Данный ресурс содержит материал для анализа произведения "Метель"А.С.Пушкина и обучающий тест из 20 заданий, который имеет дополнительную информацию, цитаты из произведения, что способствует глубокому изучению текстового материала и проблем повести. Тестовые задания отличаются и по структуре, и по сложности. поэтому, готовясь к уроку, учитель можете выбирать нужные задания согласно цели урока. Удачи!
А.С.Пушкин
ПОВЕСТЬ «МЕТЕЛЬ»
ПОВЕСТЬ «МЕТЕЛЬ»
В чём видел
задачу прозы
А.С.Пушкин?
А.С.Пушкин видел
задачу прозы в том,
чтобы «… изъяснять
просто вещи самые
обыкновенные»
Словарная работа
Объясните значение данных слов и
словосочетаний, встречающихся в повести
«Метель». При толковании обращайтесь к
тексту произведения, а в случае
необходимости к толковому словарю.
вещий сон;
гласить;
сетовать;
капот;
бранный воздух;
притязание;
романтическое
воображение;
заговор.
Что такое конфликт?
Конфликт – это столкновение
противоположных сторон, мнений сил;
серьёзное разногласие, острый спор. (Словарь
русского языка)
Конфликт в литературе – противоборство
характеров, идей, настроений в
художественном роизведении. (Краткая
литературная энциклопедия)
Конфликт – столкновение, борьба, на которых
построено развитие сюжета в художественном
произведении. (А.Богуславский// Словарь
литературоведческих терминов)
О чём
повесть?
Только ли о
любви?
Проблематика повести
Проблема человеческого
счастья.
Проблема верности;
Проблема превратности
судьбы
(В жизни может произойти
то, что, кажется абсолютно
невозможным, главное,
верить и ждать, не бояться
загадывать самое
невероятное.)
В каждой части повести
есть центральный персонаж.
Что мы узнаём: о Марье
Гавриловне? О Владимире? О
Бурмине?
Чей образ объединяет все
события повести?
Владимир
«Само по себе разумеется,
что молодой человек
пылал … страстию и что
родители его любезной,
заметя их взаимную
склонность, запретили
дочери о нём и думать…»
Наконец влюблённые
Марья Гавриловна и
Владимир Николаевич
решают тайно
повенчаться.
По ошибке Марью в церкви
венчают с незнакомым
мужчиной.
Критики о
Владимире
Узнав об этом странном
венчании, Владимир
впадает в отчаяние,
«падает духом,
запирается дома, не
делает никакой попытки
объясниться со своей
героиней, в сущности ни в
чём неповинной, не
делает никакого усилия,
чтобы повидаться с ней,
почти умирающей».
(А.Искозь, статья
«Метель» в «Собрании
сочинений А.С.Пушкина»,
Смерть Владимира
Владимир «сам почти сходит
с ума» от отчаяния и
«кончает тем, что уезжает в
армию, чтобы умереть где-
нибудь на поле брани, как
умирают все романтические
герои».
Оказавшись на войне 1812
года, Владимир участвует
в Бородинском сражении,
получает тяжёлое
ранение и вскоре умирает
в Москве, «накануне
вступления французов».
Марья Гавриловна
Когда Марья Гавриловна
встретилась с
Владимиром, ей было
всего лишь 17 лет. После
смерти возлюбленного,
она три года тоскует по
нему и не смотрит на
других женихов.
Гаврила Гаврилович
вскоре «скончался,
оставив её наследницей
всего имения..». Теперь
Марья Гавриловна –
богатая невеста.
Бурмин и
Марья Гавриловна
Переехав в другое имение,
Марья Гавриловна
знакомиться с офицером
Бурминым. Вскоре он
признаётся ей в любви.
Кроме того, он
рассказывает Марье
Гавриловне о своём
«странном венчании» с
незнакомкой. Девушка
понимает, что тот
незнакомый ей человек, с
которым она была
обвенчана в метель и есть
Бурмин. «Боже мой! Боже
мой! - сказала Марья
Как вы думаете,
почему о событиях,
произошедших
ночью в церкви,
рассказывается
только в конце
повести?
