Заключение
С древних времен и до 19 века народная культура Руси претерпела большие
изменения. Культы богов не сохранились, но праздники и обряды, некогда
проводимые в их честь не утратили былого значения. Соединение православия с
дохристианскими обычаями и поверьями церковные и светские историки XIX века
именовали "двоеверием", позднее стали называть "бытовым православием", а сами
традиционные поверья "язычеством в православии". По определению известного
знатока народных верований С.А. Токарева1, "многие языческие божества,
низвергнутые с древнеславянского Олимпа в пре исподнюю, превратились в образы
нечистой силы" и тем самым закрепились в сознании верующего православного
человека как реально действующие существа. Этот мир «славянских боженят» 2
оказался необычайно живучим, церковники не смогли искоренить его, или хотя бы
уменьшить влияние в сознании людей.
Веками складывавшееся двоеверие
сохранило внешнюю сторону языческой обрядности, хотя к 19 веку часть
изначальной языческой смысловой нагрузки была потеряна. Однако анализ
праздников, бытовых обрядов и ритуалов населения Верхнего Поволжья (куда мы
традиционно включаем Ярославскую Костромскую и Владимирскую области)
позволил, помимо выделения региональных особенностей, составить общую
картину сохранившихся языческих элементов, характерную для всей территории
России. Где в первую очередь необходимо выделить земледельческий характер
быта и культуры.
1. Если взглянуть на календарь народных праздников – большая часть из них
посвящена именно земледелию, кроме того, в календаре огромное количество дат
посвященных наблюдениям за природными явлениями, гаданию на будущий урожай
и специальным обрядам для его благополучного роста. Кроме того, во всех
обрядах и праздниках задействованы символы плодородия и земледелия: хлеб,
1 Токарев. С.А. Религия в истории народов мира – 1965.: изд. Полит. литры. – М. – С. 412..
2 Дудко Д. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. – М.: Эксмо, 2004. – С.
290. каша, специальная выпечка, зерна, солома и т.д. Однако будущий урожай зависел
не только от стараний самого человека, но и в равной степени от природы
2. По причине такой зависимости от погодных условий наиболее почитаемыми
богами в язычестве были боги стихий например, Перун бог грома и молнии,
который затем персонифицировался в Илью Пророка.. Вообще богам, от которых
зависел будущий урожай в календаре отводилось значимое место, например с его
помощью исследователям удалось найти забытый день почтания бога ветра
Стрибога проводившийся 29 февраля, впоследствии ставшего Касьяном
немилостивым. С любимое у всех славян солнцем – Ярилой, чей праздник
скрывается за Днем ИванаКупалы связана сама структура земледельческого
календаря.
2. Календарь был основан на оставшимся с языческих времен движении солнца.
Весь год, как на Руси так в России делился с помощью 4х основных солнечных
фаз, до XIX века лучше всего сохранились три цикла праздников приходившихся
на зимнее весеннее и летнее солнцестояние. С принятием христианства он был
дополнен новыми датами. Дни поминовения святых так же стали служить
ориентирами в крестьянском аграрном календаре. В соответствии с этим они
наделяли особыми прозвищами, указывавшими на изменения в природе, на время
начала или окончания тех или иных земледельческих работ: например, Аксинья
ИовГорошник,
Полухлебница,
ВасилийВыверниОглобли,
АленаЛьняница,
ФедосьяКолосяница, СпиридонСолнцеворот и т.д.
3. Характерное для язычества тройственное представление о мире:
навь
(подземный мир), явь (мир людей), правь (небесная высь), дошло и до
рассматриваемого периода. Такая схема мира гармонично вписалась в
христианское мировоззрение. Подземный мир был не только страной обитания
предков (отсюда встречающееся в некоторых областях название мертвых
навии), но и темных сил, в язычестве это были темные боги, с принятием
христианства превратившиеся в нечисть черта, водяного, лешего, бабы яги и т.д. а
правь мир светлых богов стал местом обитания Христианского бога и святых. 4. Со времен язычества осталось и сильное влияние культа предков и его
центральное место в обрядах. О чем говорит сохранившаяся четко
регламентированная похоронная обрядность, память об обязательном угощении
душ умерших на всех праздника (им посвящался первый кусок и ставилась
отдельная посуда), дошедшая система деления умерших на добрых и зловредных
(«залежных» покойных) и вера в связь душ предков с погодными явлениями.
