1. Чеченский кризис.
После распада СССР особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни. В конце 1991 г. к власти в Чечне пришел генерал Джохар Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Дудаев распустил Верховный Совет Чечено-Ингушетии и объявил о создании независимой Чеченской республики Ичкерия. В связи с реорганизацией бывшей Советской Армии Дудаеву удалось взять под свой контроль значительную часть имущества и вооружений советских войск в Чечне, вплоть до авиации. Россия заявила о незаконности «дудаевского режима».
Причины чеченской войны:
1. Правительство России стремились ликвидировать «самостоятельность» генерала Дудаева, хотело сохранить территориальную целостность России.
2. С потерей Чечни терялась чеченская нефть и нарушилась подача нефти из Баку в Новороссийск. Сокращался экспорт нефти.
3. Развязыванию войны поспособствовали криминальные финансовые структуры, заинтересованные в этой войне для «отмывания денег».
Таким образом, нефть и деньги стали истинной причиной войны.
Вскоре среди самих чеченцев началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 году в подобие гражданской войны. 11 декабря 1994 года началась операция федеральных войск по захвату Грозного. Штурм Грозного в новогоднюю ночь, в результате которого погибли сотни российских военнослужащих, стал катастрофой. Разработка и материальное обеспечение операции были крайне неудовлетворительны. 20% боевой техники федеральных войск в Чечне было полностью неисправно, 40% - частично неисправно. Неожиданностью для российских политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но самое главное - Дудаев умело играл на национальных чувствах и изображал Россию врагом чеченского народа. Он сумел привлечь на свою сторону население Чечни. Дудаев превратился в национального героя. Большая часть чеченцев восприняли ввод федеральных войск как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.
Начались переговоры между полномочным представителем президента РФ в Чеченской Республике Александром Лебедем (он был секретарем Совета безопасности) и руководителем штаба вооруженных формирований Асланом Масхадовым. 31 августа в Хасавюрте (Дагестан) Лебедем и Масхадовым были подписаны совместное заявление о прекращении военных действий в Чечне и Принципы определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой. Была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов. Окончательное решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено на пять лет (до декабря 2001 г.). В августе федеральные войска стали выводиться из Грозного, который сразу же захватили боевики.
Россия проиграла первую чеченскую войну, понеся существенные людские потери и огромный материальный ущерб. Было разрушено полностью народное хозяйство Чечни. Появилась проблема беженцев. Среди уезжающих было очень много образованных, квалифицированных работников, в том числе и учителей.
После подписания Хасавюртовских соглашений и прихода к власти А.Масхадова в Чечне началась подлинная катастрофа. Во второй раз за короткий срок Чеченскую республику отдали на откуп криминальным элементам и экстремистам. Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, законное судопроизводство было ликвидировано и заменено шариатским правлением. Русское население Чечни подверглось дискриминации и преследованиям. Осенью 1996 г. большинство населения Чечни потеряло надежду на лучшее будущее и вместе с русскими из республики уехали сотни тысяч чеченцев.
После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе.
Ичкерийский парламент спешно принял так называемый закон, на основании которого преследованию подвергались не только те, кто действительно сотрудничал с федеральными органами, но и кто был заподозрен в симпатиях к России. Все образовательные учреждения оказались под жестким контролем самозванных шариатских судов и всевозможных исламских движений, которые диктовали не только содержание образовательных программ, но и определяли кадровую политику. Под флагом исламизации было прекращено преподавание ряда дисциплин как в школах, так и в вузах, но были введены основы ислама, основы шариата и т.д. В школах вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, а в старших классах требовали ношение паранджи. Вводилось изучение арабского языка, причем это не было обеспечено кадрами, методическими пособиями и разработанными программами.
Боевики считали светское образование вредным делом. Произошла заметная деградация целого поколения. Большая часть чеченских детей за годы войны не училась. Необразованная молодежь способна только пополнять криминальные группировки. Неграмотными всегда легко манипулировать, играя на их национальных и религиозных чувствах.
Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, нападения на Дагестан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.