В чём смысл
названия повести?
Вопрос
№1
Отец героини, хозяин
поместья Ненарадово,
славился во всей округе:
а)гостеприимством и радушием;
б)богатством, знатным родом и
связями;
В)суровостью характера и буйным
нравом.
Вопрос
№2
Героиня повести, Марья
Гавриловна, «стройная бледная
и семнадцатилетняя девица»,
считавшаяся богатой невестой,
была воспитана:
а) в английском духе;
б) на французских романах;
в) русской няней и совершенно в
народном духе.
Вопрос
№3
Основываясь на особенностях
воспитания барышни, автор
делает вывод, что героиня
была:
а) разочарована в любви, но полна
желания выйти замуж, тем самым
вырваться из-под родительской
опеки;
б) влюблена;
в) полна ожиданием любви,
необыкновенной и возвышенной.
Вопрос
№4
Предметом ее мечтаний был
Владимир:
а) поэт, недавно закончивший
университет в Германии и
вернувшийся в родное поместье;
б) заезжий столичный франт,
гостивший у приятеля;
в) бедный армейский
прапорщик, находившийся в
отпуску в своей деревне.
Вопрос
№5
«Само по себе разумеется,
что молодой человек __».
а) Пылал равною страстию;
б) был равнодушен;
в) был достаточно расчетлив,
чтобы изобразить ответное
чувство.
Вопрос
№6
Родители Маши:
а) одобрили ее выбор;
б) запретили и думать о Владимире;
в) не принимали всерьез ее чувство.
Вопрос
№7
Молодые люди:
а) были в переписке, но не
имели возможности видеться;
б) часто встречались в гостях у
общих знакомых;
в) были в переписке, и, до
наступления зимы, всякий
день виделись наедине.
Вопрос
№8
Какая «счастливая мысль
пришла в голову молодому
человеку и... весьма
понравилась романтическому
воображению Марьи
Гавриловны»?
а) Тайно венчаться и уехать за
границу.
б) Тайно венчаться, скрываться
недолго и броситься потом к
ногам родителей.
в) Уехать в Петербург, там
венчаться и ждать родительского
прощения.
Вопрос
№9
«Накануне решительного дня
Марья Гаврилов на не спала
всю ночь...» Она:
а) гадала о своей судьбе;
б) укладывала вещи, написала
письма подруге и родителям;
в) описав свои переживания в
дневнике, бродила по родному
дому, прощаясь с ним.
Вопрос
№10
«Мысль, что уже в последний
раз провожает она день посреди
своего семейства, стесняла ее
сердце. Она была чуть жива; она
втайне прощалась со все ми
особами, со всеми предметами, ее
окружавшими». Придя в свою
комнату, Mania:
а) разрыдалась;
б) принялась было писать письмо
Владимиру, в котором объявляла, что
не может оставить родителей, но
порвала его, не закончив;
в) долго
разыгравшуюся метель.
смотрела в окно на
Вопрос
№11
«...Едва Владимир выехал за
околицу в поле, как
поднялся ветер и сделалась
такая метель, что он ничего не
видел. В одну минуту дорогу
занесло, окрестность исчезла
во мгле мутной и желтоватой,
сквозь которую летели белые
хлопья снегу; небо слилося с
землею». Владимир:
а) заблудился;
б) вынужден был вернуться
домой;
в) был ранен перевернувшимися
санями.
Вопрос
№12
Когда Владимир добрался до
места, церковь была заперта и
тройки на дворе не было. Его
ожидало ужасное известие:
а) Маша отказалась от побега;
б) их замысел был раскрыт и
Машу
заперли дома;
в) Маша по ошибке была
обвенчана с другим.
Вопрос
№13
После ночного
происшествия Маша:
а) вернулась в родительский дом
и продолжала жить как прежде;
б) вернулась домой, но вскоре
слегла в горячке и две недели
была при смерти;
в) попросила родителей
отпустить ее в монастырь.
