Цель урока: знакомство с творческой манерой писателя; углубление навыков анализа текста; знакомство с историей возникновения кукол; роль игрушек в жизни детей и их отношение к игрушкам; вызвать интерес у учащихся к литературе, чтению; развивать умения сопоставлять и сравнивать
отдельные отрывки.
ЕВГЕНИЙ
ИВАНОВИЧ
НОСОВ
1925 – 2002
Цель
урока:
• знакомство с творческой манерой писателя;
• углубление навыков анализа текста;
• знакомство с историей возникновения кукол;
• роль игрушек в жизни детей и их отношение к
игрушкам;
• вызвать интерес у учащихся к литературе,
чтению;
• развивать умения сопоставлять и сравнивать
отдельные отрывки.
…Он освещает проблемы,
существенно важные для
Родины,
волнующие
народ: о судьбе деревни, о
социальной
справедливости… о том,
как жить и что делать…»
И.
Баскевич
Вопросы по биографии и
творчеству Е.Носова
• Сколько лет было Е.Носову, когда он стал
противотанковым артиллеристом?
• Какие события происходили в городе во
время Великой Отечественной войны?
(битва за курскую дугу)
• Кем и где работает писатель после
окончания школы?
• Какова главная тема его творчества?
Работа по рассказу «Кукла».
• Игрушки- приятное
воспоминание раннего детства
каждого из нас. Давайте
сегодня погрузимся в мир
детства, поговорим о наших
любимых игрушках.
Какую роль они играют в
вашей жизни и в жизни
каждого человека?
•
Возникновении игрушек, кукол.
• Первые куклы появились в глубокой древности. Самым старым
•
•
египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек,
украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных
или глиняных бус. Такие куклы обнаружены в древних египетских
гробницах. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди
боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.
В одном африканском племени мастерили кукол из священного
дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Это был своего
рода талисман. Для мальчиков кукла была без украшений, только копье
в руках, чтобы ее обладатель вырос отважным воином и охотником. Чем
тверже кусок дерева, их которого вырезана кукла, тем отважнее,
считалось, будет тот, кто с ней играет.
Куклы же для девочек были куда сложнее. Каждая их деталь имела
свой символический смысл. Цвет, преобладающий в связке бус,
показывал месяц рождения юной хозяйки. По числу ракушек можно было
узнать, сколько овец и коз хотел бы получить отец от будущего зятя.
Родители верили, что чем красивее кукла, тем привлекательнее вырастет
ее владелица.
• Французские куклы уже с 15 века стали
законодательницами игрушечной моды
и стоили безумно дорого. Для них,
как и теперь для Барби, делали
целые кукольные дома с полной
обстановкой. И не какойто
пластмассы, а из ценного красного
дерева, посуду из серебра и
фарфора. Все это хранилось в
доме и передавалось по наследству
от матери дочери.
• Впервые десятилетия 20 века в каждой крестьянской семье
распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Что
удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет.
Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо,
перевязывали льняной ниткой и вот готова простейшая кукла. Теперь
ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо
волосяную косу. Ребенок не только играл ими, но и стремился
повторить, сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к
творчеству – вот одно из главных достоинств крестьянской игрушки. С
пяти шести лет создавали самодельные игрушки, которые поражали
разнообразием. В народе замечали, что когда дети много и усердно
играют в куклы – будет в семье прибыль. Если же обращались
небрежно с игрушками – быть в доме беде. Кукле отводили важную
роль: она была символом продолжения рода, и игры в куклы
поощрялись.
В старину часто «бывало» кукла на свадьбе, украшала свадебное
печенье «пряницу» и за шумным свадебным столом нарядно убранная,
с алой лентой в кудельной косе, была сама «девья коса».
Отрывок из произведения зарубежного,
французского писателя В.Гюго «Козетта»
«…В первом ряду витрины на самом видном месте, на
фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу в
два фута, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми
колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми
глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая
прохожих не старше десяти лет… Козетта… не могла
удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, н эту
«даму»,как она называла ее. Бедное дитя замерло на месте…
Лавочка показалась ей дворцом, а кукла – сказочным
видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье,
возникшее… перед маленьким жалким существом… Она
говорила себе, что надо королевой или по меньшей мере
принцессой, чтобы играть с такой «вещью». Она любовалась
чудесным розовым платьем, роскошными блестящими
волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!..» Ей
казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы
поменьше, и ей представлялось,что это феи и ангелы…
Торговец… казался ей чуть ли не самим богом». «Счастье
поиграть куклой было редким для нее – оно таило в себе
неистовство желания» (В.Гюго).
•
Беседа по данному отрывку.
Как автор показывает куклу?
