Данная презентация предназначена для изучения темы: «Общественная жизнь России при Николае I».
1. Классификация общественных движений во второй четверти XIX века.
2. Теория официальной народности.
3. Кружки 20-40 - х гг. XIX века.
4. Славянофилы и западники.
5. Полемика славянофилов и западников.
6. Петрашевцы. Русский социализм.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
РОССИИ
ПРИ НИКОЛАЕ I
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: познакомить учащихся со взглядами
консерваторов и оппозиционным общественным мнением
николаевской эпохи.
Развивающие: развивать умения учащихся делать
сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы,
доказывать свою точку зрения, анализировать
высказанную мысль оппонента.
Воспитательные: воспитание личностной патриотической
позиции по отношению к событиям прошлого.
ПЛАН:
1. Классификация общественных
движений во второй четверти
XIX века.
2. Теория официальной народности.
3. Кружки 2040 х гг. XIX века.
4. Славянофилы и западники.
5. Полемика славянофилов и
западников.
6. Петрашевцы. Русский социализм.
ВОПРОСЫ СТОЯЩИЕ ПЕРЕД
РОССИЕЙ ВО ВТОРОЙ
ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Каково настоящее и будущее России?
По какому пути в своем развитии должна идти
Россия?
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТЕ
ГОДЫ ИМЕЛО НЕСКОЛЬКО
ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ:
— оно развивалось в условиях ужесточения политического
режима после восстания декабристов;
— произошел окончательный разрыв между революционным
направлением и правительственным реформаторством;
— впервые консервативное направление получило собственную
идеологию;
— оформились либеральное и социалистическое течения
общественной мысли;
— участники общественного движения не имели возможности
реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить
сознание современников к будущим переменам.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Основные идейные течения
Основные идейные течения
Консервативное
Консервативное
Либерально
Либерально
оппозиционное
оппозиционное
Революционно
Революционно
социалистическое
социалистическое
КОНСЕРВАТИВНОЕ
(САМОДЕРЖАВНООХРАНИТЕЛЬНОЕ)
ТЕЧЕНИЕ
Теория официальной
народности
Самодержавие
Православие
С.С. Уваров, Н.И. Греч,
М.П. ПогодинФ.Ф. Булгарин,
С.П. Шевырев, Н.В. Кукольник,
Народность
М.П. Загоскин и другие
Самодержавие он мыслил как
единство царя и народа и считал его
основой жизни русского общества.
Под православием Уваров понимал
традиционную ориентацию русского
человека не на личный, а на
общественный интерес, стремление к
общему благу и справедливости.
Народность выражала единство
объединенного вокруг царя народа
без его разделения на дворян,
крестьян, мещан и т. д. Между
народом и монархом, считал Уваров,
всегда существовало неразрывное
духовное единство, которое было и
будет гарантом успешного развития
России.
ЛИБЕРАЛЬНООППОЗИЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ
Либеральное
течение
Славянофилы
Западники
ЗАПАДНИКИ
Т.Н. Грановский
Т.Н. Грановский
С.М. Соловьев
К.Д. Кавелин
И.С. Тургенев
И.С. Тургенев
Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из
Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из
нее какойлибо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они
нее какойлибо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они
полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь
полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь
благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые
благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые
попытался
европейской
европейской
попытался
образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том,
образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том,
чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую
чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую
общечеловеческую культурную семью».
общечеловеческую культурную семью».
привить
привить
своему
своему
народу
народу
черты
черты
СЛАВЯНОФ
ИЛЫ
А.С.Хомяков
А.С.Хомяков
И.С.Аксаков
И.С.Аксаков
И.В.Киреевский Ю.Ф.Самарин
Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности
Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности
каждого народа, в том числе и русского. Говоря о
каждого народа, в том числе и русского. Говоря о
России, они подчеркивали особенности ее
России, они подчеркивали особенности ее
государственного и общественного быта, православной
государственного и общественного быта, православной
веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно
веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно
оценивали деятельность Петра I, считая, что его
оценивали деятельность Петра I, считая, что его
реформы повели Россию по пути ненужных
реформы повели Россию по пути ненужных
заимствований у Запада. Это, по их мнению, стало
заимствований у Запада. Это, по их мнению, стало
причиной общественных неурядиц. Главной задачей,
причиной общественных неурядиц. Главной задачей,
стоявшей перед страной в середине XIX в., славянофилы
стоявшей перед страной в середине XIX в., славянофилы
считали возвращение ее «в старое, самобытное
считали возвращение ее «в старое, самобытное
состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в
состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в
русскую речь, они предлагали исключить из
русскую речь, они предлагали исключить из
употребления.
употребления.
ИДЕЙНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЗАПАДНИКОВ
И СЛАВЯНОФИЛОВ
Различия
СХОДСТВА
1. Взгляды на историческое
развитие России.
1. Необходимость изменений в
российской действительности.
