В представленной презентации освещены педагогические взгляды Ф.Бэкона, В.Ратке, Р.Декарта, а также влияние на развитие педагогической мысли видных общественных деятелей и законодателей Эпохи Просвещения Америки, Англии, Германии, Франции. Рассмотрены педагогические взгляды и основные педагогические труды Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо, педагогические идеи и школьные проекты Французской революции Ш.М. Талейрана, Ж.А. Кондорсе, Л.М. Лепелетье.Файл содержит презентацию по истории педагогики на тему "Школа и педагогика в странах Западной Европы (середина XVII - конец XVIII века)"
Школа и педагогика в странах
Западной Европы
(середина XVII конец XVIII века)
Тема 5
План
Педагогическая мысль начала Нового Времени
Педагогическая теория Я.А. Коменского
Педагогическая мысль эпохи Просвещения
Педагогические взгляды Дж. Локка и Ж.Ж.
Руссо
Педагогические идеи и школьные проекты
французской революции
Тенденции развития школьного образования и
новые типы учебных заведений
Педагогическое наследие Р. Оуэна
01/18/18
Presentation
page 2
Литература:
1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для
студ.педвузов.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.–431 с.
2. История педагогики и образования: От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца 20 века/ ред.
Пискунов А.И. – М.: Сфера, 2001. – 509с.
3. История педагогики (в 2х частях). Учебное пособие для
педагогических университетов. Под редакцией академика
РАО А.И.Пискунова. 1997.
4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. и
авт. вводн. ст. А.И. Пискунов. – М.; Просвещение, 1981. – 560
с.
5. Коркина В.И. Атлас по истории педагогики: Учебное
пособие для студентов дневной и заочной форм обучения
педагогических специальностей. – Караганда: издво КарГУ,
2003. – 270 с.
01/18/18
Presentation
page 3
Педагогическая мысль
начала Нового Времени
Вопрос 1
Френсис Бэкон (15611626), английский
ученый :
целью научного познания считал освое
ние сил природы путем последователь
ных экспериментов;
провозгласив власть человека над при
родой, вместе с тем видел его частью
окружающего природного мира, т. е.
фактически признавал принцип приро
досообразного познания и воспитания.
01/18/18
Presentation
page 5
Вольфганг Ратке (15711635), немецкий
педагог:
отстаивал природосообразность обучения, которую
трактовал как дедуктивное движение от
простого и известного к сложному и
непознанному;
в работе "Всеобщее наставление" проводил мысль о
создании демократических учебных заведений;
подчеркивал необходимость педагогических знаний
для каждого человека как условия счастливого
существования;
создал новую науку методологию образования;
установил критерии, по которым следовало строить
научные педагогические исследования и
определять содержание образования;
расширил предмет дидактики как науки о
формировании личности.
01/18/18
Presentation
page 6
Рене Декарт (15961650), французский
философ:
воспринимал природу как некий механизм,
законы которого можно постичь лишь разумом;
полагал, что человек не только материальная,
но и мыслящая, духовная субстанция,
производная от Бога;
в ходе воспитания необходимо преодолевать
издержки детского воображения, при котором
предметы и явления видятся не такими, какие
они есть на самом деле;
советовал прилагать максимум усилий для
развития у учащихся способности суждений
(самостоятельного и верного осмысления
собственных поступков и окружающего мира).
01/18/18
Presentation
page 7
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Я.А. КОМЕНСКОГО (15921670)
Вопрос 2
Основные работы Я.А. Коменского
Лабиринт света и рай сердца 1623 г.
Открытая дверь языков и всех наук 1631
г.
Великая дидактика 1632 г.
Материнская школа – 1654 г.
Мир чувственных вещей в картинках – 1654
г.
01/18/18
Presentation
page 9
Далее
Цель и задачи воспитания по Я.А.
Коменскому:
Эстетическое
воспитание
3 ступень – стремление к богу.
Религиозное воспитание
2 ступень – управление собой.
