Задание «Белой шляпы»
1. Как зовут главного героя былины?
2. Назовите город, в котором жил Садко. Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно
3. Почему Садко отправился к Ильмень-озеру?
4. Сколько раз ходил главный герой к озеру?
5. Что произошло на 3 день? За что наградил морской царь Садко?
6. Что посоветовал царь САДКО в благодарность за «игру нежную?» Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно
7. Сколько кораблей построил Садко для путешествия за море, в Золотую Орду?
8. Какое событие резко изменило жизнь Садко?
9. Чем закончилось путешествие героя?
10. Объясните значение устаревших слов
гУсли ярОвчатые –
гОсть –
крАсный товАр –
11. Назовите 1 ключевое слово (о ком мы говорили?)
Задание «Жёлтой шляпы»
1. Чем занимался Садко до первой встречи с морским царём? Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно
2. Как характеризует главного героя то, что он играл славно на гуслях?
3. Какие черты характера позволяют Садко пригласить на пир мужиков и настоятелей новгородских Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно
4. Что не пожалел главный герой в дань морскому царю?
5. Каким качеством обладал гусляр, если отдал белое серебро и красное золото?
6. Для чего Садко принесли чернильницу, перо лебединое и лист гербовый? Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно
7. Почему оставил завещание главный герой?
8. Объясните значение устаревших слов
Биться об заклад –
тОня –
БарЫш –
8. Назовите одну (главную) черту характера Садко (имя прилагательное)
Задание «Чёрной шляпы»
1. Почему Садко соглашается прислушаться к совету морского царя и обмануть купцов о том, что водится рыба-золоты перья?
2. Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно, как ведёт себя главный герой в Новгороде после встречи с морским царем? Как характеризует его это описание?
3. С какой целью Садко пытался скупить все товары в лавках Новгорода? Удалось ли ему это сделать и почему?
4. Для чего Садко три дня распускал дружину хоробрую? Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно
5. Объясните значение устаревших слов
Казна не тОщится –
Казна не нОсится –
ГостИный ряд –
6. Назовите основную черту характера, которую вы осуждаете в Садко (одно прилагательное)
Задание «Красной шляпы»
1. Почему Садко трижды на пожалел богатства для морского царя?
Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно
2. Как вы считаете, ради кого он это сделал? Кто дома ждал Садко?
3. Почему Садко не стал умолять морского царя о пощаде? Почему именно Садко решается отправиться на дно морское? Найдите строки в тексте и прочитайте выразительно
4. Что вы почувствовали, когда читали этот отрывок?
5. Можно ли сделать вывод о том, что Садко переживает за своих ближних?
6. Почему в начале былины он не обладал этими качествами?
7. Можно ли сказать, что герой способен пожертвовать своей жизнью ради спасения окружающих?
8. Объясните значение устаревших слов
Корабли черлЁные –
Бочка сорокОвка –
Жеребий вольжаный –
9. Опишите три поступка, которые характеризуют Садко (три глагола)
Выступление «Зелёной шляпы» (ответы детей, подписываю)
1. В чём сходство Былины «Садко» и русской народной сказки?
2. В чём различие?
3. Назовите художественные особенности былины Садко (повторы, постоянные эпитеты, гипербола)
4. Приведите примеры художественных средств из текста
5. Измените конец былины. Сочините так, чтобы был счастливый финал.
6. Объясните значение устаревших слов
ВальЯжный –
гЕрбовая бумага –
шпенЁчки –
7. Назовите фразу из 4 слов, характеризующую Садко
Задание «Синей шляпы»
Поразмышляйте: влияет ли на судьбу человека выбранное имя при его рождении, или человек сам может повлиять на свою судьбу?
1. Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать?
2. Определите по словарю, как переводятся имя Садко?
3. Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда героя нарекли именем?
5. Кто в итоге для вас Садко? (одно существительное)
- Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образы героев с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получились целостные образы героев
(на доске записан синквейн)
Чтобы лучше усвоить тему урока, предлагаю ответить на вопросы интерактивного теста (отвечают)
Кто ответил на все вопросы теста верно?
Кто допустил ошибку? (фронтально корректирую ошибки, допущенные в тесте)
Назовите тему урока.
– В чем ценность былин?
– Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?
Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Римский-Корсаков; «Три богатыря» – В. Васнецов).
Умный, сильный наш
народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
??????
Сели в ряд богатыри на
Ай один стоит-то на
честном пиру,
приступочке.
Для кого взял во крепки
Кому славу петь? Кого
руки гусельки?
величать?
Он расскажет нам о морском
царе да о Новгороде
Тема урока
Былина
«Садко»
Цели урока
Продолжить…
Знать …
Выявить …
Цели урока
Продолжить
художественные
особенности былин
знакомство с былинами
Знать композицию
былин
Выявить
Назовите основные циклы былин.
В чём особенность киевских былин?
В чём своеобразие новгородских былин?
К какому циклу относится
былина «Садко»?
Назовите композицию
былины
Кто был исполнителем
былин?
Исполнители былин –
СКАЗИТЕЛИ
Прототип Садко?
1171
Удивительно,
но в летописях
Новгорода от
г.говорится,
что некий
в 1167 г.
Заложил
церковь в
Сотко Сытинич
честь святого…
Славный Нове - град
Один из древнейших русских городов,
впервые упомянут в летописи в VI в.
А. М. Васнецов. Новгородский торг
Господин Великий Новгород
Новгород Великий — один из древнейших русских
городов, расположенный неподалеку от озера Ильмень,
на реке Волхов, вытекающей из Ильменя и впадающей в
Ладожское озеро.
Крупный торговый и ремесленный центр, стоял на
пересечении двух важнейших торговых путей — "из
варяг в греки"
и Волго-Балтийского пути
Ваше отношение
к Садко
Надеть свою
мыслительную шляпу
- «призадуматься,
поразмыслить»
Эдуард
Боно
«Белая шляпа объективного
наблюдателя»
Цвет белого, холодного снега.
Без эмоций изложенные цифры,
факты и объективная
информация. Включение цитат
«Жёлтая шляпа оптимиста»
Солнечный свет, оптимизм,
позитивный взгляд на вещи. Что
положительного?
«Чёрная шляпа пессимиста»
Негативный взгляд на вещи.
Выявление причины
противоречий,
недостатков, проблем, неудач
«красная шляпа эмоционального
наблюдателя»
Чувства и эмоции, предчувствия
и интуиция
«Зелёная шляпа - творческая»
новых
Поиск
изученном материале.
можно сделать иначе?
граней
в
Что
«Синяя шляпа
философа»
Поиск обобщающих
параллелей, общие выводы,
размышления по теме
Итог урока
Сегодня на уроке
…
Сравнили …
Советую …
Приложение
Задания для групп
https://dropmefiles.com/XTnNH