Тема урока: Культура саков
№ 34
Предмет: история Казахстана
Цель урока:
Сформировать знания учащихся о занятиях древних людей на территории Казахстана.
дата
6 класс
Задачи:
Сформировать знания учащихся о сакских памятниках, находящихся на территории Казахстана.
Развивать логическое мышление. Воспитывать чувства патриотизма, умение анализировать
исторические события, выделять главное, делать выводы
Результат обучения: продолжают развивать умение и навыки приобретенные на предыдущих уроках
Ключевые понятия:
Иссыкский и Бесшатырский курганы. «Золотой человек» – ювелирное искусство саков. «Звериный
стиль»)
Ресурсы: Презентация, компьютер, маркеры, листы А4, стикеры, учебник
Врем
Деятельность учителя
Вид работы
Деятельность
Предлагает сказать
однокласснику
комплимент.
Учитель предлагает
парам провести
инсценировку репортажа
с историческим деятелем
Предлагает продолжить
предложение
Объясняет основные
моменты
учащихся
Перебрасывая мяч
однокласснику,
говорят ему
комплимент.
Задают вопросы
составленные
историческому
персонажу
Проводят
рефлексию по д/з
завершая
предложение
Слушают,
конспектируют,
задают уточняющие
вопросы
я
2 мин
10
мин
3 мин
10
мин
1.Вводный тренинг для позитивного
настроя.
2. Проверка д/з.
3. Рефлексия по д/з.
Продолжите предложение:
При изучении данной темы я понял…
т.е.
4. Минилекция учителя. Слайды № 2,3
1. Начиная с VII в. до н.э. в степных районах
Евразии получил распространение новый стиль,
получивший название «звериный стиль». Этот
стиль в искусстве использовался в основном для
декоративных целей,
для украшений.
Различными изображениями зверей и животных
украшались одежда, бронзовые котлы, жерт
венники, оружие, конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакоми
лись во время походов в Переднюю Азию и Иран.
Отсюда в искусстве саков распространился образ
льва как символа «древа жизни». Это понятие
перешло в традицию изображать вместо льва
местные виды зверей и животных: коня, барана,
верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута,
волка, зайца и др.
«Звериный стиль» является отражением традиции
анимизма, согласно которому каждый человек
имеет предком какоголибо зверя. Вовторых,
изображение зверя считалось амулетом, тумаром,
охранявшим сака от злых духов.
2. «Золотой человек». Среди всех сакских па
мятников наиболее известны Иссыкские курганы,
расположенные в 50 км к востоку от Алматы, на
равнине у подножья гор Алатау. Здесь более 40
курганов. Самый знаменитый из них Иссыкский
курган. Его диаметр 60 м, а высота 6 м. Курган
сложен из нескольких рядов песка и гальки. В немнайдены два захоронения: центральное и боковое
(южное). Первое несколько раз было ограблено, а
второе захоронение осталось нетронутым и
хорошо сохранилось.
Погребение сложено из тяньшаньской ели пря
моугольником и похоже на маленький домик. Его
внутренние размеры: длина 2 м 90 см, ширина 1 м
50 см, высота 1,5 метра. Дно погребения было
застлано тесно пригнанными 10 досками. Сверху
погребение было покрыто полотном, украшенным
золотыми заклепками. Только после этого в
могилу поместили покойника, одетого с головы до
ног в одежду, обшитую золотыми пластинами и
украшениями.
Внутри кургана в деревянном срубе были об
наружены останки молодого человека, одетого в
роскошный наряд, при полном вооружении. 4 ты
сячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок
лошади, барса, горного козла, птиц покрывали
одежду знатного сака. По их расположению был
реконструирован головной убор высокий кону
сообразный, а также шаровары, сапоги.
Среди посуды из глины, дерева, металла особый
интерес ученых вызвала серебряная чаша с
надписью из 26 знаков. Ученые пока ее не
расшифровали. Однако, ученыйархеолог К.
Акишев считает, что эти знаки являются
доказательством того, что сакам была известна
письменность.
Одежда сака дополнялась украшениями: золотыми
спиральными бляхами с изображениями барса на
концах, двумя маленькими перстнями, наборным
поясом из блях в виде бегущего оленя. При
погребении было инкрустированное золотом ору
жие меч, кинжал, камча и матерчатая сума. Го
ловной убор, кафтан и обувь обшиты золотыми
бляхами. Его одежда напоминает сверкающий при
солнечном и лунном свете чешуйчатый панцирь.
По определению антропологов, похороненный в
Иссыкском кургане молодой человек – царевич
1718 лет. По богатству и обилию найденных зо
лотых предметов данное захоронение молодого
царевича получило название «Золотого человека».
5. Самостоятельная работа учащихся в
парах по заполнению таблицы. слайд № 4
Прием «Карусель»
Приложение № 1
6. Рефлексия слайд № 5
1. сегодня я узнал…
2. я понял, что…
3. меня удивило…
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание Слайд № 6
1. § 17,18 прочитать
2. Дополнить таблицу
15
мин
3 мин
1 мин
1 мин
Инструктирует,
корректирует работу
пар, выполняет функции
таймкипера
Работают в парах,
передают таблицы
для дополнения
другим парам
Говорит оценки за урок,
отмечает наиболее
удачные моменты урока.
ИнструктируетКультура саков
Поклонялись силам природы: солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов.
Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню; оседлые – священной земле. У саков Семиречья
существовали «храмы огня». По представлениям саков, боги перевоплощались в различных животных и
птиц. Боги воплощались и в фантастических зверей, таких, как крылатые кони. Конь в мифологии саков
связывался с солнцем и огнем; кабан – с богом грома. Образ льва – символ «древа жизни». Предком рода,
племени, считался какойлибо зверь: олень, волк, горный козел, тигр, степной орел и другие (анимизм).