5. Дошли до изучаемого времени и элементы обряда инициации ритуальная
фиксация всех основных этапов жизни человека. Таких устойчивых обрядов было
несколько рождение, достижение половой зрелости, свадьба, смерть. К XIX веку
как самостоятельный отдельный этап выделились уход в рекруты и переезд в
новый дом, которые до этого времени к инициации отношения не имели) основой
обрядов было изменение статуса человека, его перехода (символичной смерти) из
одной социальной категории в другую. Из языческого мировоззрения сохранилась
представление о смерти – как временном явлении. Она не рассматривалась как
конец жизни, а входила с состав обрядов перехода Особый интерес в этом вопросе
представляет временное нахождение человека между «мирами» в состоянии
«лиминального» существа, смысловая нагрузка обрядов и ритуалов которого,
направлялась на защиту от влияния «чужого» мира.
6. Существовал и цикл молодежных праздников, закрепленный в календаре
(основное время которых приходилось на весну). Молодежные обряды инициации
известные в язычестве, до рассматриваемого периода дошли лишь в качестве игр и
обрядов, носивших как общий характер (Троицкие хороводы, Красная горка) так и
исполняемые с учетом пола и возраста (например, девичьи обряды – «похороны
кукушки»). Кроме того, известны и игрыобряды не зафиксированные в календаре
– горелки, ящер, олень. 7. Несмотря на то что, Русская православная церковь издавна боролась с
традиционными поверьями и обрядами народа, но, как это ни парадоксально, сама
в значительной мере способствовала их сохранению. В частности, крестьяне
наделяли некоторых христианских святых свойствами прежних языческих богов.
Например Христианские святые Флор и Лавр ("лошадники"), Агафья
("коровница"), Амвросий ("овчарник"), Георгий (Егорий, Юрий, которого называли
"скотьим и звериным богом"). Кроме того дни поминовения святых так же стали
служить ориентирами в крестьянском аграрном календаре. В соответствии с этим
они наделяли особыми прозвищами, указывавшими на изменения в природе, на
время начала или окончания тех или иных земледельческих работ: например, Петр
Полукорм, ВасилийВыверниОглобли, АленаЛьняница, СпиридонСолнцеворот и
т.д.
8. В вопросе влияния христианства, нужно отметить главное изменение в
мировоззренческих представлениях – произошла смена религиозной модели, если
язычество подразумевало договор между человеком и силами природами ил
душами предков, то христианство предполагало безоговорочное подчинение власти
Всевышнего, то есть безусловный дар со стороны человека. Стоит напомнить, что
молитва язычника скорее напоминала торговую сделку. Как отмечал в своем
исследовании Травкин, писал, что словесная формула жертвоприношения
язычника, везде, по сути, одинакова: это перечисление даров богу и просьба.
Человек в языческом мировоззрении не был рабом Божий, он собственно сам
мир отсчитывал от себя, боги выступали лишь как помощники. 3 Принятие
христианства изменило это отношение, хотя традиция обращаться более к святым
с просьбами, чем к Всевышнему, осталась.
9. Был развит и существенно уточнен принцип разделения окружающего мира
на «свое» и «чужое». К XIX веку отчуждение от сил природы стало сильнее,
отсюда и регламентированное проведение границ между мирами, которыми
3 Травкин П.Н. язычество русской провинции. Малый город. Иваново., 2007. 312 служили как границы естественные, так и символичные. Обращение к этой
характерной черте прослеживается во всех обрядах, если язычник считал себя
частью природы, то крестьянин XIX века противопоставлял ей себя и свой мир.
Контакты между мирами сократились, были строго регламентированы и
приходились на святочный, купальный, поминальный периоды, вкючали
обязательный защитный и очистительный комплекс обрядов.
10. Нельзя не отметить поэтические воззрения крестьян и одушевление
окружающего мира. Народные представления населяли его живыми существами,
не только олицетворяя природные явления и бытовые вещи, но и создавая
фантастических «боженят», где имя предмета могло заменить сам предмет, а
произнесенное слово имело магическую силу.
Таким образом, можно говорить не только о проявлении и эволюции народной
культуры, но и сохранении ее устойчивых языческих элементов на протяжении
длительного времени. Их своеобразном культурном обогащении и наделении
древних обрядов новым смыслом.
Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"
Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"
Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"
Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"
Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.