М.Ю.Лермонтов.
Анализ поэмы
«Мцыри».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
Развивать навыки анализа текста.
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
Выявить структурные особенности поэмы.
Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать интерес к творчеству поэта.
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Учимся понимать текст
Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.
Учимся понимать текст
Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.
Учимся понимать текст
Для романтизма характерны следующие черты:
Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Словарная работа:
Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».
Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.
Словарная работа:
Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.
Словарная работа:
Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
Учимся понимать текст
1) Пролог (1 глава)
-О чём мы узнаём в прологе?
- Где происходят события поэмы?
- Дайте описание монастыря.
Учимся понимать текст
Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков .
Учимся понимать текст
Предыстория главного героя (2 глава).
-Куда ехал и кого вёз русский генерал?
- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?
- Как он выглядел? Составьте его описание.
Учимся понимать текст
Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.
Словарная работа:
Занемочь – заболеть, захворать.
Томиться – мучиться.
Призреть – дать приют и пропитание.
Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.
Учимся понимать текст
-Как жил мальчик в монастыре?
-Почему он смотрел на восток?
-Что хотел сделать он во цвете лет?
-Что с ним случилось?
-Как он выглядел?
Учимся понимать текст
- Исповедь Мцыри (3 -23 главы).
Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?
Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.
Учимся понимать текст
-Что такое «исповедь»?
Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.
Учимся понимать текст
Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?
Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».
Учимся понимать текст
-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)
(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.
Учимся понимать текст
- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?
Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение ).
Учимся понимать текст
-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)
Учимся понимать текст
-Как поэт описывает природу ночью?
-Какую цель Мцыри имел в душе?
-Почему, находясь в лесу, он был голодный?
-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?
Учимся понимать текст
-С кем он встретился ночью в лесу?
-Как поэт описывает барса?
(гл.16)
-Опишите бой с барсом.
(гл.17-18)
Учимся понимать текст
-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?
Учимся понимать текст
- Что же для Мцыри значит «жить»?
«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.
Учимся понимать текст
- Какова последняя просьба главного героя?
(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.