Тема урока: Древние образы в Современных народных игрушках.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5 класс.
Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Цели урока:
Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с основными
понятиями о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
Развивать творческую и познавательную активность.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА
ОНУХОВА
ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА
УЧИТЕЛЬ ИЗО
ГИМНАЗИИ №155
Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Цели урока:
1. Сформировать понятие о народной
глиняной игрушке, ее видах (Дымковская,
Филимоновская, Каргопольская),
традициях формы и росписи.
2. Воспитывать любовь и интерес к
традиционной русской культуре, своей
Родине и ее истории.
3. Формировать навыки работы с
пластилином, художественной росписью.
4. Развивать творческую и
познавательную активность, худо
жественную фантазию и вкус.
Задачи:
1. сформировать понятия и выявить знания
учеников о народной глиняной игрушке;
расширить кругозор детей о
художественных народных промыслах;
2. обучить детей приемам лепки традиционной
русской игрушки.
3. развивать мелкую моторику руки, глазомер,
аналитическое мышление, образное
воображение, художественный вкус;
4. формировать навыки в создании единства
формы и декора игрушки, композиции и
ритма цветовых пятен и элементов;
5. формировать отзывчивость на красоту
росписи народных игрушек; воспитывать
интерес и любовь к народным промыслам
своей страны.
Народное искусство
Народное искусство
изначально связано с
трудовой
деятельностью
человека.
Развивается на основе
традиций и
преемственности.
В основе народного
искусства лежит
декоративно-
прикладное искусство.
В декоративно-прикладном
искусстве ярко отображаются
традиции народных промыслов
Декоративно – прикладное
искусство это
художественное оформление
предметов, которые человек
использует в быту. Оно
получило название от
латинского – украшаю. Все
предметы, окружающие
человека, должны быть не
только удобными, но и
красивыми. Это искусство
называется прикладным еще и
потому, что необходимо
приложить руки , чтобы
получилась эта красота.
Польза и красота всегда
рядом.
Есть еще одна удивительная профессия,
которой люди посвятили свою жизнь
это игрушечных дел мастера, или
просто игрушечники
В глубокой древности глиняная игрушка
создавалась не забавы ради они были
участниками древних обрядов.
Им приписывали особую силу: охранять,
оберегать людей от зла.
Еще наши далекие предки украшали свои
изделия простейшими орнаментами.
Человек пытался разобраться, как
устроен мир, найти объяснения
таинственному. Он стремился
непонятному, загадочному,
привлечь к себе добрые силы природы, а
от злых защититься. И делал он это
при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал
условными знаками. Из отдельных
элементов и их сочетаний и
выстраивался узор.
Родина Дымковской игрушки
Дымковские игрушки
делают в городе
Кирове.
Кировская
область
Родина Филимоновской игрушки
Тула
Филимоново
Тульская область
Родина Каргопольской игрушки
Мезень
Архангельская
область
Каргополь
Символы солнца
Символы солнца
Образ солнца
занимает одно из главных
мест в украшении жилища.
Солнце в виде круглых
розеток, ромбов, коней
можно найти в разных
видах народного
искусства.
Символы земли
Символы земли
В распаханную землю сеяли,
бросали семена. Семена
изображали в виде точек.
Семена – точки можно увидеть
в квадратах и ромбах
орнамента.
Землю изображали в виде
ромбов, четырехугольников,
квадратов.
Символы воды
Символы воды
Волнистая горизонтальная линия – вода.
Вертикальная волнистая линия – дождь.
В древности, люди не
поливали свои поля. Их
смачивали только дождь
и роса. О дожде
молились особенно
усердно и старательно в
четверг. Этот день
недели был посвящен на
Руси богу грома и
молнии Перуну. Но как
ни молились люди
всесильному, грозному
богу, дождик редко шел
именно в четверг.
Поэтому в народе и
появилась поговорка –
“после дождичка в
четверг”.
Каргопольский орнамент
слайд 20
Древняя богиня
Древняя богиня
Женская фигура (берегиня) – это
божество, выражающее
представление о земле, которая
родит, и о женщине –
продолжательнице рода. Называют
этот образ поразному: великая
богиня земли, плодородия, мать
сыра земля, Макошь, что означает
“мать хорошего урожая”.
Женский образ
(образ матери)
Дымковская барыня Филимоновская
барыня
Каргопольская
барыня
Образ коня
Образ коня
Конь – один из древнейших и
любимых образов народного
искусства. Конь был столь же
необходим крестьянину, чтобы
выращивать хлеб, как и само
солнце. Солнце принимало
образ коня, а конь как бы
приобретал животворящую
силу солнца.
Конь
Филимоновский
Каргопольский
Дымковский
слайд12
Птица
Птица
В давние времена люди верили, что
птицы прогоняли своим звонким
пением зимний мрак, стужу и
приносят на крыльях весну
красную. Люди особенно
готовились к встрече весны –
выпекали в форме птиц обрядовое
печенье “жаворонки”. Птицы
символизировали свет, тепло.
Дымковская игрушка
Птица
Каргопольская игрушка
Филимоновская игрушка
слайд 14
Древо жизни
Древо жизни
В произведениях народного
искусства встречается
причудливый узор –
разветвленное растение,
иногда с крупными цветами,
плодами, птицами,
сидящими на ветках. Это
древо жизни. В народных
представлениях оно было
символом растительных сил
земли, вечно живой,
процветающей природы. Его
изображение
символизировало счастливое
продолжение рода.
Древо жизни
Дымковское древо
Каргопольское
древо
Филимоновское древо
Практическая работа
1. Выбрать наиболее
понравившуюся технику
лепки и росписи игрушки.
2. Вылепить из пластилина
женскую фигурку или коня,
а может птицы.
3. Загрунтовать одним цветом.
4. Завершить росписью
фигурки.
Красную глину на игрушки собирали
обычно весной после половодья на
реке Вятке и смешивали ее с
мелким, чистым речным песком,
чтобы не трескалась при обжиге.
Готовую глину раскатывают на
шарики, из которых делают блины и
сворачивают известным приемом
основную форму нужной игрушки.
Свернут блин, и получится колокол
юбки для барыни. К ней «примажут»
стан, ручки, головку.
Украсят налепными оборками,
витыми косицами, кокошником,
шляпкой. Следы <примазки> при
всем желании не заметишь: острой
лучинкой мастерица ловко обрезает
лишние кусочки глины, а сырой
тряпкой все время «оглаживает»
игрушку, и получается она ровная,
гладкая, будто не руками
сделанная, а отлитая в форме.
После лепки ее несколько
дней сушили, затем 3-4
часа обжигали в русской
печи и остужали. Сейчас
для обжига используют
муфельные печи.
Следующий этап работы –
обеливание. Игрушки погружали в
раствор мелко молотого мела,
разведенного на молоке.
Красная глиняная игрушка
превращалась в ослепительно
белую и была готова для росписи.
Узоры на игрушках наводили
традиционные, что восходят к
древним истокам: клетки, полоски,
кружки, овалы, точки.
Кроссворд «Древние образы»
Кроссворд «Древние образы»
2
3
3
4
1
4
6
5
2
1
5
6
Кроссворд«Древние образы»
Кроссворд«Древние образы»
2
д
р
3 з
е
е
в
м
4 б
1 с
о
л
н
ц
е
5
я
р
6 в
1
2
н
я
е
о
г
д
5 п
т
и
ц
а
6
3
4