Презентация по истории педагогики на тему "Школа и воспитание в Древнем мире"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 18.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной презентации рассмотрено воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока, появление первых учебных заведений, возникших как итог общественного развития, приведены сравнительные данные по типам школ и содержанию обучения и воспитания в школах Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Рима. Представлены системы воспитания в Спарте и Афинах.Файл содержит презентацию по истории педагогики на тему "Школа и воспитание в Древнем мире"
Иконка файла материала Тема 3.ppt
Тема 3 ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ Составитель  Профессор  Храпченкова  Н.И.
План: 1. Воспитание и обучение в условиях    цивилизаций Древнего Востока 2. Школа в Древнем Египте 3. Воспитание и школа в Древней Индии 4. Школьное дело и зарождение  педагогической мысли в Древнем Китае 5. Воспитание и школа в античном мире  Средиземноморья 6. Воспитание и школа в Древней Греции 7. Воспитание и образование в эпоху  эллинизма 8. Воспитание и школа в Древнем Риме
Литература:      Основная: Латышина Д.И. История педагогики. – М,              1998.  Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.  – М.,1998. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.  Пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2000. – 431 с. История педагогики и образования: От зарождения  воспитания в первобытном обществе до конца 20  века/ ред. Пискунов А.И.. – М.: Сфера, 2001. – 509с.
Литература:      Дополнительная: Коркина В.И. Атлас по истории педагогики: Учебное  пособие для студентов дневной и заочной форм обучения  педагогических специальностей. – Караганда: изд­во  КарГУ, 2003. – 270 с. История Древней Греции. – М.: Высшая школа, 1986. – 424  с. Нуритдинова З.Г. Очерки истории школы и педагогической  мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч.  трудов / Под ред. Салимовой К.И. – М.: Изд. АПН СССР,  1988. – 198 с. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во время строительства  пирамид. – М.: Наука, 1971. – 118 с.
В первобытном обществе классового деления не было, все дети  получали одинаковую трудовую  подготовку. Воспитание было призвано  обеспечивать существование людей, его  цель ­ вооружать человека опытом  выживания, т.е. ЗУНами, необходимыми в  суровой повседневной жизни.  Специальных воспитательных учреждений  не было, школы лишь зарождались. Т.о.  способ производства и цель воспитания  находятся между собой в согласии.
Вопрос 1 Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
Отделение умственного труда  от физического, начавшееся  уже на исходе первобытной  истории, постепенно вызвало  к жизни появление особой  профессии ­ учителя.
Необходимость сохранения и передачи  знаний, потребность их практического  использования привели к созданию школ  в рабовладельческих государствах  Древнего Востока за несколько  тысячелетий до н.э.  Возникнув как определенный итог  общественного развития, школа  приобретала относительную  независимость и стала выполнять роль  стимулятора прогресса, позволяла  обществу двигаться вперед.
Потребность в грамотных  людях повлекла за собой  появление в 3­м тысячелетии  до н.э. первых учебных  заведений, которые  назывались «дома  табличек», что по­шумерски  называлось эдуббы.  Урок ­ мугубба
Воспитание и обучение в Шумере, Аккаде, Ассирии, Вавилоне Характер  воспитания Типы школ Содержание обучения и  воспитания «Дома  табличек» Подготовка писцов: чтение, письмо,  счет, рисование, заучивание историй,  сказок, легенд, пение, музыка, грамма­ тика, математика, астрономия. РЕЛИГИОЗ НЫЙ «Дома знаний» Философия, литература, история,  геометрия, география, основы права,  врачевание
Библиотека царя Ашшурбанипала (YI век до н.э.) «Кодекс вавилонского царя  Хаммурапи»;  «Притчи иудейского царя Соломона»;  Индийская «Бхагавадгита» и др.
ШКОЛА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ Вопрос 2
ИДЕАЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА немногословный,  стойкий к лишениям и ударам  судьбы человек.
