СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конец XIX — начало XX вв.
стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным
веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке,
литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые
новации, состязались разные направления и стили. Вместе с тем культуре
"серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные
для всей русской жизни того времени.
В русской литературе начала XX века намечается кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".
Николай Анна Андреевна Сергей
Александрович Ахматова Константинович
Бердяев Маковский
Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы"
Д.Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после смерти А. Блока и гибели Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философов и историков из страны).
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.
На рубеже 19-20 веков сохранились традиции русской классической литературы (Л.Толстой, А.Чехов, И.Бунин и др.). До 1917 года русская литература была единой, в ней прочное место заняли писатели символисты (А.Блок, А.Белый, В.Иванов и др.), акмеисты ( Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам), футуристы (В.Хлебников, В.Маяковский, Б.Пастернак), поэты русского авангарда (М.Цветаева), крестьянские поэты (Н.Клюев, С.Есенин), а также писатели вне школ и систем (В.Ходасевич, М.Волошин).
А.Белый В. Иванов О.Мандельштам В.Маяковский М.Цветаева С.Есенин
После
1917 года часть писателей эмигрировала из России, и русская литература
разделилась на две: литература русского зарубежья и советская литература.
Литература русского зарубежья: И.Бунин, Б.Зайцев, М.Осоргин, В.Набоков, Е.Замятин, А.Ремизов, Дон-Аминадо, И.Шмелев, Г.Иванов,
В.Ходасевич, Г.Адамович и др.
На Родину позднее вернулись А.Толстой, М.Цветаева, А.Куприн.
Дон-Аминадо Е.Замятин М.Осоргин
Особую роль в развитии
литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. 20-е
годы — сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии
литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году
выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию,
художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много
талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л.
Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.
30-е годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский и Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.
Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры:
публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.
Победы наблюдаются в произведениях таких, как "Горячий снег" Ю.Бондарева, "Сотников" В.Быкова, "В окопах Сталинграда" В.Некрасова, "Солдатами не рождаются" К.Симонова, в поэзии А.Суркова, Е.Винокурова, А.Межирова, Д.Самойлова, К.Симонова и др.
Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946—1953 гг.); "оттепели" (1953—1965 гг.); застоя (1965—1985 гг.), перестройки (1985—1991 гг.); современных реформ (1991—1998 гг.) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.
В 50-60-е годы происходит переосмысление
роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни ("Судьба
человека" М.Шолохова, "Русский лес" Л.Леонова, "Районные
будни" В.Овечкина и др.) Этот период в литературе называют периодом
"оттепели". Приходит новое поколение писателей - С.Залыгин,
В.Дудинцев, Ю.Трифонов, А.Солженицын, И.Бродский, В.Аксенов, Ю.Домбровский и
др., критически подошедших к истории и современной жизни народа и государства.
Острота нравственных конфликтов отражена в пьесах А.Арбузова, А.Вампилова,
В.Розова, Е.Шварца и др.
В.Дудинцев
В 60-7--е годы XX-го столетия отмечается небывалый взлет поэзии.
Появляются новые имена в литературе: Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллина, Р.Казакова, А.Вознесенский, Е.Винокуров, Р.Рождественский, Н.Рубцов. Особенно интересной становится "деревенская проза" Г.Троепольского, Ф.Абрамова, С.Залыгина, В.Белова, В.Распутина.
Серьезное внимание уделяют суровой правде действительности, нравственной сути героев Е.Носов ("Усвятские шлемоносцы"), В.Шукшин ("Калина красная"), В.Астафьев ("Последний поклон"), В.Распутин ("Живи и помни"), Б. Можаев ("Мужики и бабы").
СТАНОВИТСЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
А.Галич Б.Окуджава Н.Матвеева
В.Высоцкий Ю.Визбор Ю.Ким
• В 80-90-е гг. читателям становятся доступны произведения писателей Русского зарубежья.
•Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала впоследствии к жизни книгу
А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", рассказы
В.Шаламова.
• Новое звучание приобрела тема народного подвига в годы Великой Отечественной войны.
• Появляются недоступные ранее произведения "Реквием" А.Ахматовой, "По праву памяти" А.Твардовского, "Окаянные дни" И.Бунина, "Несвоевременные мысли" М.Горького, а также произведения писателей Русского зарубежья -
В.Набокова, С.Довлатова, И.Бродского.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.