Презентация по литературе на тему "Е.Носов. "Кукла""

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: знакомство с творческой манерой писателя; углубление навыков анализа текста; знакомство с историей возникновения кукол; роль игрушек в жизни детей и их отношение к игрушкам; вызвать интерес у учащихся к литературе, чтению; развивать умения сопоставлять и сравнивать отдельные отрывки.
Иконка файла материала НОСОВ_ КУКЛА.pptx
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ 1925 – 2002
Цель урока: • знакомство с творческой манерой писателя; •  углубление навыков анализа текста; •  знакомство с историей возникновения кукол;             • роль игрушек в жизни детей и их отношение к  игрушкам; •  вызвать интерес у учащихся к литературе,  чтению; • развивать умения сопоставлять и сравнивать              отдельные отрывки.
…Он  освещает  проблемы,  существенно  важные  для  Родины,  волнующие  народ: о судьбе деревни, о  социальной  справедливости…  о  том,  как жить и что делать…»                                    И.  Баскевич
Вопросы по биографии и творчеству Е.Носова •  Сколько лет было Е.Носову, когда он стал  противотанковым артиллеристом? •  Какие события происходили в городе во  время Великой Отечественной войны?  (битва за курскую дугу) •  Кем и где работает писатель после  окончания школы? •  Какова главная тема его творчества?
Работа по рассказу «Кукла». • Игрушки- приятное воспоминание раннего детства каждого из нас. Давайте сегодня погрузимся в мир детства, поговорим о наших любимых игрушках. Какую роль они играют в вашей жизни и в жизни каждого человека? •
Возникновении игрушек, кукол. • Первые куклы появились в глубокой древности. Самым старым  • • египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек,   украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных  или глиняных бус. Такие куклы обнаружены в древних египетских  гробницах. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди  боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.       В одном африканском племени мастерили кукол из священного  дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Это был своего  рода талисман. Для мальчиков кукла была без украшений, только копье  в руках, чтобы ее обладатель вырос отважным воином и охотником. Чем  тверже кусок дерева, их которого вырезана кукла, тем отважнее,  считалось, будет тот, кто с ней играет.       Куклы же для девочек были куда сложнее. Каждая их деталь имела  свой символический смысл. Цвет, преобладающий в связке бус,  показывал месяц рождения юной хозяйки. По числу ракушек можно было  узнать, сколько овец и коз хотел бы получить отец от будущего зятя.  Родители верили, что чем красивее кукла, тем привлекательнее вырастет  ее владелица.
• Французские куклы уже с 15 века стали  законодательницами игрушечной моды  и стоили безумно дорого. Для них,  как и теперь для Барби, делали  целые кукольные дома с полной  обстановкой. И не какой­то  пластмассы, а из ценного красного  дерева, посуду ­  из серебра и  фарфора. Все это хранилось в  доме и передавалось по наследству  от матери дочери.
•  Впервые десятилетия 20 века в каждой крестьянской семье  распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Что  удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет.  Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо,  перевязывали льняной ниткой­ и вот готова простейшая кукла. Теперь  ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо  волосяную косу. Ребенок не только играл ими, но и стремился  повторить, сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к  творчеству – вот одно из главных достоинств крестьянской игрушки. С  пяти­ шести лет создавали самодельные игрушки, которые поражали  разнообразием. В народе замечали, что когда дети много и усердно  играют в куклы – будет в семье прибыль. Если же обращались  небрежно с игрушками – быть в доме беде. Кукле отводили важную  роль: она была символом продолжения рода, и игры в куклы  поощрялись.          В старину часто «бывало» кукла на свадьбе, украшала свадебное  печенье «пряницу» и за шумным свадебным столом нарядно убранная,  с алой лентой в кудельной косе, была сама «девья коса».