Воспитание и обучение в Древнем Египте Характер  воспитания Типы школ Содержание обучения и воспитания РЕЛИГИ­ ОЗНЫЙ Идеал: немного­ словный, стойкий      к  лишениям человек Семейное  воспитание Замкнутые жреческие (придворные) Школы писцов Школы  служащих  Школы врачевателей  Царские школы  Чтение, письмо, передача знаний профессии Чтение, письмо (более 700 иероглифов),  составление религиозных текстов,  астрономия, геометрия, медицина  Письмо упрощенным иератическим способом,  счет на пальцах, переписывание религиозных  текстов Управление государством, хозяйством Диагностика и лечение болезней Изучение языков других народов, перевод  древних религиозных текстов
Вопрос 3 ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Ведущие нравственные качества кастовых групп Низшая  каста Шудра Касты  Высшие  касты Брахманы Кшатрии  Вайшьи Покорность Интеллек­ туальное достоинство Сила и мужество Трудолюбие и терпение
Цель воспитания в Древней Индии Любовь к прекрасному Самообладание  и сдержанность Любовь к природе Умственное развитие Ясность  суждений Рассудочное  поведение Идеальный  человек Духовность  Способность к самопознанию Физическое  совершенство Закаливание  Содействие  общему благу Владение  собственным телом
Древнеиндийская дидактическая литература: («Бхагавата пурана»,  «Махабхарата»,  «Бхагавадгита»
Воспитание и обучение в Древней Индии Характер  воспитания Типы школ Содержание обучения и  воспитания РЕЛИГИОЗ НЫЙ,  КАСТОВЫЙ Цель –  идеальный человек Общинные (8­летние)  Повышенные  при храмах  (12­летние)  Семейные  школы  Чтение, письмо, религия, пересказ  вед  Поэзия, литература, грамматика,  философия, математика, астрономия  и правила поведения    Алфавитно­звуковой,  словесно­звуковой метод  при обучении чтению
Воспитание и обучение в Древнем Китае Характер  воспитания Типы школ Содержание обучения и  воспитания РЕЛИГИОЗ НЫЙ Идеальный  человек,  всесторонне  развитая  личность Низшие  школы 6 искусств: мораль, счет, музыка,  упрощенное письмо, стрельба из лука,  верховая езда Высшие школы Чтение, письмо сложным  иероглифическим способом, счет,  позднее – философия, мораль религиозного характера, астрономия, литература
Цель воспитания по Конфуцию Справедливость  Идеальный человек, всесторонне  развитая личность Внутренняя  культура Искренность  Почтительность  Любовь к людям Верность  Уважение старших мораль Гуманность Благородство  Человечность  Нравственное самосовершенствование
Инициации (посвящение) ­ подростка  подвергали болезненным испытаниям, в  частности публичной порке, которую  следовало выдержать без стонов и слез.  Эйрены ­ члены общины, получавшие  определенные гражданские права,  помощники пайдономов .  Палестра ­ школа гимнастики и борьбы. Эфебия ­ общественное учреждение, где  учили военному делу.
Система воспитания в Спарте Герусия – совет старейшин Педоном  Воинская служба с 21 до 30 лет Эфебия – подготовка к воинской  службе с 18­20 лет Эйрены – с 15­18 лет Промежуточный год 14­15 лет Агеллы 7­14 лет Семейное воспитание 0­7 лет
Система Афинского воспитания Эфебия – школа всадников  с 18­20­21 года Ликей  Академия  Киносарг  Гимнасий 16­18 лет Палестра – школа  гимнастики и борьбы 12­16 лет Грамматиста  Кифариста  Мусическая школа 7­13­14 лет Семейное воспитание 0­7 лет
Государство по Платону Философы  Воины  Земледельцы и ремесленники управляют охраняют трудятся
Новая структура воспитания по Платону Подготовка к вступлению в мир идей и участию в управлении государством 30 (35) – 60 лет Вторая ступень высшего образования 30­35 лет  Первая ступень высшего образования 20­30 лет Эфебия – подготовка к воинской службе 18­20 лет Государственные мусические и гимнастические  школы 7­18 лет Государственные дошкольные учреждения 3­7 лет Семейное воспитание 0­3 лет
Психологические взгляды Аристотеля Виды души Функции  Растительная  Питание, размножение Животная  Желания, ощущения, выражение чувств Разумная чистая,  бесплотная, бессмертная Мышление
Система воспитания по Аристотелю Периодизация  Тип школы Содержание обучения и воспитания С рождения до  7 лет Семейное воспитание Кормление по возрасту, закаливание, соблюдение правил гигиены С 5 до 7 лет Воспитание под руководством отца Предварительное обучение чтению и письму. Ознакомление с  окружающим миром С 7 до 14 лет Государственные  школы Гимнастика, чтение, письмо,  грамматика, рисование, музыка С 14 до 21 года период самосо­ вершенствования Государственные философские Математика, литература, история, философия, астрономия, музыка, рисование, политика, риторика, диалектика.
Система воспитания в Древнем Риме Школа риторов (16­18 лет) Грамматическая школа  Тривиальные школы (Элементарная школа грамоты) 7­12 лет Семейное воспитание
Задания на усвоение и проверку 1. Раскройте основные факторы  возникновения и развития первых учебных  заведений в древних цивилизациях. 2. Раскройте содержание школьного  образования в Древней Месопотамии,  Древнем Египте, Китае, Индии. В чем  сходство и различие в стратегиях обучения  древних цивилизаций? 3. Выявите общее и различное в идеалах  воспитания в Спарте и в Афинах. 4. Каковы отличительные особенности  воспитания в эпоху эллинизма?