План-конспект
Урока изучения нового материала
По теме « Владимиро-Суздальское княжество»
1. Ф.И.О.: Родионова Ирина Васильевна
2. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Добринка Липецкой области
3. Должность: учитель истории и обществознания
4. Предмет: история
5. Класс: 6
6. Тема и номер урока в теме: «Владимиро-Суздальское княжество», 3 урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
7. Базовый учебник:
«История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.- М.: Просвещение, 2009;
8. Цель урока создать условия для формирования умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества на основе использования ЭОР.
9. Задачи:
- обучающая: способствовать усвоению знаний об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества и усилению его среди других русских земель; расширению знаний о русских князьях Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо, об основании г. Москва
- развивающая: способствовать обучению умения сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; презентовать и самостоятельно оценивать итоги своей работы с ЭОР:
- воспитательная: Средствами учебного занятия воспитание уважительного и толерантного отношения к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.
10. Методы обучения частично-поисковый
11. Тип урока: урок изучения нового материала
12. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
13. Необходимое техническое оборудование: 8 учащихся - 4 компьютера с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) |
Деятельность учащихся |
Время (в мин.) |
1
|
Организационный момент.
|
|
Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Проверяют памятки, пакет материалов, учебники, тетради |
1 |
2. |
Целеполагание и мотивация |
Стихотворение «Мы – россияне» презентация слайд 1 |
Предлагает заполнить пропущенное слово в стих.Приложение6. Организует беседу: Что значит МЫ – Россияне? Что нас объединяет? Делает вывод: у нас одна Родина. С чего начинается Родина? Сегодня на уроке мы продолжим характеристику русских княжествах и поиск исторических фактов в различных источниках информации об истоках Российской государственности. Прежде, чем перейдем к теме урока, повторим изученный материал. |
Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы и дополняют их. читают вслух, вставляют РОССИЯНЕ рассуждают
|
3 |
2 |
Актуализа-ция знаний и умений |
Презентация к уроку слайд 2
Музыка. «Я люблю тебя, Россия» (Д.Тухманов - М.Ножкин) поет Заслуженная артистка России Г. Ненашева |
Обращается к презентации Понятие, дата, имя, карта, причина, следствие. · Уточняет: верно, ли для Руси выражение распад государства. · Какое же, по-вашему, мнению княжество могло стать центром нового государства, которое в конце XV века стало называться Россией? Включает музыку с целью создания адаптивной образовательной среды |
Выбирают задание и индивидуально отвечают, дополняют ответы. Возможна работа в парах. Показывают на карте.
Работают с картой «Феодальная раздробленность» стр. 74 учебника
Слушают, Высказывают гипотезы
|
4 |
|
Постановка целей и задач урока. |
Презентация к уроку слайд 3,4
|
Зачитывает статью и предлагает найти противоречие и сформулировать тему урока. Объявляет тему урока и предлагает записать её в таблицу. Что и насколько вы знаете по данной теме? Отметьте в векторе развития. Объявляет цель и задачи урока. Демонстрирует на слайде и доске. Мы знаем, что только сильное, процветающее княжество могло обеспечить себе независимость от власти киевского князя. Для этого оно должно отличатся выгодным географическим положением, природными условиями для занятия земледелием, устойчивыми торговыми и культурными связями через города, сильной княжеской властью, способной остановить усобицы. В ходе урока я предлагаю вам найти доказательства (не менее 3) по каждому из вопросов, а также мы учимся работать с разными источниками информации
|
Находят противоречие, задают вопрос: Формулируют тему. Записывают тему урока в таблицу.
Отмечают в векторе развития уровень знаний по теме, приоритетные задачи урока Приложение 2.