Отрывок из произведения зарубежного,  французского писателя В.Гюго «Козетта»            «…В первом ряду витрины на самом видном месте, на  фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу в  два фута, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми  колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми  глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая  прохожих не старше десяти лет… Козетта… не могла  удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, н эту  «даму»,как она называла ее. Бедное дитя замерло на месте…  Лавочка показалась ей дворцом, а кукла – сказочным  видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье,  возникшее… перед маленьким жалким существом… Она  говорила себе, что надо королевой или по меньшей мере  принцессой, чтобы играть с такой «вещью». Она любовалась  чудесным розовым платьем, роскошными блестящими  волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!..» Ей  казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы  поменьше, и ей представлялось,что это феи и ангелы…  Торговец… казался ей чуть ли не самим богом». «Счастье  поиграть куклой было редким для нее – оно таило в себе  неистовство желания» (В.Гюго). •
Беседа по данному отрывку. Как автор показывает куклу? Автор в первую очередь обращает  внимание на размер куклы: огромная,  вышиной в два фута. В описании  внешности писатель выделяет глаза,  лицо, волосы, платье: «эмалевые  глаза, роскошные блестящие волосы,  с золотыми колосьями на голове,  розовое креповое платье».Трепетное  отношение девочки к кукле  показывает, что это первая настоящая  кукла в ее жизни. Козетта  чувствовала себя самой счастливой на  свете: сказочное видение стало явью,  кукла  подарила радость.
В.Гюго сказал: • «Как птицы из всего строят гнезда, так дети из всего мастерят себе куклу… Кукла – одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, - в этом все будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя игрушечное приданое и маленькие пеленки, нашивая платьица, крошечные кофточки, дитя превращается в девочку, девочка - в девушку, девушка – в женщину. Первый ребенок – последняя кукла. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей. Козетта сделала себе куклу из сабли».
• Согласны ли вы с тем, что сказал писатель? А вы делали себе куклу из чего-нибудь? • Всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить, ласкать, шить, мечтать?
Вопросы по рассказу «Кукла». • В чем необычность начала рассказа? • Какую роль играет описание природы в начале рассказа? • Какие художественные тропы использует автор при описании природы в этом отрывке? • Найдем по вашим учебникам описание луговины, прочитаем и ответим на такой вопрос: с какой целью автор дает его?
Прочитаем описание куклы. Этот случай, рассказанный с куклой Козетты? писателем, единичный, как вы думаете? А вам доводилось видеть такую картину? Если да, как вы относитесь к этому? • Есть ли сходство описанной куклы
Акимыч 1. Кто такой Акимыч? 2. Какие черты характера Акимыча оказались главными? 3. Рассказ был первоначально назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа? 4. Как отнеслись к случившемуся люди? Что говорит о них Акимыч? Опишите его состояние.
• Из этого отрывка можно понять потрясение  Акимыча ценизмом, жестокостью людей. Он  не может равнодушно смотреть на такие  бесчеловечные поступки. Бледность и  окаменелость его «с мучительно  одеревеневшими губами», которые  «вытянулись трубочкой, будто в них  застряло и застыло что­то невысказанное»,  сутулость и согбенность обнажают его  страдание, израненную душу. •
• Как относится Акимыч к кукле? Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча? •   • «Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А них дети того набираются», - говорит Акимыч рассказчику.  Как вы понимаете его слова? •
На минусовой части таблицы: • 1) неизвестный • 2) учителя • 3) мамы • 4) влюбленные • 5) будущие мамы • 6) на нулевой отметке – дети (от взрослых  зависит, какими они будут).
На положительной части таблицы • 1) кукла • 2) рассказчик • 3) выше всех – Акимыч (он страдал,  увидев куклу, как от собственной боли,  похоронил куклу, как человека).
Выберите самый страшный порок, на ваш  взгляд, который вызывает проявление и  всех других пороков •Безответствен­        ность •Зависть •Трусость •Жадность •лицемерие • Жестокость • Злость • Легкомыслие • Равнодушие • предательств о
• К чему может привести равнодушие? • Против каких явлений жизни, по мнению автора, нужно протестовать?
Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. с Польский писатель Бруно Ясенский
Стихотворения К.Случевского «Кукла» Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала… Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно  сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла… На человека ты, кукла, вполне походила!
Сравнительный анализ • В обоих произведениях говорится о том, что куклу  бросили, она валялась. Авторы описывают ее как живое  существо: кукла упала навзничь, раскинув руки и ноги • У Случевского куклу бросил ребенок, поэтому его  действия можно считать еще не осознанными, у Носова  надругательство над куклой совершено осознанно,  взрослыми или детьми, мы этого точно не знаем.       Здесь важно одно: большое зло начинается с малого,  поэтому родителям с малых лет важно учить детей  бережному обращению с игрушками.
Домашнее задание. 1. Написать письмо людям от имени игрушек. 2. Прочитать  о Ю.Казакове и рассказ  «Тихое  утро». 3. Составить синквейн со словом Кукла.