ЛИТЕРАТУРА
СССР 60-80-Х
ГГ.
ИДЕЯ
Литература 60-80-х годов весьма неоднородна в
идейнотематическом плане. Это героико-
романтические и в то же время правдивые
произведения о Великой Отечественной войне
(К.М.Симонов, Ю.В.Бондарев, В.В.Быков), так
называемые производственные романы,
деревенская проза (Ф.А.Абрамов, В.П.Астафьев,
В.И.Белов), произведения лагерной тематики.
Большой популярностью пользовались рассказы
В.М.Шукшина. В них впервые в советской
литературе появился образ «чудика» - человека,
обострённо и с детской искренностью
воспринимающего окружающий мир.
Новая волна в литературе
связана с именем Хрущёва и
его ролью в разоблачении
культа личности.
Эпоха разоблачения культа личности Сталина
получила название «оттепель» по
одноимённому роману И.Эренбурга,
вышедшему в 1954 году. Время начала
оттепели принято датировать 1956-1964
годами. Оттепель тесно связана с XXII съездом
партии, на котором была принята программа
построения коммунизма.
«ПОЛИТИЧЕСКИЙ БУМ» 60-80-Х ГОДОВ
1. Новый всплеск интереса к
поэзии как выразителя времени
2. Многократное увеличение
тиражей поэтических книг
3. Появление множества новых
поэтических имён и талантов,
двух направлений («громкая
поэзия» и «тихая лирика»)
4. Крупные собрания любителей
поэзии
Для поэзии периода (60-80-е годы) трудно
найти некий общий объединяющий её
принцип. Ни безусловного лидера, ни
безусловно преобладающей тенденции.
«Поэтический бум» 60-х годов
был одним из следствий
«оттепели».
После долгого перерыва
интеллигенция вдохнула
глоток свободы. Появилась
новая, так называемая
«эстрадная поэзия», открытая
широкой публике,
заполнявшей целые большие
залы.
Началось в 1958-м году с открытия
памятника Маяковскому в Москве,
затем постоянными стали
поэтические вечера в
Политехническом музее, а позже – в
Лужниках. Молодые поэты -
А.Вознесенский, Е.Евтушенко,
Б.Ахмадулина, Р.Рождественский –
приобрели широкую популярность,
выступая с поэтической «эстрады».
Им откликается читатель,
начинается всеобщий поэтический
восторг: залы не вмещают всех
желающих слышать стихи, сборники
не доходят до прилавков.
АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Советский и российский поэт, публицист, художник и
архитектор. Лауреат Гос.премии СССР и Премии
Правительства
РФ.
Поэмы
«Мастера» (1959) - основа поэмы - пересказ легенды о мастерах,
строивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров
царём Иваном Грозным.
«Лонжюмо» (1963) - посвящена Ленину и
слушателям его марксистской школы в
Лонжюмо.
«Оза» (1964) - основные темы поэмы:
защита личности от бездушной роботизации,
любовь и борьба за неё в век великих
катаклизмов.
«Авось» (1972) - прообразом поэмы стала
история жизни русского гос.деятеля Николая
Петровича Резанова.
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕВТУШЕНКО
Русский и советский поэт. Получил известность также
Прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр.
Сборники стихов
«Разведчики грядущего» (1952), «Третий снег» (1955), «Шоссе
Энтузиастов» (1956)
Поэмы
«Станция Зима» (1953-1956), «Бабий
как
Яр»
(1961), «Братская ГЭС» (1965)
Романы
«Ягодные места» (1982)
Повести
«Пёрл-Харбор» (1967), «Ардабиола»
(1981)
БЕЛЛА АХАТОВНА
АХМАДУЛИНА
Советская и российская поэтесса, писательница,
переводчица, одна из крупнейших русских лирических
поэтов второй половины ХХ века.
Стихотворные сборники
«Струна» (1962), «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1969), «Стихи»
(1975), «Свеча» (1977), «Сны о Грузии» (1977, 1979), «Метель»
(1977) и др.
В 1959-м году, в возрасте 22 лет,
Ахмадулина написала самое известное
своё
стихотворение «По улице моей который
год..». В 1975 композитор Микаэл
Таривердиев положил эти стихи на
музыку,
и романс прозвучал в фильме Э.Рязанова
«Ирония судьбы, или с лёгким паром!»
РОБЕРТ ИВАНОВИЧ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Советский поэт, переводчик, луареат
премии Ленинского комсомола и
Гос.премии СССР.
Популярные песни на стихи
Роберта:
«А ты полюбишь»
«Баллада о бессмертии»
«Вальс прощания»
«Вера в людей»
«Говорила я ветру»
Ведущую роль играли писатели,
посвящавшие книги события Великой
Отечественной войны
Ведущим жанром в поэзии 60-х
годов была лирика -
гражданская,
философская, любовная,
пейзажная
Особая роль в культивировании правды в
художественном творчестве принадлежала
журналу «Новый мир», главным редактором
которого в то время был А.Твардовский.
Главной задачей литературы в период
оттепели было воссоздание правды жизни.
Публикуются произведения В.Дудинцева,
А.Солженицына, В.Тендрякова, В.Шаламова
Одни поэты, продолжая традиции
В.Маяковского, нашли себя на эстраде,
служа так называемой громкой поэзии:
Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко,
А.Вознесенский, Р.Рождественский и др.
Следуя русской философии и пейзажной
лирике, их оппоненты использовали
«тихую» поэзию: А.Жигулин, Н.Рубцов,
В.Соколов, Я.Смеляков и др.
Время заставило отказаться от этой
искусственной классификации, основанной
на упрощённом понимании творческой
манеры многих поэтов.
В 70-е годы создаются наиболее
совершенные художественные
произведения, авторы которых начинали
творческий путь в период оттепели:
Ю.Трифонов, Ч.Айтматов, В.Быков,
В.Астафьев, В.Шукшин, А.Вампилов,
В.Белов, В.Распутин, Ф.Абрамов и
многие другие.
ВЫВОД
Духовный климат конца 1960-х – начала
1980-х гг. отмечен ростом критических
настроений в среде интеллигенции,
которые усугублялись серьёзными сбоями в
работе экономических механизмов и
трудностями в социальной среде.
Весь «послеоттепельный» период
развития литературы насыщен яркими
событиями.
Литература сама по себе была
общественным явлением, в творческой
среде вырабатывались общественно
значимые идеи и ценности, становившиеся
достоянием самой широкой аудитории.