Презентация по литературе "Анализ лирического стихотворения"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 01.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ лирического стихотворения- сложная и трудоёмкая работа. Как систематизировать работу по анализу стихотворения в 5-9 классах? В презентации вы найдёте практические советы, конкретные примеры элементов анализа. В материале представлена система работы в данном направлении в5- 9 классах на уроках литературы.
Иконка файла материала Анализ лирического стихотворения.pptx
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГ О ТЕКСТА Мохотаева Н.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 24 г. Архангельска
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ  Анализ – это такой разбор художественного произведения, который должен привести к углублённому пониманию , прочтению, то есть к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником  В центре анализа стихотворения – образ лирического героя
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ  5 класс  Элементы анализа  6 класс  7 класс  8 класс  9 класс  План анализа  Система образов  Работа со средствами выразительности  Целостный анализ стихотворения
5 КЛАСС  Лирика как жанр  Стихотворная речь, рифма, ритм  Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись  Композиция, тема, идея произведения  Пейзаж, портрет
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ Сравнение Очередь как хвост. Метафора Хвост очереди.
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ Метафора Сравнение Серебряная ложка Луна как серебряная ложка. луны.
УПРАЖНЕНИЕ  Определите средство выразительности: 1. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (Сравнение) 2. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (Метафора) 3. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. (Сравнение)
6 КЛАСС Анализ стихотворения- это единая работа, а не пункты плана План анализа стихотворения  Название стихотворения, автор, история создания  Тема, идея, особенности композиции  Настроение, ключевые слова  Система образов (в том числе лирический герой)  Средства выразительности и их роль  Личное восприятие стихотворения
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ  Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину», написанное в 1825 году, посвящено лицейскому другу поэта, который навестил его в Михайловском в трудные годы ссылки
ТЕМА  Стихотворение Пушкина «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике и описывает солнечное зимнее утро.  В стихотворении «Тучи» Лермонтов поднимает тему одиночества и свободы, хотя ,на первый взгляд, его можно отнести к пейзажной лирике
ИДЕЯ  В стихотворении«Зимнее утро» поэт передаёт восхищение, очарование зимней природой  Главная мысль стихотворения Пушкина «Узник» – передать мечту о свободе, стремление к воле
НАСТРОЕНИЕ  Стихотворение «Зимнее утро» передаёт радость героя от красоты утра. Это подчёркивают эпитеты «чудесный, великолепными, прозрачный»  Грустью и одиночеством окрашено стихотворение «Утёс», поэтому ключевыми здесь будут слова «одиноко, плачет…»
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ  Лирический герой стихотворения «Зимнее утро» – человек, любящий природу, умеющий ценить её красоту, потому что он подмечает малейшие изменения в её состоянии  Лирический герой стихотворения «Узник» хочет вырваться из темницы на волю , он мечтает о свободе
ОБРАЗЫ  В стихотворении «Утёс» образы утёса и тучки символизируют непрочность человеческих отношений  Образы холодных, свободных тучек в стихотворении Лермонтова помогают лучше понять лирического героя: ему жаль расставаться с Родиной, с верными друзьями
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ  В стихотворении «Зимнее утро» можно выделить две части, которые противопоставлены друг другу: описание вечерней бури и чудесного утра  В первой строфе стихотворения поэт обращается к тучам, во второй – задаёт вопросы, а в заключительной части сравнивает себя с ними.
ТРОПЫ  В основе стихотворения «Тучи» лежит олицетворение, потому что поэт обращается к тучкам, как к людям, и называет их странниками, изгнанниками  Использование вопросительных предложений во второй строфе показывают раздумья героя
ТРОПЫ  Метафора «цепью жемчужною» помогает представить красоту облачного неба  Сравнение «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники» указывает на общее в судьбе туч и лирического героя: все они лишены родины
7 КЛАСС Система образов  Лирический герой  Художественные образы (образы героев, природы, обобщённые образы…)
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Это не сам поэт, а условный образ, от имени которого ведётся повествование в стихотворении  Какими чертами он наделён, его мысли, чувства, переживания; (что любит, что не принимает, о чём мечтает…)? Почему вы так считаете(докажите текстом)?  Лирический герой близок автору или его мысли далеки от авторской позиции (чем)?  Меняется ли лирический герой, его отношение к миру, как?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ Образы героев  их черты, мысли, чувства, переживания  внешний вид  действия, поступки  отношения с другими героями Образы природы  зачем они нужны автору?  что символизируют? Обобщённые образы  Из каких конкретных образов и описаний создаётся обобщённый образ?
8 КЛАСС Работа со средствами выразительности  Какое средство выразительности использовано?  Привести пример  Зачем автор использует данное средство? Почему именно это средство?
Изобразительно­ выразительные  средства Тропы Синтаксические  средства Эпитеты Метафоры Обращение Риторический  вопрос Метонимия Синекдоха Ряд однородных членов Сравнительный оборот Гипербола Литота Восклицатель- ные предложения Вопросительные предложения Перифраз Сравнение Вводные слова Риторическое  обращение Олицетворение Виды односос- тавных предл.
Изобразительно­ выразительные  средства Приёмы Лексические средства Градация Эпифора Синонимы Диалектные слова Антитеза Лексический повтор Антонимы Профессиона- лизмы, термины Вопросно- ответная форма Синтаксический параллелизм Омонимы Разговорные просторечные Цитирование Парцелляция Фразеологизмы Неологизмы Анафора Устаревшие слова Книжные
9 КЛАСС Целостный анализ лирического стихотворения  План анализа- это не обязательная схема, а помощник, то, от чего вы можете оттолкнуться  Обосновывать свои мысли примерами из текста  Творчество приветствуется!
ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ  1.Историко-литературный комментарий  2.Жанр  3.Тема, мотивы стихотворения  4.Идея стихотворения  5.Особенности композиции  6.Характеристика лирического героя  7.Образы  8.Строфика  9.Метрика, ритмика
 10.Звукопись (аллитерация, ассонанс)  11.Языковые средства  12.Тропы  13.Особенности синтаксиса, синтаксические средства  14.Ассоциации, символы  15.Ваше впечатление(какие сточки показались особенно важными, привлекли внимание, почему)
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ  Анализ лирического стихотворения - это серьёзная творческая работа  Анализ помогает проникнуть в мысли и чувства, выраженные поэтом