Анализ лирического стихотворения- сложная и трудоёмкая работа. Как систематизировать работу по анализу стихотворения в 5-9 классах? В презентации вы найдёте практические советы, конкретные примеры элементов анализа. В материале представлена система работы в данном направлении в5- 9 классах на уроках литературы.
АНАЛИЗ
ПОЭТИЧЕСКОГ
О ТЕКСТА
Мохотаева Н.Н., учитель
русского языка и литературы
МБОУ Гимназия № 24 г.
Архангельска
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Анализ – это такой разбор
художественного произведения,
который должен привести к
углублённому пониманию ,
прочтению, то есть к проникновению
в мысль и чувство, выраженные
художником
В центре анализа стихотворения –
образ лирического героя
СИСТЕМА
ПОДГОТОВКИ
5 класс
Элементы анализа
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
План анализа
Система образов
Работа со средствами
выразительности
Целостный анализ
стихотворения
5 КЛАСС
Лирика как жанр
Стихотворная речь, рифма, ритм
Сравнение, гипербола, эпитет,
метафора, звукопись
Композиция, тема, идея
произведения
Пейзаж, портрет
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ
Сравнение
Очередь как хвост.
Метафора
Хвост очереди.
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ
Метафора
Сравнение
Серебряная ложка
Луна как серебряная
ложка.
луны.
УПРАЖНЕНИЕ
Определите средство выразительности:
1. Широкие тени ходят по равнине, как
облака
по небу.
(Сравнение)
2. В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(Метафора)
3. Луна взошла сильно багровая и хмурая,
точно больная.
(Сравнение)
6 КЛАСС
Анализ стихотворения- это единая
работа, а не пункты плана
План анализа стихотворения
Название стихотворения, автор, история
создания
Тема, идея, особенности композиции
Настроение, ключевые слова
Система образов (в том числе
лирический герой)
Средства выразительности и их роль
Личное восприятие стихотворения
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Стихотворение А.С.
Пушкина «И.И.
Пущину», написанное в
1825 году, посвящено
лицейскому другу поэта,
который навестил его в
Михайловском в
трудные годы ссылки
ТЕМА
Стихотворение Пушкина «Зимнее
утро» относится к пейзажной
лирике и описывает солнечное
зимнее утро.
В стихотворении «Тучи»
Лермонтов поднимает тему
одиночества и свободы, хотя ,на
первый взгляд, его можно
отнести к пейзажной лирике
ИДЕЯ
В стихотворении«Зимнее
утро» поэт передаёт
восхищение, очарование
зимней природой
Главная мысль
стихотворения Пушкина
«Узник» – передать мечту о
свободе, стремление к воле
НАСТРОЕНИЕ
Стихотворение «Зимнее утро»
передаёт радость героя от
красоты утра. Это подчёркивают
эпитеты «чудесный,
великолепными, прозрачный»
Грустью и одиночеством
окрашено стихотворение «Утёс»,
поэтому ключевыми здесь будут
слова «одиноко, плачет…»
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Лирический герой стихотворения
«Зимнее утро» – человек,
любящий природу, умеющий
ценить её красоту, потому что он
подмечает малейшие изменения в
её состоянии
Лирический герой стихотворения
«Узник» хочет вырваться из
темницы на волю , он мечтает о
свободе
ОБРАЗЫ
В стихотворении «Утёс» образы
утёса и тучки символизируют
непрочность человеческих
отношений
Образы холодных, свободных
тучек в стихотворении
Лермонтова помогают лучше
понять лирического героя: ему
жаль расставаться с Родиной, с
верными друзьями
ОСОБЕННОСТИ
КОМПОЗИЦИИ
В стихотворении «Зимнее утро»
можно выделить две части,
которые противопоставлены друг
другу: описание вечерней бури и
чудесного утра
В первой строфе стихотворения
поэт обращается к тучам, во
второй – задаёт вопросы, а в
заключительной части
сравнивает себя с ними.
ТРОПЫ
В основе стихотворения «Тучи»
лежит олицетворение, потому что
поэт обращается к тучкам, как к
людям, и называет их
странниками, изгнанниками
Использование вопросительных
предложений во второй строфе
показывают раздумья героя
ТРОПЫ
Метафора «цепью
жемчужною» помогает
представить красоту
облачного неба
Сравнение «мчитесь вы,
будто как я же, изгнанники»
указывает на общее в судьбе
туч и лирического героя: все
они лишены родины
7 КЛАСС
Система образов
Лирический герой
Художественные образы
(образы героев, природы,
обобщённые образы…)
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Это не сам поэт, а условный образ, от
имени которого ведётся
повествование в стихотворении
Какими чертами он наделён, его мысли,
чувства, переживания; (что любит, что не
принимает, о чём мечтает…)? Почему вы
так считаете(докажите текстом)?
Лирический герой близок автору или его
мысли далеки от авторской позиции
(чем)?
Меняется ли лирический герой, его
отношение к миру, как?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ОБРАЗЫ
Образы героев
их черты, мысли, чувства, переживания
внешний вид
действия, поступки
отношения с другими героями
Образы природы
зачем они нужны автору?
что символизируют?
Обобщённые образы
Из каких конкретных образов и
описаний создаётся обобщённый образ?
8 КЛАСС
Работа со средствами
выразительности
Какое средство выразительности
использовано?
Привести пример
Зачем автор использует данное
средство? Почему именно это
средство?
Изобразительно
выразительные
средства
Тропы
Синтаксические
средства
Эпитеты
Метафоры
Обращение
Риторический
вопрос
Метонимия
Синекдоха
Ряд однородных
членов
Сравнительный
оборот
Гипербола
Литота
Восклицатель-
ные предложения
Вопросительные
предложения
Перифраз
Сравнение
Вводные слова
Риторическое
обращение
Олицетворение
Виды односос-
тавных предл.
Изобразительно
выразительные
средства
Приёмы
Лексические
средства
Градация
Эпифора
Синонимы
Диалектные слова
Антитеза
Лексический
повтор
Антонимы
Профессиона-
лизмы, термины
Вопросно-
ответная форма
Синтаксический
параллелизм
Омонимы
Разговорные
просторечные
Цитирование
Парцелляция
Фразеологизмы
Неологизмы
Анафора
Устаревшие слова
Книжные
9 КЛАСС
Целостный анализ лирического
стихотворения
План анализа- это не обязательная
схема, а помощник, то, от чего вы
можете оттолкнуться
Обосновывать свои мысли примерами
из текста
Творчество приветствуется!
ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО
СТИХОТВОРЕНИЯ
1.Историко-литературный
комментарий
2.Жанр
3.Тема, мотивы стихотворения
4.Идея стихотворения
5.Особенности композиции
6.Характеристика лирического героя
7.Образы
8.Строфика
9.Метрика, ритмика
10.Звукопись (аллитерация, ассонанс)
11.Языковые средства
12.Тропы
13.Особенности синтаксиса,
синтаксические средства
14.Ассоциации, символы
15.Ваше впечатление(какие сточки
показались особенно важными,
привлекли внимание, почему)
ОСОБЕННОСТИ
ЛИРИКИ
Анализ лирического
стихотворения - это
серьёзная творческая
работа
Анализ помогает проникнуть в
мысли и чувства,
выраженные поэтом