Автор в первую очередь обращает
внимание на размер куклы: огромная,
вышиной в два фута. В описании
внешности писатель выделяет глаза,
лицо, волосы, платье: «эмалевые
глаза, роскошные блестящие волосы,
с золотыми колосьями на голове,
розовое креповое платье».Трепетное
отношение девочки к кукле
показывает, что это первая настоящая
кукла в ее жизни. Козетта
чувствовала себя самой счастливой на
свете: сказочное видение стало явью,
кукла подарила радость.
В.Гюго сказал:
• «Как птицы из всего строят гнезда, так дети из всего
мастерят себе куклу… Кукла – одна из самых
настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение
одного из самых очаровательных женских инстинктов у
девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать,
раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать,
ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, -
в этом все будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя
игрушечное приданое и маленькие пеленки, нашивая
платьица, крошечные кофточки, дитя превращается в
девочку, девочка - в девушку, девушка – в женщину.
Первый ребенок – последняя кукла.
Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна
и точно так же немыслима, как женщина без детей.
Козетта сделала себе куклу из сабли».
• Согласны ли вы с тем, что сказал
писатель? А вы делали себе куклу
из чего-нибудь?
• Всегда ли мы бережно относимся
к своим игрушкам, украсившим
наше детство, научившим нас
любить, ласкать, шить, мечтать?
Вопросы по рассказу
«Кукла».
• В чем необычность начала рассказа?
• Какую роль играет описание природы в
начале рассказа?
• Какие художественные тропы
использует автор при описании природы
в этом отрывке?
• Найдем по вашим учебникам описание
луговины, прочитаем и ответим на
такой вопрос: с какой целью автор дает
его?
Прочитаем описание куклы.
Этот случай, рассказанный
с куклой Козетты?
писателем, единичный, как вы
думаете? А вам доводилось видеть
такую картину? Если да, как вы
относитесь к этому?
• Есть ли сходство описанной куклы
Акимыч
1. Кто такой Акимыч?
2. Какие черты характера Акимыча
оказались главными?
3. Рассказ был первоначально назван
«Акимыч», а потом «Кукла». Почему
автор решил изменить название
рассказа?
4. Как отнеслись к случившемуся люди?
Что говорит о них Акимыч? Опишите его
состояние.
• Из этого отрывка можно понять потрясение
Акимыча ценизмом, жестокостью людей. Он
не может равнодушно смотреть на такие
бесчеловечные поступки. Бледность и
окаменелость его «с мучительно
одеревеневшими губами», которые
«вытянулись трубочкой, будто в них
застряло и застыло чтото невысказанное»,
сутулость и согбенность обнажают его
страдание, израненную душу.
•
• Как относится Акимыч к кукле? Почему
автор постоянно вспоминает о военном
времени и есть ли тут связь с событиями,
возмутившими Акимыча?
•
• «Нынче трудно на кого думать. Многие
притерпелись к худу и не видят, как
сами худое творят. А них дети того
набираются», - говорит Акимыч рассказчику.
Как вы понимаете его слова?
•
На минусовой части
таблицы:
• 1) неизвестный
• 2) учителя
• 3) мамы
• 4) влюбленные
• 5) будущие мамы
• 6) на нулевой отметке – дети (от взрослых
зависит, какими они будут).
На положительной части таблицы
• 1) кукла
• 2) рассказчик
• 3) выше всех – Акимыч (он страдал,
увидев куклу, как от собственной боли,
похоронил куклу, как человека).
Выберите самый страшный порок, на ваш
взгляд, который вызывает проявление и
всех других пороков
•Безответствен
ность
•Зависть
•Трусость
•Жадность
•лицемерие
• Жестокость
• Злость
• Легкомыслие
• Равнодушие
• предательств
о
• К чему может привести
равнодушие?
• Против каких явлений жизни,
по мнению автора, нужно
протестовать?
Не бойся врага своего, в худшем
случае он может убить. Не
бойся друга своего, в худшем
случае он может предать.
Бойся равнодушных, они не
убивают и не предают, но
только
их молчаливого
согласия существуют на земле
предательство и убийство.
с
Польский писатель Бруно Ясенский
Стихотворения К.Случевского «Кукла»
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно
сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!
Сравнительный анализ
• В обоих произведениях говорится о том, что куклу
бросили, она валялась. Авторы описывают ее как живое
существо: кукла упала навзничь, раскинув руки и ноги
• У Случевского куклу бросил ребенок, поэтому его
действия можно считать еще не осознанными, у Носова
надругательство над куклой совершено осознанно,
взрослыми или детьми, мы этого точно не знаем.
Здесь важно одно: большое зло начинается с малого,
поэтому родителям с малых лет важно учить детей
бережному обращению с игрушками.
Домашнее задание.
1. Написать письмо людям от имени игрушек.
2. Прочитать о Ю.Казакове и рассказ «Тихое
утро».
3. Составить синквейн со словом Кукла.