2. Взгляды на
государственный строй
2. Отмена крепостного права.
3. Надежда на мирный и
эволюционный характер
преобразований под
руководством верховной власти.
4. Вера в возможность движения
России к процветанию.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КРУЖКИ
2040Х ГОДОВ
Название кружка,
место и годы
существования
Кружок братьев
Критских,
18261827 гг.,
Москва
Литературное
общество 11го
нумера,
18301832 гг.,
Москва
Руководители
Программа и деятельность
Петр, Михаил, Василий
Критские, всего 6
человек.
Попытка продолжения декабристской
идеологии и тактики. Пропаганда
революционных идей среди студентов,
чиновников, офицеров. Предпосылкой
революционных преобразований должно
стать цареубийство.
В.Г. Белинский
Чтение и обсуждение литературных
произведений. Обсуждение проблем
российской действительности.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРУЖКИ
Название кружка,
Руководители
Программа и деятельность
место и годы
существования
Кружок Герцена и
А.И. Герцен, Н.П.Огарев
Изучали произведения французских
Огарева,
18311834 гг.,
Москва
Н.М. Савин,
М.И. Сазонов
просветителей. Следили за
революционными событиями на Западе.
Кружок
петрашевцев, 1845
1849 гг.,
Петербург,
Москва, Киев,
Ростов
М.П. Буташевич
Петрашевский, Ф.М.
Достоевский, М.Е.
СалтыковЩедрин и
другие
Критика самодержавия и
крепостничества. Пропаганда
революционных идей через печать.
Необходимость свержения
самодержавия, введения
демократических свобод.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Петру I.
Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила и отвага
И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь ее доселе
Тобою презрена была,
И на твоем великом деле
Печать проклятия легла.
(К.С.Аксаков)
Попытайтесь определить, к
какому общественному
лагерю принадлежал автор
стихотворения. Приведите
аргументы в пользу своей
точки зрения.
ПЕТРАШЕВЦЫ
Кружок "петрашевцев" объединял
интересующихся социальными
учениями и их применением к
преобразованию России. В этот
кружок входили поэт А.Г. Майков,
писатель Ф.М. Достоевский. О всей
деятельности кружка
систематически доносил вошедший в
него провокатор Антонелли. 22
апреля 1849 г. начались аресты
членов кружка, по поводу 122
человек начато следствие, вынесен
приговор 28ми, 21 были
приговорены к смертной казни.
Расстрел производился 22 декабря
1849 г. на Семеновской площади в
Петербурге, в последний момент
приговор был заменен ссылкой.
РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ ГЕРЦЕНА
Лидерство в революционном
переустройстве мира переходит к России,
сохранившей много нетронутых, свежих
сил. В то время, как в Европе возобладало
стремление к обогащению, в России
сохранилась община, обеспечивающая
существование коллективных фор жизни
и труда. Община та ячейка, на основе
которой могло быть построено новое
социалистическое общество. Русский
крестьянин был коллективистом по
инстинкту и это позволяло рассчитывать
на то, что социалистическая идея будет
положительно им воспринята и
реализована на практике.
На пути осуществления
социалистического идеала стояли два
серьезных препятствия:
1. «немецкая» монархия;
2. Патриархальный строй общины.
Для преодоления этих препятствий
необходима революция.
Социализм — обозначение учений, в
которых в качестве цели и идеала выдвигается
осуществление принципов социальной
справедливости, свободы и равенства, а также
установление общественного строя,
воплощающего эти принципы.
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ
Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы
следующих высказываний.
1.«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем
грубого невежества, потом свирепого и унизительного
чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы
совершить движение вперед… главное уничтожить в русском
раба».
2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем
великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего,
что может нарисовать себе самое смелое воображение».
3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего
доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять
как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно
воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь».
4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность
распространить сельское и волостное самоуправление на
города, государство в целом, поддерживая при этом
национальное единство, развить частные права и сохранить
неделимость земли».
5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И
есть чему позавидовать!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой
духовной спячки и застоя для русского общества. Напротив, во
второй четверти XIX века основным центром интеллектуальной
жизни России становится Москва. За внешней
неспешностью и бытовой консервативностью второй столицы
скрывался напряженный идейный поиск, ведущийся
представителями «образованного меньшинства». Почти каждый
день собирались «друзья» «враги» западники и славянофилы,
чтобы скреститься в очередном идейном споре.
Разгром декабристских организаций существенно ослабил
революционное движение в России, но оно не было полностью
уничтожено. В эпоху правления Николая I возникает целый ряд
объединений радикально настроенной молодежи, считавших себя
наследниками идей и продолжателями дела декабристов.
Как отмечал в своих воспоминаниях Б.Н.Чичерин, «спертая
атмосфера замкнутого кружка, без сомнения, имеет свои
невыгодные стороны; но что делать, когда людей не пускают на
свежий воздух? Это были легкие, которыми в то время могла
дышать сдавленная со всех сторон русская мысль».