Презентация по литературе "Лирика Н. А. Некрасова" 10 класс

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 08.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации: Данную презентацию можно провести на втором занятии в системе уроков по творчеству Н. А. Некрасова после знакомства с его биографией. В работе систематизирован материал по лирике поэта. Учащиеся увидят разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, почувствуют её настроение. На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание – донести  свое  слово  до  народа, содействовать пробуждению его самосознания.
Иконка файла материала Николай Алексеевич Некрасов.pptx
Лирика Н. А. Некрасова Презентация к уроку литературы в 10 классе Методические рекомендации: Данную презентацию можно провести  на втором  занятии в  системе уроков  по творчеству  Н. А. Некрасова после  знакомства с его биографией. В работе систематизирован  материал  по лирике поэта.   Учащиеся  увидят   разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем,  жанров,  почувствуют её настроение. На протяжении всего творческого пути у Некрасова было  одно желание – донести  свое  слово  до  народа,  содействовать пробуждению его самосознания.        Подготовила преподаватель русского языка и литературы Карлюк Л. Н.                                                                              г. Барнаул
Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1878
Основные темы лирики Некрасова 1. Главная тема – народ Отношение к русскому народу у поэта неоднозначное. С одной стороны, Некрасов с уважением и восхищением говорит о его замечательных качествах: находчивости, удали, энергии. С другой стороны, народная поэзия Некрасова – это картины тяжёлого, подневольного крестьянского труда, мужицкого горя, безысходности. Некрасов раскрыл психологию крестьян, показал богатство их чувств и переживаний, указал на ценость личности крестьянина.
2. Патриотическая и гражданская лирика. Тема природы. «Родина», «На Волге», «Поэт и гражданин», «Внимая ужасам войны», «Сеятелям», «Памяти Добролюбова», «Деревенские новости», «Надрывается сердце от муки..», «Что ни год – уменьшаются силы», поэма «Русские женщины». Лирический герой этих стихотворений выступает как передовой человек, гражданин, выразитель народных интересов.
3. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества. «Элегия», «Пророк», «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Тот не поэт», «Поэт и гражданин», «Замолкни, муза мести и печали», «Праздник жизни». Роль поэта – служение народу, защита интересов угнетённого русского крестьянства. Муза Некрасова – страдающая, сочувствующая народу, протестующая, зовущая к борьбе за освобождение, воспевающая народ.
4. Философская лирика. «Я сегодня так грустно настроен», «Рыцарь на час». В стихотворениях звучат философские раздумья о судьбе народа своей страны, о смысле жизни и о назначении в ней человека, о людях, приносящих себя в жертву во имя идей социальной справедливости.
 5. Лирика любви и дружбы. «Ты всегда хороша несравненно», «Тяжёлый крест достался ей на долю», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди». «Застенчивость», «Гадающая невеста», «Еду ли ночью по улице тёмной…».  Любовная лирика своеобразна. Предшественники Некрасова изображали это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов любовь и поэтизирует, и в то же время показывает «прозу», которая, по его мнению, неизбежна в любви. В лирике Некрасова возлюбленная поэта – это не только объект обожания и поклонения, это ещё и друг, единомышленник. Любовь в стихах Некрасова согревает, помогает выжить в жестоком мире.
«ЭЛЕГИЯ» Что даёт основание называть это стихотворение пушкинским? Почему Некрасов выбрал жанр элегии? Какие вопросы составляют предмет размышления и переживаний автора? Почему в стихотворении так много вопросов? Есть ли на них ответы? Прочитайте стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…», сопоставьте с «Элегией». В чём сходство и различие этих стихотворений?
«ЭЛЕГИЯ» (1874г.) По своему содержанию это стихотворение отличается от других: в нём на смену острому переживанию за чужую боль, сочувствию ко всему народу пришло обобщающее раздумье. В «Элегии» Некрасов уходит от непосредственного описания «страданий народных», чтобы с большой силой подтвердить правоту поэзии, посвятившей себя
Панаевский цикл Авдотья Яковлевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет (с 1850-го года). Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты жизни лирических героев.
“Панаевский цикл” — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких- то конкретных деталей и намёков. Новаторство любовной лирики Некрасова состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение
«Кому на Руси жить хорошо» Жанр – эпическая поэма Форма - путешествие Композиция: Пролог I часть. 1. Поп 2. Сельская ярмонка 3. Пьяная ночь 4. Счастливые 5. Помещик II часть. Последыш III часть. Крестьянка IVчасть. Пир на весь мир