Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"
Оценка 4.7

Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
история
10 кл—11 кл
21.11.2017
Презентация  по  истории "Язычество в  обрядах  и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской  губерниях"
Языческие элементы народной культуры.doc
Заключение С   древних   времен   и   до   19   века   народная   культура   Руси   претерпела   большие изменения.   Культы   богов   не     сохранились,   но   праздники   и   обряды,   некогда проводимые в их честь не   утратили былого значения.  Соединение православия с дохристианскими обычаями и поверьями церковные и светские историки XIX века именовали "двоеверием", позднее стали называть "бытовым православием", а сами традиционные поверья "язычеством в православии". По определению известного знатока   народных   верований   С.А.   Токарева1,   "многие   языческие   божества, низвергнутые с древнеславянского Олимпа в пре исподнюю, превратились в образы нечистой силы" и тем самым закрепились  в сознании  верующего православного человека как реально действующие существа. Этот мир «славянских боженят»  2 оказался необычайно живучим, церковники не смогли искоренить его, или хотя бы уменьшить   влияние   в   сознании   людей.    Веками   складывавшееся   двоеверие сохранило   внешнюю   сторону   языческой   обрядности,   хотя   к   19   веку   часть изначальной   языческой     смысловой   нагрузки   была   потеряна.   Однако   анализ праздников, бытовых обрядов и ритуалов населения Верхнего Поволжья (куда мы традиционно   включаем   Ярославскую   Костромскую   и   Владимирскую   области) позволил,   помимо   выделения   региональных   особенностей,   составить   общую картину сохранившихся языческих элементов, характерную для всей территории России.   Где   в   первую   очередь   необходимо   выделить   земледельческий   характер быта и культуры. 1.  Если   взглянуть   на   календарь   народных     праздников  –  большая   часть   из   них посвящена именно земледелию, кроме того, в календаре огромное количество дат посвященных наблюдениям за природными явлениями, гаданию на будущий урожай и   специальным   обрядам   для   его   благополучного   роста.   Кроме   того,   во   всех обрядах   и   праздниках   задействованы   символы   плодородия   и   земледелия:   хлеб, 1 Токарев. С.А. Религия в истории народов мира –  1965.: изд. Полит. лит­ры. –  М. –  С. 412.. 2 Дудко Д. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. – М.: Эксмо, 2004. – С.  290. каша, специальная выпечка, зерна, солома и т.д. Однако  будущий урожай зависел не только от стараний самого человека, но и в равной степени от природы 2. По причине такой зависимости от  погодных условий  ­ наиболее почитаемыми богами в   язычестве были боги стихий например, Перун ­ бог грома и молнии, который затем персонифицировался в Илью Пророка.. Вообще богам, от которых зависел будущий урожай в календаре отводилось значимое место, например с его помощью   исследователям   удалось   найти   забытый     день   почтания   бога   ветра   ­ Стрибога   ­     проводившийся   29   февраля,   впоследствии   ставшего   Касьяном­ немилостивым.   С   любимое   у   всех   славян   солнцем   –   Ярилой,   чей   праздник скрывается   за   Днем   Ивана­Купалы   связана   сама   структура   земледельческого календаря. 2. Календарь был основан на оставшимся с языческих времен движении солнца. Весь год, как на Руси так в  России делился с помощью 4­х основных солнечных фаз, до XIX века лучше всего сохранились  три цикла праздников приходившихся на  зимнее  весеннее  и летнее  солнцестояние.  С принятием   христианства  он  был дополнен   новыми   датами.     Дни   поминовения   святых   так   же   стали   служить ориентирами   в   крестьянском   аграрном   календаре.   В   соответствии   с   этим   они наделяли особыми прозвищами, указывавшими на изменения в природе, на время начала или окончания тех или иных земледельческих работ: например, Аксинья­   Иов­Горошник, Полухлебница,   Василий­Выверни­Оглобли,   АленаЛьняница, Федосья­Колосяница, Спиридон­Солнцеворот и т.д. 3.   Характерное   для   язычества   тройственное   представление   о   мире:     навь (подземный   мир),   явь   (мир   людей),   правь   (небесная   высь),   дошло   и   до рассматриваемого   периода.   Такая   схема   мира   гармонично   вписалась   в христианское мировоззрение.   Подземный  мир был не только страной обитания предков   (отсюда     встречающееся   в   некоторых     областях   название   мертвых   ­ навии),   но   и   темных   сил,   в   язычестве   это   были   темные   боги,   с   принятием христианства превратившиеся в нечисть ­ черта, водяного, лешего, бабы яги и т.д. а правь мир светлых богов ­ стал местом обитания Христианского бога и святых. 4.   Со   времен   язычества   осталось   и   сильное   влияние   культа   предков   и   его центральное   место   в   обрядах.   О   чем   говорит   сохранившаяся   четко регламентированная   похоронная   обрядность,   память   об   обязательном   угощении душ   умерших     на   всех   праздника   (им   посвящался   первый   кусок   и   ставилась отдельная посуда), дошедшая система деления умерших на  добрых и зловредных («залежных» покойных) и вера в связь душ предков с погодными явлениями. 