Основой искусства саков был «звериный стиль», сложившийся на территории Казахстана, Сибири,
Урала, Волги с VIII (В степных районах Евразии – VII) века до н.э.
Звериный стиль:
Является отражением традиции анимизма (каждый человек, род имеет предком какоголибо зверя)
Изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов
Изображение зверей украшали одежду, головные уборы, предметы быта. Высокого уровня достигло у
саков ювелирное искусство. Мастерахудожники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли
изготавливать удивительные по изяществу композиции. Это украшения с изображением голов животных,
кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, пояса с золотыми бляхами, нашивки на одежду. На бляхах
изображались орлы, львы, барсы, волки, лошади, сайгаки, верблюды, козлы. Встречаются сцены борьбы
животных. Своеобразным произведением искусства являлись костяные ритуальные ложечки, ручки которых
украшали фигурки животных. В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым
золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. Золотые украшения сакских мастеров выполнены с
тонким художественным вкусом. Серьги, перстни, бусы, браслеты, колье, пояса инкрустировали
драгоценными камнями. Гривна – шейное украшение в виде обруча. Применялись также резьба по дереву,
кости, художественная обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, крючки, заколки;
из камня – алтари, блюда. Из драгоценных и поделочных камней – сердолика, халцедона, агата, бирюзы
сакские мастера изготавливали бусы. Мастера по дереву вырезали разные изделия и предметы, которые
затем покрывали золотой фольгой.
Развитие «звериного стиля» можно разделить на 3 условных этапа:
Архаический типично одиночные изображения зверей в статичных позах
Расцвета – сюжеты, полные динамики, отличающиеся сложным построением
Упадка – «звериный стиль» все больше превращается в орнамент
Орнамент развивался параллельно со «звериным стилем», во взаимодействие с ним. Мотивы сакских
орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, символический.
«Звериный стиль» сменяет полихромный стиль с техникой инкрустации цветным камнем, зернью и другими
приемами.
Часто встречающийся вид изобразительного искусства – петроглифы. К числу таких памятников относятся
ущелье Тамгалы (Алматинская область) и урочище Койтагар (ЮжноКазахстанская область).
Важное место занимал культ вождя и царя, которого отожествляли с Солнечным божеством. Головной
убор «золотого человека» украшала эмблема – пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из спины
которых «вырастают» четыре золотые стрелы. Эта эмблема – царский знак, олицетворяющий власть царя над
миром. Птица – символ неба и солнца, конь – земля, козел – подземный мир, четыре стрелы – четыре
стороны света. Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску.
У саков, хотя и в видоизмененном виде, продолжали существовать такие древнейшие религиозные
представления первобытного строя, как анимизм, тотемизм, магия.
Саки Семиречья устраивали праздники весной, на пути к летним пастбищам, и осенью, возвращаясь с
нагулявшими жир табунами коней и отарами баранов с альпийских лугов в предгорья. Царь проводил
первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. В святилищах находились
алтари и жертвенники, где приносили жертвы богам, совершали обряды для достижения плодородия.Начиная с VII в. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение новый
стиль, получивший название «звериный стиль». Этот стиль в искусстве использовался
в основном для декоративных целей, т.е. для украшений. Различными изображениями
зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие,
конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю
Азию и Иран. Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа
«древа жизни». Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные
виды зверей и животных: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра,
беркута, волка, зайца и др.
«Звериный стиль» является отражением традиции анимизма, согласно которому
каждый человек имеет предком какоголибо зверя. Вовторых, изображение зверя
считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
«Золотой человек». Среди всех сакских памятников наиболее известны
2.
Иссыкские курганы, расположенные в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у
подножья гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них
Иссыкский курган. Его диаметр 60 м, а высота 6 м. Курган сложен из нескольких
рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: центральное и боковое
(южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось
нетронутым и хорошо сохранилось.
Погребение сложено из тяньшаньской ели прямоугольником и похоже на маленький
домик. Его внутренние размеры: длина 2 м 90 см, ширина 1 м 50 см, высота 1,5 метра.
Дно погребения было застлано тесно пригнанными 10 досками. Сверху погребение
было покрыто полотном, украшенным золотыми заклепками. Только после этого в
могилу поместили покойника, одетого с головы до ног в одежду, обшитую золотыми
пластинами и украшениями.
Внутри кургана в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека,
одетого в роскошный наряд, при полном вооружении. 4 тысячи золотых бляшек и
пластинок в виде фигурок лошади, барса, горного козла, птиц покрывали одежду
знатного сака. По их расположению был реконструирован головной убор высокий
конусообразный, а также шаровары, сапоги.
Среди посуды из глины, дерева, металла особый интерес ученых вызвала серебряная
чаша с надписью из 26 знаков. Ученые пока ее не расшифровали. Однако, ученый
археолог К. Акишев считает, что эти знаки являются доказательством того, что
сакам была известна письменность.
Одежда сака дополнялась украшениями: золотыми спиральными бляхами с
изображениями барса на концах, двумя маленькими перстнями, наборным поясом из
блях в виде бегущего оленя. При погребении было инкрустированное золотом ору
жие меч, кинжал, камча и матерчатая сума. Головной убор, кафтан и обувь обшитызолотыми бляхами. Его одежда напоминает сверкающий при солнечном и лунном
свете чешуйчатый панцирь.
По определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек
– царевич 1718 лет. По богатству и обилию найденных золотых предметов данное
захоронение молодого царевича получило название «Золотого человека».Иссыкский курган
Берелский кугран
Приложение № 1
Шиликтинский курган Бесшатырский курган