Познакомить учащихся с развитием русской культуры в XVII в.
Показать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры.
Охарактеризовать истоки «обмирщения» русской культуры.
Показать сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII в.
Цели
ПОВТОРЕНИЕ
ОПРЕДЕЛИТЬ ХРОНОЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ НАРОДОВ УКРАИНЫ И БЕЛОРУССИИ.
ОПИСАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО НАСЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.
ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ УСЛОВИЯ АНДРУСОВСКОГО МИРА.
РАССКАЗАТЬ О ПРОДВИЖЕНИИ РУССКИХ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ НА ВОСТОК.
ПОВТОРЕНИЕ
ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII В.
ЧЕМ БЫЛА ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ПОХОДОВ В.В. ГОЛИЦЫНА В КРЫМ?
ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛО ВОССТАНИЕ Б. ХМЕЛЬНИЦКОГО? БЫЛА ЛИ ЭТА БОРЬБА ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ?
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII В. КАКИЕ ЗАДАЧИ БЫЛИ РЕШЕНЫ, КАКИЕ – НЕТ? ПОЧЕМУ?
рождение, венчание, смерть человека сопровождались исполнением таинств православной церкви;
любое дело начиналось с молитвы, распорядок дня зависел от богослужений;
посещение храмов, причастия, исповедь, православные праздники, соблюдение постов – всё это являлось нормой жизни каждого русского человека;
литература, музыка, архитектура, живопись имели прямую связь с православным вероучением;
все элементы русской культуры были пронизаны православными идеями и образами.
Вся средневековая духовная жизнь находилась под полным вниманием православной церкви:
Изразец XVII в.
Изменения в социально-экономической жизни общества:
хозяйственная специализация районов;
происходит рост товарного производства;
в ремесленно-торговой среде формируются новые идеалы и представления, моральные нормы и эстетические вкусы, вступавшие в противоречие с аскетическими канонами церкви.
Жатва. Фреска XVII в. из церкви
Ильи Пророка в Ярославле.
Это и есть «обмирщение культуры», т.е. усиление светских начал в культуре.
Театр при царе Алексее Михайловиче.
Жизнь, изменялась, воздействуя на православное мировоззрение общества. Возникали новые потребности общества. Стало происходить соединение старых порядков и представлений о новых меняющихся условиях бытия.
Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных книг.
Большинство этих книг было доступно для разных слоёв населения.
Букварь.
Букварь стоил одну копейку.
Букварь Кариона Истомина. 1694 год
За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали учёных монахов из Речи Посполитой.
Назрела необходимость создания сети школ. Как правило, они открывались при церквах и монастырях.
В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашён Симеон Полоцкий.
Это был образованный человек, писатель, переводчик. Он внёс важный вклад в развитие отечественного просвещения.
По его предложению в 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов.
Экономическое развитие России требовало большого количества хорошо образованных людей.В XVII в. усиленно набирает силу процесс развития образования.
– Вспомните, какое образование существовало на Руси.
Школы при монастырях, домашнее образование.
Славяно-греко-латинская академия.
?
1687 г. – создана Славяно-греко-латинская академия – самое первое учебное высшее заведение в стране для выходцев из всех сословий (кроме крепостных).
Но образованных людей не хватало, и это приводило к притоку мастеров из-за границ. В России продолжает развиваться система домашнего обучения, возникают первые гражданские школы.
Примерное расписание занятий в академии:
Логика;
Философия;
Богословие;
Арифметика;
Геометрия;
Астрономия;
Древние языки (латынь, греческий)
Церковь;
История;
Риторика.
Братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
Срок обучения не регламентировался.
Сначала обучение шло на греческом языке, но по мере его усвоения переходили на латынь.
До 1694 г. работу Славяно-греко-латинской академии возглавляли греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Среди преподавателей были греки, малороссийские и русские учёные монахи.
Историк В.О. Ключевский: «…когда требовалось построить в России завод – звали «немца», когда хотели учить наукам – приглашали грека или киевлянина».
Область географии:
В основном уточнялись представления о территории России.
Составление описаний и карт.
1640 г. – «Роспись Сибирским городам и острогам».
1667 г. – «Годуновский чертеж».
1672 г. – «Чертежи Сибирской земли».
1701 г. – С.Ч. Ремезов «Чертежная книга Сибири».
План Москвы 17 века, петровский чертеж начала 1600-х гг.
Этнографическая карта Сибири из «Чертежной карты Сибири» С. Чемезова, лист 23.
Астрономия
Перевод иностранной литературы, знакомившей с гелиоцентрической системой Н. Коперника.
Афанасий Холмогорский написал «Шестиднев», в котором земля представлялась в виде шара.
Появляются первые в России подзорные трубы.
Накопление научных знаний, которые носили прикладной характер:
Появляются письменные руководства:
«Книга сошного письма» содержит знания в области геометрии и их применение при измерении земельных площадей;
«Устав о ратных, пушечных и других делах, касающихся до военной науки» Онисима Михайлова;
Измерение расстояния до цели с помощью теоремы Пифагора: о связи дальнобойности с калибром; описание артиллерийских приборов наведения; способы улавливания звука.
Систематизация медицинских знаний:
И. Венедиктов составил «Фармакопею;
создание разнообразных «лечебников», травников.
Устав о ратных, пушечных и других делах, касающихся до военной науки». Автор Онисим Михайлов.
Титульный лист парадной рукописи «Орёл российский»
В XVII веке русская литература постепенно приобретает новые черты. Она перестаёт быть только церковной – появляются новые «светские» произведения. Со второй половины XVII века в русской литературе уже преобладают:
историческая и бытовая повесть;
сатира;
вирши;
драматургия.
Но в начале XVII века жанр древнерусских
сказаний был ещё популярен.
Произведения о Смуте.
Авраамий Палицын.
Рисунок XVII в.
Самым популярным произведением о Смуте было «Сказание» Авраамия (миру – Аверкия) Палицына, с 1608 года келаря Троице-Сергиевой лавры.
В его сочинении главным преступником и виновником бед, постигших Россию, оказывается Борис Годунов.
Все, считал автор «Сказания», виноваты в «попущении» грехам. Вот Бог и наказал Россию голодом и войной.
Но автору близка идея о том, что только отчаянная борьба за свободу Отечества искупит грехи людей.
В 17 век любили читать не только исторические повести, но и злободневные сатирические произведения.
Как вы считаете, какие пороки общества высмеивали сатирические повести?
Ложь, пьянство, жадность, ябедничество и т. д.
?
Обман – «История о российском дворянине Фроле Скобееве.
Земельные тяжбы, кончавшиеся победой сильного, - «Повесть о Ерше Ершовиче».
Жадность и корыстолюбие судей - «Повесть о Шемякином суде».
Поощрение пьянства в царских кабаках - «Служба кабаку».
Заносчивость иноземцем на русской службе и их невежество - «Лечебник».
Биографическая повесть
Протопоп Аввакум
Реальных исторических героев сменили вымышленные; и из очень популярного литературного жанра (жития святых) стал формироваться новый жанр – биографическая повесть.
Протопоп Аввакум – основоположник автобиографического жанра в русской литературе, «Житие», написанное его собственной рукой, откровенно рассказывает о лишениях многострадального человека, посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной веры.
Биографическая повесть «Житие». Автор Протопоп Аввакум
История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Данилов, Л. Г. Косулиной / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко, Волгоград, Учитель, 2013.
www.yandex.ru
www.school-collection.edu
www.kreml.ru
Источники:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.