Нравственное воспитание
1 ступень – познание себя
и окружающего мира.
Умственное воспитание
Подготовка к
потусторонней
загробной
жизни
Трудовое и физи
ческое воспитание
назад
01/18/18
Presentation
page 10
Возрастная периодизация по
Я.А. Коменскому
Возраст
Название
Характеристика развития
06 лет
Детство
612 лет
Отрочество
1218 лет Юность
Усиление роста, физическое
развитие
Развитие памяти, внимания,
речи, воображения и руки
Развитие мышления,
понимания, рассудка
1824
года
Возмужалость Развитие воли, способность
сохранять гармонию
01/18/18
Presentation
page 11
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Вопрос 3
Крупнейшие законодатели Эпохи
Просвещения (Америка):
Томас Джефферсон (17431826) полагал, что
распространение просвещения послужит укреплению
республиканских институтов, и поэтому решительно
выступал за всемерное развитие системы образования.
Бенджамин Франклин (17061790) выступил с ини
циативой разработки плана обеспечения регулярного
посещения школ неграми, создания нового типа учеб
ного заведения, где бы нашли выражение связи обу
чения с потребностями науки и культуры.
Джордж Вашингтон (17321799) утверждал: "Знание
в каждой стране служит самой надежной основой
благополучия".
01/18/18
Presentation
page 13
Мыслители Эпохи Просвещения (Англия):
Джон Беллерс (16541725) разработал проект
изменения общества путем трудового воспитания
всего народа, предложив для этого учреждать
колледжи, в которых подростки и юноши (выход
цы из всех социальных слоев) воспитываются в
духе трудолюбия.
Соответствующий план изложен в сочинении Беллер
са "Предложения об учреждении трудового кол
леджа".
Томас Пейн (17371809) в работе "Права человека"
обосновал демократическую идею бесплатного
всеобщего обучения.
01/18/18
Presentation
page 14
Педагоги Эпохи Просвещения (Германия):
Йоахим Генрих Кампе (17461818) провозглашал идеи
независимости школы от государства, поощрения здо
рового соперничества между учебными заведениями.
Считал, что общество должно соблюдать права каждого
человека, дать ему возможность свободного развития,
указывал на правомерность свободы совести в школе,
непозволительность обязательного религиозного
обучения, а также необходимость распространения
любых наук и искусств, которые не наносят вреда
обществу.
Фридрих Август Вольф (17591824) уделял особое
внимание реорганизации гимназии как типа среднего
учебного заведения. Считал, что гимназия должна
одновременно давать "практически полезные и необ
ходимые знания", т. е. "современное" образование, и
знание древних языков и литературы "классическое"
образование.
01/18/18
Presentation
page 15
Педагоги Эпохи Просвещения (Германия):
Иоганн Бернгард Базедов (17241790) главный
порок традиционной школы видел в недоступности
детскому сознанию значительной части учебного
материала, авторитарножестокое отношение к
детям. Он считал, что школа оторвана от
потребностей жизни;
формулирует основную цель воспитания: "Под
готовить детей к общеполезной, патриотической и
счастливой жизни. Важное звание, богатый доход,
ученость, ловкость движений и приятные манеры
все это такие преимущества, о приобретении которых
детьми следует заботиться только при том условии,
если не будет нанесен вред главной цели".
01/18/18
Presentation
page 16
Педагоги Эпохи Просвещения (Франция):
Франсуа Фенелон (16511715) отвергал в воспи
тании авторитарность, полагал необходимым обе
спечить естественное, свободное развитие ребен
ка;
один из первых педагогов, размышлявший о женс
ком образовании ("Воспитание девиц" 1680);
считал, что необходимо не только давать женщине
образование, но и формировать ее нравственно как
будущую мать;
полагал, что в раннем детском возрасте следует
умело сочетать нежность и ласку, одновременно
приучая детей к терпению; предостерегал от чрез
мерного восхищения ребенком, поскольку это по
ощряет эгоизм и самолюбование.