5. Дошли до изучаемого времени и элементы обряда инициации ритуальная фиксация всех основных этапов жизни человека. Таких устойчивых обрядов было несколько ­ рождение, достижение половой зрелости, свадьба, смерть. К XIX веку как   самостоятельный   отдельный   этап   выделились   уход   в   рекруты   и   переезд   в новый дом, которые до этого времени к инициации отношения не имели) ­ основой обрядов было изменение статуса человека, его перехода (символичной смерти) из одной социальной категории в другую. Из языческого мировоззрения сохранилась представление о смерти – как временном явлении. Она   не рассматривалась как конец жизни, а входила с состав обрядов перехода Особый интерес в этом вопросе представляет   временное   нахождение   человека   между   «мирами»   ­   в   состоянии «лиминального»   существа,   смысловая   нагрузка   обрядов   и   ритуалов   которого, направлялась на защиту от влияния «чужого» мира.  6. Существовал  и цикл молодежных праздников, закрепленный в календаре (основное время которых приходилось на весну). Молодежные обряды инициации известные в язычестве, до рассматриваемого периода дошли лишь в качестве игр и обрядов, носивших как общий характер (Троицкие хороводы, Красная горка)  так и исполняемые с учетом пола и возраста (например, девичьи обряды – «похороны кукушки»). Кроме того, известны и игры­обряды не зафиксированные в календаре – горелки, ящер, олень. 7.  Несмотря   на   то   что,   Русская   православная   церковь   издавна   боролась   с традиционными поверьями и обрядами народа, но, как это ни парадоксально, сама в   значительной   мере   способствовала   их   сохранению.   В   частности,   крестьяне наделяли некоторых христианских святых свойствами прежних языческих богов. Например   Христианские   святые   Флор   и   Лавр   ("лошадники"),   Агафья ("коровница"), Амвросий ("овчарник"), Георгий (Егорий, Юрий, которого называли "скотьим и звериным богом").  Кроме того  дни поминовения святых так же стали служить ориентирами в крестьянском аграрном календаре. В соответствии с этим они   наделяли   особыми   прозвищами,  указывавшими   на   изменения   в  природе,  на время начала или окончания тех или иных земледельческих работ: например, Петр­ Полукорм, Василий­Выверни­Оглобли, АленаЛьняница, Спиридон­Солнцеворот и т.д. 8.  В  вопросе  влияния христианства,  нужно  отметить   главное  изменение  в мировоззренческих представлениях – произошла смена религиозной модели, если язычество   подразумевало   договор   между   человеком   и   силами   природами   ил душами предков, то христианство предполагало безоговорочное подчинение власти Всевышнего, то есть безусловный дар со стороны человека. Стоит напомнить, что молитва   язычника   скорее   напоминала   торговую   сделку.   Как   отмечал   в   своем исследовании   Травкин,   писал,   что   словесная   формула   жертвоприношения язычника,   везде,   по   сути,   одинакова:   это     перечисление   даров   богу   и   просьба. Человек   в языческом мировоззрении   ­ не был рабом Божий, он собственно сам мир   отсчитывал   от   себя,     боги     выступали   лишь   как     помощники.  3  Принятие христианства изменило это отношение, хотя традиция обращаться  более к святым с просьбами, чем к Всевышнему, осталась. 9. Был развит и существенно уточнен принцип разделения окружающего мира на «свое» и «чужое».   К  XIX  веку отчуждение от сил природы стало сильнее, отсюда   и   регламентированное   проведение   границ   между   мирами,   которыми 3 Травкин П.Н. язычество русской провинции. Малый город. ­ Иваново., 2007. ­ 312 служили   как   границы   естественные,   так   и   символичные.   Обращение   к   этой характерной черте прослеживается во всех обрядах, если   язычник считал себя частью природы, то крестьянин  XIX  века противопоставлял ей себя и свой мир. Контакты   между   мирами     сократились,   были   строго     регламентированы   и приходились   на   святочный,   купальный,   поминальный   периоды,   вкючали обязательный защитный и очистительный комплекс обрядов.  10.   Нельзя   не   отметить   поэтические   воззрения   крестьян   и   одушевление окружающего мира. Народные представления  населяли его  живыми существами, не   только   олицетворяя   природные   явления     и   бытовые   вещи,   но   и   создавая фантастических   «боженят»,   где   имя   предмета   могло   заменить   сам   предмет,   а произнесенное слово имело магическую  силу.  Таким образом, можно говорить не только о проявлении и  эволюции народной культуры, но и   сохранении ее устойчивых языческих элементов на протяжении длительного   времени.   Их   своеобразном   культурном   обогащении   и   наделении древних обрядов новым смыслом.

Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"

Презентация  по  истории "Язычество в  обрядах  и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской  губерниях"

Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"

Презентация  по  истории "Язычество в  обрядах  и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской  губерниях"

Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"

Презентация  по  истории "Язычество в  обрядах  и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской  губерниях"

Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"

Презентация  по  истории "Язычество в  обрядах  и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской  губерниях"

Презентация по истории "Язычество в обрядах и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях"

Презентация  по  истории "Язычество в  обрядах  и праздниках Костромской, Ярославской, Владимирской  губерниях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017