Презентация по курсу истории России: «Советская культура: ее специфика и основные этапы» (проф.-техническое образование)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация предназначена для изучения темы: «Советская культура: ее специфика и основные этапы». Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории - советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе. В литературе изданной в советские времена, например у Зезиной выделено такое мнение Ленина- «Пролетарская культура, должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества». Главный упор книг того времени был на то, что социалистическая культура должна выражать интересы трудящихся и служить «задачам классовой борьбы пролетариата за социализм». Политикой жесткого давления, удалением «левацких мелкобуржуазных взглядов». Все действия партии рассматриваются, как необходимой политикой для становления нового государства. Удаление ненужных элементов должно было способствовать развитию коммунизма в молодом государстве. В современной литературе, например считается, что политика советского государства по отношению к культуре была неоднозначной, с одной стороны воодушевление масс, духовный подъем людей, «вдохновленных идеалами коммунизма», а с другой: классовая борьба, выселения, нарушения прав человека, утечка мозгов (число убитых и подверженных сталинским репрессиям исчисляется от 70 до 120 миллионов, а это- половина нации).
Иконка файла материала Развитие советской культуры.pptx
Презентация на тему: Советская культура: ее специфика и основные этапы.
План  1. Специфика советской культуры   2. Основные этапы развития советской культуры         2.1 Советская культура в первое  послеоктябрьское десятилетие         2.2 Отечественная культура в период  тоталитаризма         2.3 Великая Отечественная война  в истории отечественной  культуры         2.4 Послевоенная культура России         2.5 Советская культура в период "Оттепели"         2.6 Культурная политика периода "Застоя"  3. Заключение  4. Список литературы
Специфика советской культуры явление  в  развитии  Культура    советского  периода  ­  это  сложное  и  противоречивое  всей  отечественной  культуры.  С  позиции  сегодняшнего  дня  достаточно  трудно  дать  объективный  анализ  истории  культуры  СССР  ­  явления,  еще  не  раскрывшего в полной мере свои первоисточники и  движущие силы развития. Отсюда неоднозначность  и  полярность  научных  оценок  сущности  истории  культуры  СССР:  то  негативная  ­  это  примитивная  культура  тоталитаризма,  то  положительная  ­  это  культура единения и развития советского народа и  государства.           XX  век  дал  Отечеству  гениальных    ученых  и  исследователей,  художников,  писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой  рождения  многочисленных  творческих  сообществ,  художественных  школ,  направлений,  течений,  стилей.  Однако  именно  в  этот  период  в  России  была  создана  тотализированная  социокультурная  сопровождавшаяся  догматизацией,  мифология,  манипулированием  уничтожением  инакомыслия,  примитивизацией  художественных  оценок  и  физическим  цвета  российской  художественной  интеллигенции                                          уничтожением  и  сознания,  талантливых    научной
Советская культура в первое   послеоктябрьское десятилетие общепролетарского  Октябрьская  революция  положила  начало  переходу  к  типу  культуры.  новому    этого  перехода  сложны.  Последствия  Основной  целью    культуры  является  служение трудящимся, которые составляют  цвет  страны,  ее  силу,  ее  будущность.  Культура  и  искусство,  должны  стать  "частью  дела",  выражать интересы этого класса, а значит, и  общества.  Октябрьская  революция  должна  была коренным образом изменить ситуацию  в  сфере  духовной  культуры.  В  первое  послеоктябрьское  десятилетие  закладывались  основы  новой  советской  культуры.           Начало    этого  периода  (1918­1921)  характеризуется  и  ценностей  отрицанием  (культура,  мораль,  религия,  быт,  право)  и  ориентиров  провозглашением  социокультурного  мировая  революция,  коммунистическое  общество,  всеобщее равенство и братство.   новых  развития:    разрушением  традиционных
Главной  быта  в  процесс  определяют  как  процесс  коренной  социокультурной    составляющей  послеоктябрьской  эпохи  стала  культурная  революция.  Ее  ломки  сложившихся  стереотипов  общественного  сознания,  духовно­нравственных ориентиров в поведении людей.      Коренные  изменения коснулись системы  школьного  образования.  Положение  о  единой  "трудовой  школе"  ликвидировало  все  атрибуты  старой  школы:  экзамены,  уроки, задания на дом, ученическую форму.           Усиливается  влияния  идеологии  на  искусство,  художественное  творчество.  Ряд  художников  уже  в  1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии.      Происходит  активное вовлечение института семьи   и  новых  социокультурных  ценностей.  Церковный  брак  был  отменен,  его  место  занял  гражданский  с  упрощенной  системой развода.           Широко    в  обществе  распространились  классовая  подозрительность  к  старой  духовной  культуре,  антиинтеллигентские настроения.          Утверждается   политический монополизм в науке,  искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни  общества,  так  называемой  дворянской  и  буржуазной  интеллигенции.  профессиональной  Ликвидировались  автономии  интеллигенции  ­  независимые  издания,  творческие союзы, профсоюзные объединения.                                                          представителей  формирования  преследование  институты  Вернуться
Отечественная культура  в период  тоталитаризма Это  период  социально­ политической  культуры  России.  С  начала 30­х гг. в стране  началось  утверждение  личности  культа  Сталина.  В  общественное  сознание  образ  внедрялся  мудрого  вождя,  "отца  народов".