01/18/18
Presentation
page 17
Педагоги Эпохи Просвещения (Франция):
Шарль Роллен (16611741) обобщил накопленный
позитивный опыт школьного образования в труде
"Трактат об образовании" (1728);
допускал совместное воспитание детей до 67летнего
возраста; затем предлагал для девочек особую
программу занятий: французский язык, четыре
правила арифметики, домоводство, уроки религии,
светских манер и краткий курс отечественной
истории.
Шарль Луи Монтескье (16891755) выдвинул программу
формирования подрастающего поколения на идеалах
конституционного государства, неприятия деспотии
абсолютной монархии, замены сословной школы
системой демократического, национального
образования, где каждый юный гражданин
приобщается к знаниям.
01/18/18
Presentation
page 18
Просветитель Эпохи Просвещения
(Франция):
Дени Дидро (17131784) признавал решающую
роль воспитания и образования в становлении
личности и утверждал, что если предоставить сыну
расти так, «как растет трава», то, «когда этот
маленький дикарь вырастет, к ребячьей глупости
прибавятся буйные страсти 30летнего
мужчины»;
рассматривал воспитание и образование как равно
действующую силу между индивидуальным и со
циальным;
настаивал на принципе доступности общего образо
вания, составил проект бесплатной, обязательной,
открытой всем социальным слоям школы.
01/18/18
Presentation
page 19
Просветитель Эпохи Просвещения
(Франция):
Клод Анри Гельвеций (17051771) в трактате
"Человек" (1773) называет ребенка "материалом"
для "лепки" задуманного воспитателем;
считал необходимым перестроить образование в
демократическом духе посредством индивиду
ализации обучения ("людям, обладающим разли
чиями в интеллекте, необходимо и различное
образование");
настаивал на принципе доступности общего образо
вания, составил проект бесплатной, обязательной,
открытой всем социальным слоям школы.
01/18/18
Presentation
page 20
Педагоги Эпохи Просвещения (Франция):
Вольтер (16941778) писал: «человек всецело определяется
воспитанием, примерами, правительством, под власть
которого он попадает, наконец, случаем, что направляет
его либо в сторону добродетели, либо в сторону
преступления»;
"Лучше, чтобы народом руководили, чем давали ему
образование, давать образование надо не рабочим, а
добрым буржуа";ъ
"Я нахожу правильным, чтобы небольшое число детей
обучалось читать, писать, считать, а большинство их,
особенно дети рабочих, должны уметь обрабатывать
землю«;
отказывал в полноценном образовании "черни" низам третьего
сословия;
Этьен Кондильяк (17151780) полагал, что содержание
школьного образования должно следовать "историческому
порядку открытий человечества", поскольку школьнику
необходимо мысленно пройти тот же путь, что прошло
человечество, будучи максимально самостоятельным и
инициативным.
01/18/18
Presentation
page 21
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
ДЖ. ЛОККА И Ж.Ж. РУССО
Вопрос 4
Джон Локк (16321704):
Основные работы:
Опыт о человеческом разуме (1690);
Мысли о воспитании (1693).
01/18/18
Presentation
page 23
Система воспитания джентльмена по Д. Локку
Джентльмен
Трудовое
воспитание
Физическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Умственное
воспитание
Эстетическое
воспитание
Убеждения
Пример
взрослых
Поощрения и
порицания
Привычки
человека
Учет индивидуаль
ных особенностей
благоразумие
Внешний опыт
Внутренний опыт
Сенсуализм
01/18/18
Presentation
page 24
Ж.Ж.Руссо (17121778 гг.):
Основные работы
«Способствовало ли возрождение наук
и искусств улучшению нравов»;
«О происхождении неравенства между
людьми»;
«Новая Элоиза»;
«Общественный договор»;
«Эмиль или О воспитании».
01/18/18
Presentation
page 25
Природосообразное воспитание
естественное, в воспитании надо сле
довать природному развитию ребенка:
каждому возрастному периоду должны
соответствовать особые, ему свойст
венные естественные формы воспитания.
