На уроке изобразительного искусства по теме "Силуэт. Наброски фигуры человека" учащиеся должны усвоить понятие "силуэтное изображение", научиться изображать фигуру человека в силуэтной технике. В презентации приведены краткие исторические сведения о родине силуэтного искусства и о дальнейшем его развитии, где использовалась силуэтная техника.Урок изобразительного искусства по теме "Силуэт. Наброски фигуры человека"
«Силуэт.
Наброски
фигуры
человека»
Составила
учитель изобразительного искусства
МОУ «Школа № 149 города Донецка»
Козлова Елена Михайловна
Цели урока:
создать условия для формирования умения видеть
пропорции и соотносить детали между собой;
планировать этапы осуществления деятельности;
сформировать понятие о силуэтной технике
рисования;
работать в заданном темпе;
способствовать расширению знаний учащихся о
задачах и приемах образного обобщения сложной
формы, развитию творческой активности.
Все предмета против света
имеют форму силуэта
Силуэт- изображение предмета,
подражающее тени, производимой им на плоской
поверхности при солнечном или огненном
освещении, т. е. такое, в котором обозначается
только очертание предмета, а он сам
представляется однообразным черным пятном.
Силуэт это плоскостное
изображение, вид графики
Родиной силуэтного искусства является Китай, где с
давних пор существовали однотонные черные
изображения, так называемые китайские тени.
Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде
всего во Францию, где в середине XVIII века широко
распространилась мода на силуэтные портреты.
Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта
(17091767), бывшего в 1759 г. государственным министром.
Силуэт был известен своей бережливостью и узостью
взглядов, которые делали его мишенью для острот
парижского общества. Его именем стали называть все
дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной
краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette».
Отразилось увлечение силуэтом и в
прикладном искусстве: появились
табакерки с силуэтам, фарфоровые
чашки, вышивки, инкрустации и т.п.
По сравнению с настоящими живописными портретами,
силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако,
это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом
не только во Франции, но и в других странах. В Германии,
например, в начале XIX века славились своими силуэтами
Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и
художников), К. Шмидт, Мюльбах и др.
В России интерес к силуэту возник в эпоху
Екатерины II, когда в Петербурге появился
парижский силуэтист Сидо.
Сидо портретировал Екатерину II, членов ее
фамилии и многих представителей
петербургской знати.
Свои силуэты он рисовал тушью, иногда
гравировал на меди, но чаще всего вырезал из
черной бумаги и вклеивал в гравированные
рамки. Целая коллекция этих силуэтов,
состоящая из 183 листов, принадлежала
герцогу МекленбургСтрелицкому и была в
1899 году издана в фототипических снимках
(«Двор императрицы Екатерины II, ее
сотрудники и приближенные»).
Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал
немецкий рисовальщик Антинг (17531803), выпустивший в 1791 г.
альбом «Collection de cent silhouettes». В середине XIX века интерес к
силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов
обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе,
этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и
ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.
Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце
прошлого столетия возрождено талантливым немецким
художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов
не только профильные портреты, но и фигуры в разных
позах, жанровые сцены.
У нас в России искусством силуэта занималась
рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем.
Но большое мастерство обнаруживают многочисленные
силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги.
В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я.
СимоновичЕфимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области
гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых
замечательна острая, сильная характеристика фигур.
«Мир Искусства», положивший начало обновлению русской
графики, возродил, искусство силуэта. Несравненные
«реставраторы» старины — К. Сомов, Александр Бенуа и М.
Добужинский — воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем
мы силуэты и в работах Георгия Ивановича Нарбута.
Портреты в технике силуэта вырезаются,
как правило, в профиль из однотонной
бумаги. Обычно силуэты (профили)
вырезают на черной бумаге с последующим
наклеиванием на белый лист. Но возможны
и другие цветовые вариации.
В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую
зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив,
декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта
во все времена портрет.
Силуэтное искусство полно своеобразной
прелести и неисчислимых возможностей. Об
этом красноречиво говорят работы
современных художников, уделяющих
внимание силуэту.
Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов
черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона.
Само по себе сочетание белого и черного несет большой
заряд декоративности, выразительности, даже величия.
Результаты практической работы
Источники информации:
www.silverage.ru/stat/siluet.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/93772/Силуэт
http:// mode-elegance.ru/poshiv/silhouette/
100art.ru/usluga6_17.htm
http:// mages.yandex.ru/yandsearch
http://pozitiv-news.ru/krasota-prirodnyh-javlenij/silujet-ljudej-n
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нарбут,_Георгий_Иванович
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7305.phphttp://www.l
a-zakate.html
iveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=135640095&
journalid=2281209&go=next&categ=0