Объявляют о своих задачах на уроке · Узнать · Научиться · Понять |
4 |
|
Первичное восприятие информации |
1.Владимиро-Суздальское княжество |
Предлагает задания парам на выбор в зависимости от поставленной задачи 1 пара - Предлагает выполнить задания по карте и оценить географическое положение княжества 2 пара - Природные условия и занятия населения. 3 пара – Города –центры культуры 4 пара Политический строй
|
Выбирают задания. Работают с картой. Заполняют тетрадь, лист самоконтроля
|
10 |
|
Осознание и осмысление информации |
Презентация к уроку слайд 5,
|
Предлагает презентовать свою работу и выбрать вопрос Приложение 3. Сопровождает рассказ презентацией |
Выступают с рассказом. Задают вопросы. Отвечают, оценивают выступления согласно Приложения 5
|
7 |
|
Закрепление ЗУН |
2. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII века
|
Организует самостоятельную работу с таблицей «Княжество и князья»
Организует беседу по вопросам к таблице Приложение 4 |
Работают с ЭОР заполняют таблицу Приложение 4
Участвуют в беседе, выбирают вопрос, дополняют, делают вывод |
5 |
4 |
Применение учебного материала в знакомой ситуации |
3. Русь в период феодальной раздробленности |
Предлагает выполнить задание ЭОР |
Выполняют упражнение
|
3 |
5 |
Применений учебного материала в новой ситуации |
4. Политическое устройство русских земель в период феодальной раздробленности |
Предлагает найти ошибку у художника
|
Выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой |
2 |
6 |
Контроль и учет ЗУН |
5. Задания к параграфу «Владимиро-Суздальское княжество» |
Предлагает учащимся открыть ЭОР. Организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР. (формулировка задания). По окончании работы учащиеся выполняют самопроверку. |
Выполняют самостоятельно задание, представленное в ЭОР, делают самопроверку по образцу на экране. |
3 |
7 |
Рефлексия |
|
Обращает внимание учащихся на практическую цель урока, предлагает сделать выводы по изученному материалу и оценить уровень своих достижений по вектору развития - Что было трудным и не получилось? - Чье выступление было самым интересным и почему? - какой важный жизненный вывод для себя сделал на уроке? |
Обращаются к задачам урока, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений. Определяют способы получения применения умений: (- выход в Интернет к ЭОР; - сообщение по теме с опорой на ЭОР; - применение знаний и умений по теме в стандартной и измененной ситуациях) и уровень своих возможностей при работе с данными источниками. |
2 |
8 |
Домашнее задание |
|
Информирует о домашнем задании: 1. Прочитать параграф и составить родословную Юрия Долгорукого 2. Нарисовать собственный герб Владимиро-Суздальского княжества |
Записывают домашнее задание по выбору. |
1 |
Приложения к уроку
Приложение №1
Приложение к плану-конспекту урока
изучения нового материала
по теме « Владимиро-Суздальское княжество»
Перечень используемых на данном уроке эор
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Владимиро-Суздальское княжество |
Информационный |
Модуль интерактивная карта |
http://fcior.edu.ru/card/14346/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo.html |
2 |
Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII века |
информационный |
Модуль |
http://fcior.edu.ru/card/11241/krupneyshie-zemli-i-knyazhestva-rusi-v-xii-xiii-veka.html |
3 |
Русь в период феодальной раздробленности |
практический |
Модуль интерактивные тесты |
http://fcior.edu.ru/card/4783/praktika-rus-v-period-feodalnoy-razdroblennosti.html |
4 |
Политическое устройство русских земель в период феодальной раздробленности |
Контрольный |
Модуль Иллюстрация |
http://fcior.edu.ru/card/13842/politicheskoe-ustroystvo-russkih-zemel-v-period-feodalnoy-razdroblennosti.html |
5 |
Задания к параграфу «Владимиро-Суздальское княжество» |
Контрольный |
Интерактивный тест |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e9ff581-3890-452b-9e8e-40a97c14624e/index_listing.html |
Приложение 2
Задание парам на этапе первичного усвоения знаний
Задание 1
1. Покажите на карте и назовите
• территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества,
• крупные реки,
• соседей
2. Прочитайте текст «Колонизация Суздальско-Владимирской Руси» С.Ф.Платонова
3. Запишите и представьте свой рассказ
(3 – 5 предложений)
4. Сделайте вывод: было ли географическое положение выгодно для развития экономики княжества?
