными слоями — буржуазией, пролетариатом и  крестьянством — легли   непримиримые   противоречия   в   идеологии,   в   социальных   и   экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углублённые революцией и обострённые   разъединяющей   политикой   советской   власти.   Они   лишили   нас вернейшего залога успеха — единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций — правых и левых... были   направлены   не   на   преодоление   этих   противоречий,   а   на   поиски  вернейшей ориентации и наилучших  форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли». Документы и биографии Приложение 2 Тексты 1, 2 укреплены на доске в виде плакатов и могут быть использованы в ходе обсуждения. 1. Из постановления ВЦИК (29 мая 1918  г.): «Центральный Исполнительный Комитет считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны как   для   борьбы   за   хлеб,   так   и   для   отражения   обнаглевшей   на   почве   голода контрреволюции, как внутренней, так и внешней. Необходимо   безотлагательно   перейти   к   принудительному   набору   одного   или нескольких возрастов». 2. Из сообщения газеты «Известия» (20 июля 1918 г.): «В ночь с 16 на 17 июля по   постановлению   президиума   областного   Совета   рабочих,   крестьянских   и красноармейских депутатов Урала расстрелян бывший царь Николай Романов. Этим актом   революционной   кары   Советская   Россия   торжественно   предупреждает   всех своих врагов, которые мечтают вернуть царский режим и даже выступают с оружием в руках». Тексты 1—4 зачитываются учителем в ходе урока. 1. Из  приказа  народного   комиссара  внутренних  дел  (4   сентября   1918  г.): «Расхлябанности и миндальничанью должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейших попытках сопротивления или малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочно массовый расстрел». 2. Из постановления  Совета Народных Комиссаров о красном терроре (5 сентября   1918  г.):   «Совет   народных   комиссаров   <...>   находит,   что   при   данной ситуации обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью <...> что   необходимо   обезопасить   Советскую   республику   от   классовых   врагов   путём изолирования их в концентрационных лагерях, что подлежат расстрелу  все лица, прикосновенные   к   белогвардейским   организациям,   заговорам   и   мятежам;   что необходимо   опубликовывать   имена   всех   расстрелянных,   а   также   основания применения к ним этой меры».

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение

Презентация по истории "Белое и Красное движение

Презентация по истории "Белое  и Красное движение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017