Автор: Морева Наталья Юрьевна
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного
пункта): Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №3» города Лодейное Поле Ленинградской области
Предметная область: история
Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет
использоваться презентация : урок по теме «Куликовская битва»
Возрастная группа (класс): 6 класс
Название презентации: «Куликовская битва»
Количество слайдов:32
Среда ( редактор), в которой выполнена презентация: PowerPoint
Рекомендации в свободной форме:
1 слайд – название школы
2 слайд – с помощью видео ( ковыль) создаётся эмоциональный настрой учащихся на
урок
Остановись, прохожий. Прислушайся. Слышишь, как поёт поле. Как ветер
перебирает серебряные струны ковыля. Как на своих крылах несёт песню. Песню
памяти нашей. Слышишь , как стон разносится по земле русской. Слышишь топот
копыт, слышишь ржание лошадей. Слышишь звон булата, свист стрелы.
Прислушайся. Это твоя история. История твоей страны. История твоего народа.
Прислушайся к себе, прохожий. Вспомни себя… шесть веков назад…
3 слайд – на фоне картины беседа с классом по вопросам:
с каким врагом пришлось столкнуться русским княжествам в 13 веке?
чем закончилась борьба с монголотатарами?
а почему русские княжества попали в зависимость от монголотатар? чего им не
хватало?
Ребятам предлагается решить кроссворд и найти ключевое слово, обозначающее то,
чего так не хватало русским для успешной борьбы с монголотатарами.
Слайд 4 – ключевое слово ЕДИНСТВО. (ребятам предлагается изобразить единство –
как они это представляют)
Слайд 5 – поможет в определении темы урока. На нём изображены различные
военные сражения. Дети должны догадаться, что на уроке речь пойдёт о сражении,
битве.Слайд 6 – Обращаю внимание: она сформулирована не полностью. В конце урока вы
должны будете самостоятельно продолжить её в соответствии со своими эмоциями и
впечатлениями.
Слайд 7 – Далее ребята составляют план изучения битвы, выбирая из предложенного
перечня пункты, относящиеся к характеристике сражения, располагают их в
правильной последовательности.
Насколько правильно они справились с работой поможет слайд.
Слайд 8 – Учитель переходит к рассказу о Руси 14 века и сообщает, что московским
князем становится Дмитрий Иванович (портрет князя можно увидеть на слайде).
А учащиеся в этот момент, используя приём «Я знаю…» , рассказывают о Дмитрии
Ивановиче.
Слайд 9 – 10 – Сообщаю, что главной целью своей политики Дмитрий Иванович видел
в объединении Руси для борьбы с Золотой Ордой.
Задание : что из себя представляли Орда и Русь накануне сражения?
Ребята работают с текстом, выбирая необходимый материал для характеристики
Орды и Руси.
Правильно ли они выполнили работу, проверяем с помощью 9 и 10 слайдов.
Слайд 11 – Вопрос: Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Какие
цели ставили Мамай и Дмитрий Иванович?
Правильность ответов проверяем с помощью слайда.
Слайд 12 13
По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войска.
Звонили колокола по всей земле Русской. Обе стороны начинают готовиться к
решающему сражению
Звучит фрагмент кантаты Прокофьева «Вставайте, люди русские…»
Слайд 14 – 15
Задание: Сейчас нам предстоит выяснить, как готовились к предстоящему сражению
Мамай и Дмитрий Иванович.
Ролевая игра
По 1 эксперту от каждой группы работают с документом. 2 группы предлагают свои
варианты подготовки к сражению от лица монголов, другие 2 группы от русских.
Сначала выступают группы, потом эксперты.
Слайды помогут оценить правильность ответов.
Слайд 16 – сопровождает рассказ учителя о посещении Дмитрием Ивановичем Сергия
Радонежского.
Слайд 17 – 18 учитель сообщает о выборе князем Куликова поля в качестве места
сражения. (фото поля на слайде 17)Беседа с детьми о происхождении названия поля. Заслушиваются варианты названий
учащихся ( слайд 18 – проверяем и дополняем)
Слайд 19 Расположение русских войск на Куликовом поле ( интерактивная карта)
Слайд 20 Работа с картой.
Почему именно это место было выбрано для сражения. В чём его преимущество?
Слайд 21 – Предлагаю: А теперь закройте глаза и представьте себе ночь накануне
сражения.
Звучит фрагмент «Реквием» Моцарта
На фоне музыки говорю:
«Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и
клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… От такого страха
богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно
им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце
отвагой при думе о «великой туге» под игом монголотатар. И вечная жажда свободы
одолевала страх, внушала бесстрашие»
Слайд 22 Открываем глаза. Рассеивается туман. Наступало утро 8 сентября 1380г.
Рассказ о поединке Перессвета с Челубеем.
Слайд 23 – видеофрагмент битвы
Слайд 24 – Сообщаю о потерях русских в сражении.
Слайд 25 –26 видеофрагмент, где перечисляются русские князья, погибшие в
Куликовской битве.
Слайд 27 –в ходе беседы с классом выясняем: в чём причины победы русских войск
над монголо татарами.
Слайд 28 – беседа: в чём значение победы над Мамаем в Куликовской битве.
Слайд 29 30
Подведение итогов. Рефлексия.
Звучит «Сольвейг»
Итак, дайте название сегодняшнему уроку. Дети отвечают – Куликовская битва.
Самостоятельно дополняют окончание фразы «Куликовская битва … поле русской
славы , день воинской славы, сила русского духа, торжество победы….)
Выполняют задание
В результате урока мне открылись (я узнал):
Три самых важных:
имени:
события:
чувства:слайд 31 – домашнее задание составлено дифференцированно – каждый может
выбрать по своим силам.
Слайд 32 …
Список использованной литературы и Интернетресурсов:
1. www.youtube.com. – фильм Куликовская битва.wmv. Производство : студия
Михаила Канаева.
2. Kaplyasveta.ru/illyustrirovannya –istoriyarossii/epizod12kulikovskaya
bitva.html
russia
. encyclopaedia
3. www
4. Images.yandex.ru
5. Plusmusic.org/Григ – песня Сольвейг
6. Vmusike.net/С.Прокофьев кантата «Александр Невский» Вставайте, люди
? id =239
. ru / aticle
. php
русские.
7. www
. zaycev
. net
/В.Моцарт. Дни Гнева (Реквием)