Презентация по литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри» (8 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 07.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка предназначена для учителей литературы, работающих в 8 классах. Папка содержит конспект урока по теме, подробную презентацию . Данный урок развивает и совершенствует навыки и приемы работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы); развивает речь и воображение учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; воспитывает такие чувства, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.
Иконка файла материала М.Лермонтов Мцыри.ppt

М.Ю.Лермонтов.

Анализ поэмы
«Мцыри».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Учимся понимать текст


Задачи:
Развивать навыки анализа текста.
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
Выявить структурные особенности поэмы.
Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать интерес к творчеству поэта.






Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!

Учимся понимать текст


Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.


Учимся понимать текст

Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.


Учимся понимать текст

Для романтизма характерны следующие черты:
Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.


Словарная работа:


Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».
Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.



Словарная работа:

Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Словарная работа:

Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

Учимся понимать текст


Учимся понимать текст

1) Пролог (1 глава)
-О чём мы узнаём в прологе?
- Где происходят события поэмы?
- Дайте описание монастыря.



Учимся понимать текст

Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков .



Учимся понимать текст

Предыстория главного героя (2 глава).
-Куда ехал и кого вёз русский генерал?
- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?
- Как он выглядел? Составьте его описание.

Учимся понимать текст

Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.


Словарная работа:

Занемочь – заболеть, захворать.
Томиться – мучиться.
Призреть – дать приют и пропитание.
Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.

Учимся понимать текст

-Как жил мальчик в монастыре?
-Почему он смотрел на восток?
-Что хотел сделать он во цвете лет?
-Что с ним случилось?
-Как он выглядел?

Учимся понимать текст

- Исповедь Мцыри (3 -23 главы).
Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?
Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.


Учимся понимать текст

-Что такое «исповедь»?
Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.

Учимся понимать текст

Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?
Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».


 


Учимся понимать текст

-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)
(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.




 


Учимся понимать текст

- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?
Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение ).




 


Учимся понимать текст

-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)



Учимся понимать текст


Учимся понимать текст

-Как поэт описывает природу ночью?
-Какую цель Мцыри имел в душе?
-Почему, находясь в лесу, он был голодный?
-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?


Учимся понимать текст

-С кем он встретился ночью в лесу?
-Как поэт описывает барса?
(гл.16)
-Опишите бой с барсом.
(гл.17-18)



Учимся понимать текст

-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?
  Мужественный, бесстрашный, отважный, смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой.





Учимся понимать текст

- Что же для Мцыри значит «жить»?
«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.



Учимся понимать текст

- Какова последняя просьба главного героя?
(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).


Зарядка для глаз

   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».

Рефлексия

хорошо усвоил





отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,
но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо за урок!