Необходимо
сделать свое дело в воспитании ребенка.
предоставлять
природе
01/18/18
Presentation
page 26
Система воспитания по Ж.Ж. Руссо
1517 лет (период «бурь и страстей»
Нравственное и религиозное восе
Средства: добрые чувства,
добрые суждения, добрая воля
1215 лет (период умственного
и трудового воспитания)
Средства: исследование, ремесло
на основе личного опыта
212 лет («период сна разума»)
Развитие внешних чувств, фор
мирование отвлеченных понятий
02 лет (период физического
воспитания)
Средства: закаливание,
укрепление сил
С в о б о д н о е е с т е с т в е н н о е в о с п и т а н и е
Вещи
Природа
Окружающие люди
Сенсуализм
01/18/18
Presentation
page 27
«естественное
состояние» женщины –
зависимость, и «девушки
чувствуют себя
созданными для
повиновения»
из мальчика должен
вырасти свободный
самостоятельный
гражданин, из девочки –
женщина, имеющая «ум
приятный, но без блеска,
основательный, но без
глубины».
01/18/18
Presentation
page 28
«естественное состояние» женщины – зависимость, и «девушки чувствуют себя созданными для повиновения» из мальчика должен вырасти свободный самостоятельный гражданин, из девочки – женщина, имеющая «ум приятный, но без блеска, основательный, но без глубины».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И
ШКОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Вопрос 5
Деятели Французской революции
подхватили педагогические идеи Просвещения,
требовали создать внесословную
общенациональную школьную систему.
Вопросы народного образования оказались в
поле зрения участников Французской
революции.
В "Декларации прав человека и гражданина"
(1789) провозглашалась задача организации
"общественного образования, доступного всем
гражданам, бесплатного в тех частях обучения,
которые необходимы всем людям без изъятия".
01/18/18
Presentation
page 30
Ш.М. Талейран (17541838) – автор плана
организации системы народного образования
Ступени
образования
Первая
ступень
(бесплатная)
Тип учебного
заведения
Начальные
учебные
заведения
Семилетние учеб
ные заведения в
центральных
городах
Специальные
учебные заведения
в главных городах
департаментов
Институт
Вторая
ступень
(платная)
Третья
ступень
(платная)
Четвертая
ступень
(платная)
01/18/18
Содержание
образования
Чтение, письмо, начала французской
грамматики и литературы, математи
ка в пределах 4 арифметических
действий, география того
департамента, где находилась школа
Углубление полученных ранее
знаний, а также логика, математика,
латынь, греческий, физика,
естествознание
Медицинские, военные,
юридические, богословские
Presentation
page 31
Типы школ
Проект системы школ Ж.А. Кондорсе
Сроки
обучя
Содержание образования
Место
открытия
Первичная на
чальная школа
для всех детей
4 года В населенных
пунктах (свыше
400 жителей)
5 лет
3 года В городах
(более 400
жителей)
В государстве.
Всего 110
институтов
В государстве.
Всего 11 лицеев
5 лет
Вторичная
школа для
всех
Институты
Лицеи для из
бранных, буду
щих ученых,
философов,
правителей
Чтение, письмо, элементарные сведе
ния из арифметики и грамматики,
геометрия, с/хозво, ремесла,
знакомство с производством, мораль
Математика, естествознание,
элементарные сведения по торговле,
принципы морали, обществоведение
Профессиональная подготовка. С/хоз
во, механика, медицина, ветеринария,
физика, математика, военное дело
Юридические науки.
Медицина.
Буржуазная мораль.
Национальный институт наук и искусств –
административный и исследовательский центр
01/18/18
Presentation
page 32
Проект системы воспитания Л.М. Лепелетье
Цель – воспитать поколение
сильных, трудолюбивых, честных,
горячих патриотов своей страны
Физическое
воспитание
Умственное
воспитание
Трудовое
воспитание
Дома национального воспитания –
государственные (мальчики 512,
девочки 511 лет) Всего 600 детей.