Вопрос
№14
Считая причиною
Машиной болезни любовь к
Владимиру, родители
решили:
а) дать согласие на их брак;
б) отправить ее в Москву к
дальней родственнице;
в) позволить ей уйти в
монастырь.
Вопрос
№15
«...Владимир уехал в армию.
Это было в 1812 году». Какова
была его дальнейшая судьба?
а) Он отличился и был тяжело
ранен, долго лечился и уехал за
границу.
б) Он отважно воевал, сделал
блестящую армейскую карьеру.
в) Он отличился и был тяжело
ранен под Бородиным, умер от ран
в Москве, накануне вступления
французов.
Вопрос
№16
«...Гаврила Гаврилович
скончался, оставя ее [Машу]
наследницей всего имения. Но
наследство не утешило ее...»
Маша с матерью переехали в
***ское поместье. Они так
поступили, потому что:
а) дела требовали постоянного
внимания;
б) старое поместье было местом
печальных воспоминаний;
в) Маша не могла видеть
свидетелей несостоявшегося
венчания с Владимиром.
Вопрос
№17
«...Несмотря на ее холодность,
Марья Гавриловна все по-прежнему
окружена была искателями. Но все
должны были отступить, когда явился
в ее замке раненый гусарский
полковник Бурмин, с Георгием в
петлице и с интересной бледностию...»
Маша «очень его отличала», прежде
всего потому, что:
а) появление в сих местах офицера было
для него настоящим торжеством, и
любовнику во фраке плохо было в его
соседстве;
б) он имел именно тот ум, который
нравится женщинам: ум приличия и
наблюдения, безо всяких притязаний и
беспечно насмешливый;
в) Бурмин был таинственно молчалив,
что-то
удерживало его от признания.
Вопрос
№18
Бурмину было 26 лет. То, что
он был уже полковником:
а) случай необыкновенный для
России того времени, это говорит
о его необычайной храбрости;
б) вполне обычная ситуация для
русской армии после 1812 г.;
в) в России в начале XIX в. многие
дворяне получали воинское
звание еще во младенчестве,
поэтому к моменту реального
начала службы были уже в
больших чинах.
Вопрос
№19
«— Я женат, — продолжал
Бурмин, — я женат уже
четвертый год и не знаю, кто
моя жена, и где она, и должен
ли свидеться с нею когда-
нибудь!» Рассказав Маше о
своем странном венчании,
Бурмин назвал свой поступок:
а) злой шуткой;
б) преступной
проказой;
в) глупой шалостью.
Вопрос
№20
«— Боже мой, Боже мой! —
сказала Марья Гавриловна,
схватив его руку, — так это
были вы! И вы не узнаете
меня? Бурмин побледнел...
и».
а) Бросился к ее ногам;
б) закрыл лицо руками;
в) поспешно вышел.
Взаимопроверка!
№1 - А
№2 - Б
№3 - Б
№4 - В
№5 - А
№6 - Б
№7 - В
№8 - Б
№9 - Б
№10 -
А
№11 - А
№12 - В
№13 - Б
№14 - А
№15 - В
№16 - Б
№17 - В
№18 - Б
№19 - Б
№20 - А
Использованная литература:
1. Литература: учебное пособие для 9 класса
общеобразовательных учреждений в 2 ч. Г.С.Меркин,
Б.Г.Меркин. М.: «Русское слово», 2011
2. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература 19
века. 10 класс» под редакцией А.Н.Архангельского,
М.: «Дрофа», 2006
http://photo.qip.ru/photo/dinka2009/200682131/large/211778938.j
pg
к повести «Барышня-крестьянка»
http://audiohrestomatiya.ru/a_img/works/238_2.jpg - Сильвио
http://pushkin.ellink.ru/museum/exh/exh16/images/belk8.jpg-
Самсон Вырин
Шаблон выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель
русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ»
Павловского района Алтайского края, 2016 год
http://nizrp.narod.ru/pics/ill8.jpg- Дуня у постели Минского