Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций". Эссе предполагает субъективно окрашенное суждение о чем-либо. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент
на собственных чувствах, переживаниях,
отношении к тому, о чем он пишет.
Автор эссе не просто рассказчик,
он - его герой.
2/16
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность, где на первый план выступает личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно
имеет небольшой объем. 3 /16
Написание эссе способствует формированию следующих общеучебных компетенций:
- четко и грамотно формулировать мысли;
- структурировать информацию;
- использовать основные категории анализа;
- выделять причинно-следственные связи;
- иллюстрировать понятия соответствующими примерами;
- аргументировать свои выводы;
овладеть научным стилем речи.
4/16
Структура эссе
1. Введение.
Выражает суть проблемы; вопрос, на который собираетесь найти ответ в ходе своего исследования; почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент? Так же очертить рамки исследования ( освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект).
Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, ее цель - побуждать к размышлению.
5/16
Основная часть: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (примеры, сравнения, образы, идеи, модели и данные), там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
Например, выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать его.
Работа с тезисом должна быть простроена по схеме:
1. Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос ( А не задумывались ли вы над тем...?)
2. Указание причины (потому что...) приводятся факты, возможна ссылка на определение.
3. Аргументация (это можно подтвердить следующими примерами...)
4. Установление взаимосвязей (в связи с этим...)
6/16
Заключение: Содержит краткое изложение мысли, обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения, взаимосвязи с другими проблемами.
ВЫВОД НЕ ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С ПРОБЛЕМОЙ!
Библиография: список литературы с указанием года
издания и издательства.
7/16
Технологическая цепочка написания и представления эссе для ученика.
1) постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);
2) обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);
3) планирование эссе (определение структуры);
4) написание эссе;
5) проверка и редактирование работы;
8/16
Алгоритм написания эссе
- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т. д.);
- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
-набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т. д.;
9/16
- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, и т. д.);
- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т. д.);
- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т. д.);
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее. 10/16
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
- структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
- искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
- единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
- объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
- привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).
11/16
ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
8. Повторов без необходимости.
12/16
Что такое краеведческое эссе?
Краеведческое эссе — это небольшое рассказ-сочинение, раскрывающее тему краеведческого исследования участника, актуальность и уровень ее разработки, личный вклад автора в исследовании заявленной темы.
В эссе необходимо рассказать об особенностях, этапах и методах, которые были присущи поисково-исследовательской работе автора.
13/16
Вопросы, помогающие облегчить ход
мысли при написании эссе по теме
«Моя краеведческая научно-исследовательская работа»
Введение: Почему я решил заниматься изучением истории и краеведения?
Основная часть: - Что привлекло меня в выборе темы?
- Чем тема исследования дорога или близка мне?
- Какую основную цель определил для своей работы?
- Какие задачи ставил для достижения основной цели моего исследования?
- Какими источниками информации пользовался при работе над основными направлениями своего исследования?
14/16
- В чем особенности разных источников информации, использованных в работе над исследованием?
- Из каких структурных элементов (глав, разделов и пр.) состоит моя работа?
- Почему выбрал именно такую структуру своей работы?
- К каким выводам пришел, завершая свое исследование?
- Какие вопросы по-прежнему интересны мне, но остались не изученными в ходе моей работы?
Вывод: В чем я вижу полезность моего исследования для следующих поколений молодых исследователей. Юных историков и краеведов?
15/16
1. http://ppt.znanio.ru/buy-now/
2. http://yandex.ru/clck/
3. http://pandia.ru/text/78/176/28045.php
4. http://pandia.ru/text/77/502/3796.php
5. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B
6. http://4ege.ru/russkiy/6194-rechevye-klishe-ispolzuemye-pri-napisanii-sochineniya-rassuzhdeniya.html
7. https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-uchaschihsya-kak-napisat-esse-470374.html 8. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Frostovtur.narod.ru
9. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/01/04/prezentatsiya-rezultatov-kraevedcheskoy-raboty
Информационные источники
16/16
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.