Презентация по литературе на тему "А.С.Пушкин. Повесть "Метель" (9 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 28.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный ресурс содержит материал для анализа произведения "Метель"А.С.Пушкина и обучающий тест из 20 заданий, который имеет дополнительную информацию, цитаты из произведения, что способствует глубокому изучению текстового материала и проблем повести. Тестовые задания отличаются и по структуре, и по сложности. поэтому, готовясь к уроку, учитель можете выбирать нужные задания согласно цели урока. Удачи!
Иконка файла материала Повесть Метель А.С.Пушкина.pptx
А.С.Пушкин ПОВЕСТЬ «МЕТЕЛЬ» ПОВЕСТЬ «МЕТЕЛЬ»
В чём видел задачу прозы А.С.Пушкин? А.С.Пушкин видел задачу прозы в том, чтобы «… изъяснять просто вещи самые обыкновенные»
Словарная работа Объясните значение данных слов и словосочетаний, встречающихся в повести «Метель». При толковании обращайтесь к тексту произведения, а в случае необходимости к толковому словарю.  вещий сон;  гласить;  сетовать;  капот;  бранный воздух;  притязание;  романтическое воображение;  заговор.
Что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений сил; серьёзное разногласие, острый спор. (Словарь русского языка) Конфликт в литературе – противоборство характеров, идей, настроений в художественном роизведении. (Краткая литературная энциклопедия) Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. (А.Богуславский// Словарь литературоведческих терминов)
 О чём повесть? Только ли о любви?
Проблематика повести  Проблема человеческого счастья.  Проблема верности;    Проблема превратности судьбы (В жизни может произойти  то, что, кажется абсолютно невозможным, главное, верить и ждать, не бояться загадывать самое невероятное.)
 В каждой части повести есть центральный персонаж. Что мы узнаём: о Марье Гавриловне? О Владимире? О Бурмине?  Чей образ объединяет все события повести?
Владимир «Само по себе разумеется, что молодой человек пылал … страстию и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нём и думать…» Наконец влюблённые Марья Гавриловна и Владимир Николаевич решают тайно повенчаться. По ошибке Марью в церкви венчают с незнакомым мужчиной.
Критики о Владимире Узнав об этом странном венчании, Владимир впадает в отчаяние, «падает духом, запирается дома, не делает никакой попытки объясниться со своей героиней, в сущности ни в чём неповинной, не делает никакого усилия, чтобы повидаться с ней, почти умирающей». (А.Искозь, статья «Метель» в «Собрании сочинений А.С.Пушкина»,
Смерть Владимира Владимир «сам почти сходит с ума» от отчаяния и «кончает тем, что уезжает в армию, чтобы умереть где- нибудь на поле брани, как умирают все романтические герои». Оказавшись на войне 1812 года, Владимир участвует в Бородинском сражении, получает тяжёлое ранение и вскоре умирает в Москве, «накануне вступления французов».
Марья Гавриловна Когда Марья Гавриловна встретилась с Владимиром, ей было всего лишь 17 лет. После смерти возлюбленного, она три года тоскует по нему и не смотрит на других женихов. Гаврила Гаврилович вскоре «скончался, оставив её наследницей всего имения..». Теперь Марья Гавриловна – богатая невеста.
Бурмин и Марья Гавриловна Переехав в другое имение, Марья Гавриловна знакомиться с офицером Бурминым. Вскоре он признаётся ей в любви. Кроме того, он рассказывает Марье Гавриловне о своём «странном венчании» с незнакомкой. Девушка понимает, что тот незнакомый ей человек, с которым она была обвенчана в метель и есть Бурмин. «Боже мой! Боже мой! - сказала Марья
 Как вы думаете, почему о событиях, произошедших ночью в церкви, рассказывается только в конце повести?
 В чём смысл названия повести?
ОБУЧАЮЩ ИЙ ТЕСТ
Вопрос №1  Отец героини, хозяин поместья Ненарадово, славился во всей округе: а)гостеприимством и радушием; б)богатством, знатным родом и связями; В)суровостью характера и буйным нравом.
Вопрос №2  Героиня повести, Марья Гавриловна, «стройная бледная и семнадцатилетняя девица», считавшаяся богатой невестой, была воспитана: а) в английском духе; б) на французских романах; в) русской няней и совершенно в народном духе.
Вопрос №3  Основываясь на особенностях воспитания барышни, автор делает вывод, что героиня была: а) разочарована в любви, но полна желания выйти замуж, тем самым вырваться из-под родительской опеки; б) влюблена; в) полна ожиданием любви, необыкновенной и возвышенной.
Вопрос №4  Предметом ее мечтаний был Владимир: а) поэт, недавно закончивший университет в Германии и вернувшийся в родное поместье; б) заезжий столичный франт, гостивший у приятеля; в) бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне.
Вопрос №5 «Само по себе разумеется, что молодой человек __». а) Пылал равною страстию; б) был равнодушен; в) был достаточно расчетлив, чтобы изобразить ответное чувство.