Задание 2.
1. Прочитайте материал ЭОР
2. Используя иллюстрацию, составьте рассказ «Природа и занятия населения»
3. Оцените положительные условия развития хозяйства княжества.
Задание 3.
1. Покажите на карте крупные города княжества
2. Составьте рассказ «Города – центры культуры»
3. Расскажите о двух городах и памятниках культуры, используя материал ЭОР
Задание 4.
1.Познакомьтесь с материалом ЭОР по теме Политический строй княжества
2. Составьте рассказ 5 предложений.
3. Сделайте вывод: Каков был характер княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле?
Приложение 3
1. Чем объяснить появление на севере Руси, в Залесье, имен с юга (города Галич, Переяславль, Стародуб, Трубеж,Почайна), а также сохранение былин о киевских князьях (Владимире Красное Солнышко)
2 Что привлекало жителей северных и южных княжеств в Залесье?
3. Составьте кроссворд «Занятия населения», используя буквы Залесский край.
4. Почему одни города на карте подчеркнуты одной линией, а другие двумя?
5. Какую роль играл город во Владимиро-Суздальском княжестве?
6. С какой целью Андрей Боголюбский строил во Владимире храмы и богато украшал их?
приложение 4
«Владимиро-Суздальское княжество 12-13 вв»
Задачи урока
Узнать______________________________________________
Научиться____________________________________________
Понять ______________________________________________
князь |
Даты для запоминания |
Опорные слова |
Предложение - вывод |
Юрий Долгорукий |
1125-1157 4апреля 1147 |
Половцы, жесток, власть, Киев, «Приди ко мне брате в Москов» |
Ростово-Суздальское княжество было одним из наиболее сильных на Руси |
Андрей Боголюбский |
1157-1174 |
37 лет, воин, Владимир, Боголюбово, Владимирская икона Божьей матери, расцвет Владимиро-Суздальского княжества, великий князь, заговор Кучковичей |
В борьбе с боярством и в укреплении великокняжеской власти опирался на младшую дружину |
Всеволод Большое Гнездо |
1176 - 1212 |
Дворянство, Новгород, Киев, Рязань, Волжская Булгария, наивысший расцвет, великий князь Владимирский |
Стал оказывать все большее влияние на всю Русь, Владимиро-Суздальское княжество претендует на центр объединения русских земель |
Вопросы к таблице:
1. Почему князь Юрий Владимирович получил прозвище «Долгорукий»?
2. Почему Юрий Долгорукий всеми силами стремился захватить Киев, а его сын отказался остаться в Киеве?
3. Почему против Андрея Боголюбского был организован заговор?
4. Назовите характерные черты внутренней и внешней политики владимирских князей.
Приложение №5
Памятка для презентации самостоятельной работы
6 класс
№ |
вопросы |
+ |
- |
1 |
Представление темы, названия, автора, даты |
|
|
2 |
Соответствие содержания заявленной теме |
|
|
3 |
Использование разных источников информации |
|
|
4 |
Использование наглядности |
|
|
5 |
Умение делать вывод |
|
|
6 |
Внешний вид выступающего |
|
|
7 |
Умение себя вести: мимика, жесты |
|
|
8. |
Речь: громко, ясно, коротко, четко |
|
|
9 |
Закон поднятой руки |
|
|
10 |
Умение ставить вопросы и отвечать на них |
|
|
Приложение 6.
Мы — россияне — род старинный,
И герб свой с гордостью несём.
Мы — россияне — род былинный,
И крепки духом оттого,
Что мы не знаем середины,
Нам нужно всё… иль ничего!
Валентин Ковалев
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.