обрела  новое  "железный  В 30­е гг. культурная жизнь в советской   России  измерение.  Формируется  занавес",  отделяющий  общество  не  только  в  территориально­политическом,  но  и  в  духовном отношении от остального мира.   Стержнем  государственной  политики в области культуры становится  формирование  "социалистической  культуры",  предпосылкой  чего  стали  беспощадные  репрессии  по  отношению  к  творческой интеллигенции. Пролетарское  государство  относилось  к  интеллигенции  крайне  подозрительно.  Под  жесткий  идеологический  была  поставлена  даже  наука.  С  конца  20­х  гг.  они  систематическими  запугиваниями  и  прямым  уничтожением  дореволюционного  поколения  интеллигенции.  В  конечном  счете  это  закончилось  полным  разгромом  старой  интеллигенции России. всей  контроль  сменились  Список антисоветской интеллигенции
Таким  образом,  советская  национальная  культура  к  середине  30­х  гг.  сложилась  в    жесткую  систему  со  своими  социокультурными  ценностями:  в  философии,  эстетике,  нравственности,  языке,  быте,  науке.  Основными  чертами  этой  системы  были  следующие:  утверждение  нормативных  культурных  образцов  в  различных  видах  творчества;  следование  догмату  и  манипулирование  оценке  художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм  и  псевдооптимизм;  образование  номенклатурной  интеллигенции;  создание  государственных  институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному  заказу. партийно­классовый  подход  общественным  сознанием;  в  Союз писателей СССР Вторая  половина  30­х  гг.  ­  это    этап  формирования  сталинизма,  политизации  культуры.  Культ  личности,  его  негативное  влияние  на  развитие  культуры  достигают  апогея,  складывается  национальная  модель  тоталитаризма.  В  целом  культуру  тоталитаризма  характеризовали  подчеркнутая  классовость  и  партийность,  отказ  от  многих  общечеловеческих  идеалов  гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и  однозначные  оценки.  В  период  сталинизма  особенно  ярко  проявились  такие  тенденции  в  развитии  духовной  культуры,  как  манипулирование  именами  и  историческими  фактами,  преследование неугодных.
Великая Отечественная  война в истории   отечественной культуры С первых дней Великой Отечественной   войны на службу победе, защите Родины  были  поставлены  все  достижения  отечественной    культуры,  науки  и  техники. Страна превращалась в единый  боевой  лагерь.  Все  сферы  культуры  должны  были  подчиняться  задачам  борьбы  с  врагом.  Деятели  культуры  сражались  с  оружием  в  руках  на  фронтах войны, работали во фронтовой  печати  и  агитбригадах.  Свой  вклад  в  победу  вносили  представители  всех  направлений  культуры.  Многие  из  них  отдали  жизнь  за  Родину,  за  победу.  Война  Германией  потребовала  перестройки  всех  сфер  жизни  общества,  в  том  числе  и  культуры. с  фашистской
войны  стала  Делу  спасения  Отечества  целиком  и  полностью  посвятило  себя  советское  искусство.  Необыкновенного  звучания в этот период достигли советская поэзия и песня.  Подлинным  песня  "Священная  народной  гимном  война".  Одним  из  ведущих  жанров  литературы  стала  боевая  лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи",  "Темная  ночь"  ­  эти  песни  вошли  в  золотую  сокровищницу  советской  песенной  классики.  В  годы  войны  было  создано  одно из самых великих музыкальных произведений XX века  ­ 7­я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим  защитникам Ленинграда. Музыкальное искусство всего мира  не  знает  другого  такого  сочинения,  которое  получило  бы  столь  резонанс. общественный  могучий  подлинные  шедевры  В  годы  войны  советская  драматургия  создала  театрального  искусства.  В  начальный  период  войны  были  опубликованы  быстро  ставшие  популярными  пьесы  Л.Леонова  "Нашествие",  К.Симонова  "Русские люди".    Всего  за  годы  войны  были  созданы  34  полнометражные  500  киножурналов.  На  передовой  линии  фронта  и  в  партизанских  отрядах  находилось  более  150  кинооператоров. картины  почти  и  Пьеса «Нашествие» 1943 год
Великой  войне  Таким  образом,  несмотря  на  предшествующий    период  Отечественной  тоталитаризма  в  истории  страны,  жесткого  идеологического  давления  на  всю  отечественную  культуру,  перед  лицом  трагедии,  опасности чужеземного завоевания  из  подлинной  культуры  уходит  идеологизированная  лексика  и  на  первый  план  выдвигаются  вечные,  глубинные,  подлинно  народные  ценности.  Отсюда  поразительное  единство  лет,  стремление  людей  к  защите  своей  Земли, ее традиций.                         культуры  тех
Послевоенная культура России Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали. В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала. Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования. Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования. Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых. В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение. Ученики советской школы