Вопрос №6  Родители Маши: а) одобрили ее выбор; б) запретили и думать о Владимире; в) не принимали всерьез ее чувство.
Вопрос №7  Молодые люди: а) были в переписке, но не имели возможности видеться; б) часто встречались в гостях у общих знакомых; в) были в переписке, и, до наступления зимы, всякий день виделись наедине.
Вопрос №8  Какая «счастливая мысль пришла в голову молодому человеку и... весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны»? а) Тайно венчаться и уехать за границу. б) Тайно венчаться, скрываться недолго и броситься потом к ногам родителей. в) Уехать в Петербург, там венчаться и ждать родительского прощения.
Вопрос №9 «Накануне решительного дня Марья Гаврилов на не спала всю ночь...» Она: а) гадала о своей судьбе; б) укладывала вещи, написала письма подруге и родителям; в) описав свои переживания в дневнике, бродила по родному дому, прощаясь с ним.
Вопрос №10  «Мысль, что уже в последний раз провожает она день посреди своего семейства, стесняла ее сердце. Она была чуть жива; она втайне прощалась со все ми особами, со всеми предметами, ее окружавшими». Придя в свою комнату, Mania: а) разрыдалась; б) принялась было писать письмо Владимиру, в котором объявляла, что не может оставить родителей, но порвала его, не закончив; в) долго разыгравшуюся метель. смотрела в окно на
Вопрос №11 «...Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею». Владимир: а) заблудился; б) вынужден был вернуться домой; в) был ранен перевернувшимися санями.
Вопрос №12 Когда Владимир добрался до места, церковь была заперта и тройки на дворе не было. Его ожидало ужасное известие: а) Маша отказалась от побега; б) их замысел был раскрыт и Машу заперли дома; в) Маша по ошибке была обвенчана с другим.
Вопрос №13  После ночного происшествия Маша: а) вернулась в родительский дом и продолжала жить как прежде; б) вернулась домой, но вскоре слегла в горячке и две недели была при смерти; в) попросила родителей отпустить ее в монастырь.
Вопрос №14  Считая причиною Машиной болезни любовь к Владимиру, родители решили: а) дать согласие на их брак; б) отправить ее в Москву к дальней родственнице; в) позволить ей уйти в монастырь.
Вопрос №15  «...Владимир уехал в армию. Это было в 1812 году». Какова была его дальнейшая судьба? а) Он отличился и был тяжело ранен, долго лечился и уехал за границу. б) Он отважно воевал, сделал блестящую армейскую карьеру. в) Он отличился и был тяжело ранен под Бородиным, умер от ран в Москве, накануне вступления французов.
Вопрос №16 «...Гаврила Гаврилович скончался, оставя ее [Машу] наследницей всего имения. Но наследство не утешило ее...» Маша с матерью переехали в ***ское поместье. Они так поступили, потому что: а) дела требовали постоянного внимания; б) старое поместье было местом печальных воспоминаний; в) Маша не могла видеть свидетелей несостоявшегося венчания с Владимиром.
Вопрос №17  «...Несмотря на ее холодность, Марья Гавриловна все по-прежнему окружена была искателями. Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию...» Маша «очень его отличала», прежде всего потому, что: а) появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и любовнику во фраке плохо было в его соседстве; б) он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый; в) Бурмин был таинственно молчалив, что-то удерживало его от признания.
Вопрос №18  Бурмину было 26 лет. То, что он был уже полковником: а) случай необыкновенный для России того времени, это говорит о его необычайной храбрости; б) вполне обычная ситуация для русской армии после 1812 г.; в) в России в начале XIX в. многие дворяне получали воинское звание еще во младенчестве, поэтому к моменту реального начала службы были уже в больших чинах.
Вопрос №19  «— Я женат, — продолжал Бурмин, — я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда- нибудь!» Рассказав Маше о своем странном венчании, Бурмин назвал свой поступок: а) злой шуткой; б) преступной проказой; в) глупой шалостью.
Вопрос №20 «— Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и». а) Бросился к ее ногам; б) закрыл лицо руками; в) поспешно вышел.
Взаимопроверка! №1 - А №2 - Б №3 - Б №4 - В №5 - А №6 - Б №7 - В №8 - Б №9 - Б №10 - А №11 - А №12 - В №13 - Б №14 - А №15 - В №16 - Б №17 - В №18 - Б №19 - Б №20 - А
Использованная литература: 1. Литература: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. М.: «Русское слово», 2011 2. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература 19 века. 10 класс» под редакцией А.Н.Архангельского, М.: «Дрофа», 2006 http://photo.qip.ru/photo/dinka2009/200682131/large/211778938.j pg к повести «Барышня-крестьянка» http://audiohrestomatiya.ru/a_img/works/238_2.jpg - Сильвио http://pushkin.ellink.ru/museum/exh/exh16/images/belk8.jpg- Самсон Вырин Шаблон выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, 2016 год http://nizrp.narod.ru/pics/ill8.jpg- Дуня у постели Минского