01/18/18
Presentation
page 33
Тенденции развития школьного
образования и новые типы
учебных заведений
Вопрос 6
С середины XVII до конца XVIII в. расширяются
масштабы образования всех сословий.
В результате соперничества католической и
протестантской церквей усложняются задачи
и программы обучения, растет
результативность деятельности учебных
заведений.
Основным типом школьного образования
становится школа классического типа.
Увеличивается приток в школы детей третьего
сословия (крестьян и горожан).
Усиливается влияние светского образования.
01/18/18
Presentation
page 35
В Германии
деятели Реформации создали Готский школьный устав
(1642), который стал каноном для многих учебных
заведений.
Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем,
среднем и старшем.
В первых двух классах учитель шульмейстер по катехизису
обучал родному языку, счету, церковному пению.
В старшем классе специальные учителя преподавали
"мирские предметы": изучение обычаев, основ
естествознания, географии.
Обучение с 5 лет.
Создавались городские (латинские) школы и гимназии.
Многие из них впоследствии были преобразованы в
гимназии. Заметные перемены происходили в программах
этих заведений. Основная часть учебного времени
отводилась на изучение античных языков и литературы.
01/18/18
Presentation
page 36
В Англии
в XVIIXVIII вв. под эгидой англиканской
церкви создавались благотворительные и
воскресные школы для бедняков.
Уровень подготовки в этих учебных
заведениях элементарного образования
оставался крайне низким, лишь некоторые
ученики после их окончания с трудом читали
на родном языке религиозные тексты.
Развивались грамматические школы по
образцам германских городских школ. Среди
них особо выделялись девять больших
публичных школ (Винчестер, Борроу, Лондон
и др.), в них получали знания дети
аристократии.
01/18/18
Presentation
page 37
Во Франции
руководство католической церкви подхватило идею
распространения образования.
В послании кардинала Ноая (1698) провозглаша
лась необходимость для всех французов (для знати
обязательность) обучения.
В документе регламентировалась подотчетность
церковных школ элементарного обучения, ежегод
ные суммы вознаграждения учителям женщинам и
мужчинам (100 и 150 ливров соответственно).
Основным типом общеобразовательного учрежде
ния на рубеже XVIIXVIII вв. становится коллеж.
Интересный педагогический опыт оставили два
подтипа коллежа: школы ПорРояля и заведения
католического ордена "Оратория".
01/18/18
Presentation
page 38
В Северной Америке
Школа развивалась под воздействием
европейского, прежде всего английского,
опыта.
Первая городская школа здесь была создана
в Бостоне в 1635 г.
Из появившихся затем аналогичных учебных
заведений выросли грамматические школы,
которые к середине XVIII в стали ведущими
среди общеобразовательных учреждений.
Во второй половине XVIII в. в ряде
североамериканских колоний возникли
учебные заведения нового типа академии.
01/18/18
Presentation
page 39
? ? ? ?
Дайте ответы на вопросы:
Дайте ответы на вопросы:
ВОПРОСЫЗАДАНИЯ
1. Назовите общие черты школы и педагогики Запада XVIIXVIII
вв.
2. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы
начала нового времени на примере педагогических воззрений Ф.
Бэкона, В. Ратке, Р. Декарта
3. Проанализируйте на основе работы "Великая дидактика"
педагогическую концепцию Я А. Коменского
4. Дайте характеристику педагогических идей Просвещения в
Германии, Англии и США. Изложите основные положения
педагогической теории Дж. Локка
5. На основе содержания педагогического романа "Эмиль, или О
воспитании" проанализируйте концепцию естественного
воспитания Ж Ж. Руссо.
6. В чем выражалась связь между педагогическими идеями
Просвещения и Французской революции XVIII в.?
Охарактеризуйте основные проекты школьных реформ в эпоху
Французской революции.
01/18/18
Presentation
16
page 40
01/18/18
Presentation
page 41