целом  доказывали  послевоенная  высказывания  цитатничество.  Критерием  В  идейно­политическая  обстановка в стране не была вполне благоприятной для  развития культуры и науки. Распространение получили  догматизм,  истины  становились  руководителей.  Изоляционистская  политика  советского  руководства  подкреплялась  широкой  идеологической  кампанией  борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы  газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все  отечественное, русское и советское.  Журналисты  русских  практически  во  всех  научно­технических  открытиях.  Кампания  борьбы  с  низкопоклонством  затронула  и  художественную  жизнь.  Изобразительное  искусство  Запада  объявлялось  целиком  упадническим.  Крупные  открытия  зарубежных  ученых  в  области  квантовой  механики,  кибернетики  объявлялись  враждебными  материализму.  Особенно  пострадали  признанные  ложными  биология,  исследования  в  области  которых  почти  прекратились.  Типичным  стали  проработочные  кампании  в  научных,  вузовских  и  творческих  коллективах,  создававшие  нервозную  обстановку,  широкие  масштабы  приняла  кампания  по  борьбе с формализмом и космополитизмом. генетика  и  молекулярная  первенство  явлением  конца  40­х  гг.
Советская культура в период "Оттепели" развитие Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, с связей зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у молодежи, населения, особенно о утопические мечтания лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием "оттепель. Само это понятие в социокультурном плане имело два смысла: символический - оттепель в культуре предшествовала способствовала оттепели сферах в общественной жизни; реальный влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества. и других - ослабление
новому художественному чаще традиционным формам Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во гг. активизируется второй половине 60-х молодежное движение, противопоставившее себя духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей". Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца 50-х гг. означали появление ценностей, социалистического порицавших реализма. поднимается каноны
В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х гг. "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось эмиграции, возвращение восстановление и международного культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке. преемственности наследия культурного культурной
Культурная политика периода "Застоя" С другой стороны, благодаря Более 20 лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения: • благодаря и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни; • нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами национально-демократической власти) (появление развитие народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях). - официально-номенклатурной научно-техническому и и новой
Существенной особенностью социокультурной модели "застоя" было начало возрождения национальных традиций "снизу". Процесс "очищения" ядра русской культуры происходит через развитие городской культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через художественное творчество "деревенщиков", показавших самобытность и жизнеспособность русского села. Обряд расплетания косы на две. Перед самым приездом жениха День Ивана Купалы
С приходом нового политического руководства (Л.И.Брежнева) ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 г. писателей А. Синявского и Ю. Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений. А.Синяковский и Ю.Даниель В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х гг. была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса.
Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х гг. отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества. Были созданы высокохудожественные произведения о Великой Отечественной войне (Ю.В.Бондарев "Горячий снег", Б.Л.Васильев "А зори здесь тихие..."). Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В.М.Шукшина, выводившего образы "странных" людей из народа и отразившего перелом в их сознании под влиянием наступления городской культуры на сельскую. Вернуться Васильев Борис
Заключение Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории - советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе. В литературе изданной в советские времена, например у Зезиной выделено такое мнение Ленина- «Пролетарская культура, должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества». Главный упор книг того времени был на то, что социалистическая культура должна выражать интересы трудящихся и служить «задачам классовой борьбы пролетариата за социализм». Политикой жесткого давления, удалением «левацких мелкобуржуазных взглядов». Все действия партии рассматриваются, как необходимой политикой для становления нового государства. Удаление ненужных элементов должно было способствовать развитию коммунизма в молодом государстве. В современной литературе, например считается, что политика советского государства по отношению к культуре была неоднозначной, с одной стороны воодушевление масс, духовный подъем людей, «вдохновленных идеалами коммунизма», а с другой: классовая борьба, выселения, нарушения прав человека, утечка мозгов (число убитых и подверженных сталинским репрессиям исчисляется от 70 до 120 миллионов, а это- половина нации).