Презентация по литературе на тему "Творчество А. И. Куприна". (11 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 11.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся». Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870—1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.Учебная презентация для учащихся 11 класса. Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».
Иконка файла материала А. И. Куприн.pptx
Творчество А. И. Куприна А. И. Куприн. Жизнь и  творчество. Воплощение нравственного  идеала в повести «Олеся».
Цели урока: дать обзор творческого  пути  Куприна  в  сопоставлении  с  творчеством Бунина; раскрыть идею и  художественные  особенности  повести  «Олеся».
(1870—1938),  Творчество  ровесника  И.  А.  Бунина,  Александра  Ивановича  Куприна  было  известно  советскому  читателю  более  широко  потому,  что,  в  отличие  от  Бунина,  Куприн  за  год  до  своей  смерти,  в  1937  году,  вернулся  из  эмиграции  на  родину.  Поэтому  произведения  Куприна  издавались  в  Советском  Союзе,  эмигранта  Бунина  не  печатали  до  конца  пятидесятых годов ХХ века. а
Этих писателей многое объединяет.  Прежде всего, следование традициям  русской классической литературы,  приверженность  реализму в  изображении жизни,  отношение к  творчеству  Л. Н. Толстого  как к образцу,  уроки мастерства  Чехова.
Куприна тоже интересуют  отношения человека и природы,  любовь как стихия живой жизни.  Куприн развивает тему  «маленького человека»,  подчеркивая «необыкновенность  каждого». Но если для Бунина  главное — созерцательное,  аналитическое начало, то  для Куприна важны яркость,  сила, цельность характера.
Биография А. И. Куприна военная  гимназия,  в  закрытых  учебных  Куприн  тринадцать  лет  детства  и  юности  провёл  заведениях:  Александровское  сиротское  училище,  Вторая  московская  вскоре  преобразованная  в  кадетский  корпус,  Третье  Александровское  юнкерское  училище.  После  тяжких  лет  казарменной  жизни  Куприн  скитался  по  провинциальной  России,  был  и  репортёром,  и  грузчиком  в  Одесском  порту,  и  управляющим  на  стройке,  землемером,  работал  на  литейном  заводе,  выступал  на  сцене,  изучал  зубоврачебное дело, был журналистом...
«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить,  как живут и работают люди всевозможных профессий...  Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему  праздничную радость!» — писал о Куприне К. И. Чуковский.  Масса жизненных  наблюдений, впечатлений,  переживаний стала основой  его творчества.
«Ты  —  репортер  жизни...  Суйся  решительно  всюду...  влезь  в  самую  гущу  жизни»,  —  так  определил  Куприн  свое  признание.  Куприн  —  темпераментная,  широкая натура, человек стихии и интуиции.  Его  любимые  герои  обладают  теми  же  чертами.  Колоритен  и  сочен  язык  его  прозы  (лирики он не писал).
повесть  выходит  Первая  книга,  вышедшая  в  1896  году,  называлась  «Киевские  типы».  Через  два  «Олеся»,  года  народного  проблему  поставившая  характера  и  явившаяся  воплощением  мечты писателя о прекрасном человеке, о  вольной,  здоровой  жизни,  о  слиянии  с  природой.
Беседа по повести  «Олеся». —  Какое  значение  имеет  место  действия  рассказа?
Действие повести происходит на лоне  природы, в глухих местах Полесья, куда  судьба забросила героя, городского человека,  «на целых шесть месяцев». Герой ожидает  новых впечатлений, знакомств со  странными обычаями, своеобразным  языком с поэтическими легендами,  преданиями. И его ожидания  оправдываются. Место действия важно и  для прояснения авторской идеи.
—  Какую  роль  в  повести  играет  пейзаж? Приведите примеры. Зимний лесной пейзаж способствует особому  состоянию духа, торжественное безмолвие  подчёркивает отрешённость от цивилизованного  мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа  не просто фон повествования. Постепенно она  становится участницей событий.
Сначала олицетворяются силы природы:  «Ветер за стенами дома бесился, как  старый, озябший голый дьявол. В его  рёве слышались стоны, визг и дикий  смех... Снаружи кто­то яростно бросал  в стёкла окон горсти мелкого сухого  снега. Недалёкий лес роптал и гудел с  непрерывной, затаённой, глухой угрозой».
Постепенно звуки ветра почти  материализуются, и герою чудится  какой­то «страшный гость»,  ворвавшийся в его старый дом. Тревоги  добавляет слуга Ярмола, таинственно  сообщающий: «чи ведьмака народилась,  чи ведьмак веселье справляет».
Описания пейзажа часто проникнуты лирическим  тёплым настроением: «Снег розовел на солнце и  синел в тени. Мной овладело тихое очарование  этого торжественного, холодного безмолвия, и  мне казалось, что я чувствую, как время  медленно и бесшумно проходит мимо меня».  Наконец, природа, её сила, загадочность, прелесть  воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство  героев происходит весной: пробуждается природа  — пробуждаются чувства.
В  последней  главе  —  Тоскливое  внезапный  символический  вихрь,  нестерпимо  душный  день,  гроза,  град  —  природа  предвещает  разрыв,  разлуку,  крушение  любви.  Выделяется  образ  тутового  дерева,  которое  «стояло  совершенно  голое,  все  листья были сбиты с него страшными ударами  града».  героя  оправдывается — «неожиданное горе», которое он  предчувствовал,  случилось:  Олеся  потеряна  для  него навсегда. беспокойство
Природа  то  вторит  чувствам  героев,  содействует пробуждению и развитию их  души,  то  служит  средством  создания  образа  (Олеся),  подчёркивая  природную,  естественную  прелесть  человека,  то  является  антитезой  «цивилизованному  корыстному миру.)
—  Как  рисует  Куприн  образ  главной  героини? Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола  упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий,  звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется  она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати­ двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было  позабыть... но трудно было его описать»: лукавство,  властность и наивность» во взгляде «больших,  блестящих, тёмных глаз». Лицо её легко меняет  выражение от суровости до детской застенчивости  (глава III).
Олеся сравнивается с молодыми ёлочками,  выросшими в приволье старого бора (глава  IV). Героя привлекает и  «ореол окружавшей её  таинственности,  суеверная репутация  ведьмы, жизнь в лесной  чаще среди болота и в  особенности — эта  гордая уверенность в свои  силы».
В её неразгаданности  есть особая  притягательность.  Сроднившаяся с природой  Олеся не знает расчёта и  хитрости, себялюбия. Ей  чуждо всё, что  отравляет  взаимоотношения людей  в цивилизованном мире, к  которому принадлежит  Иван Тимофеевич.
—  В  чём  особенность  изображения  героя­рассказчика? Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и  добрый, но только слабый... доброта ваша не  хорошая, не сердечная. Слову вы своему не  господин... Никого вы сердцем не полюбите,  потому что сердце у вас холодное, ленивое, а  тем, которые вас будут любить, вы много горя  принесете».
— Как построен сюжет повести? Картины жизни и картины природы  связаны в единый поток: например, после  встречи героя с Олесей — картина бурной  весны, объяснение в любви сопровождается  описанием лунной ночи. Сюжет построен  на противопоставлении мира Олеси и мира  Ивана Тимофеевича.
Отношения с Олесей он воспринимает как  «наивную, очаровательную сказку любви»,  ей же заранее известно, что эта любовь  принесёт горе, но что она неотвратима,  что от судьбы не убежишь. Его любовь  постепенно убывает, он почти боится её,  пытается оттянуть объяснение, сделать  предложение Олесе и сказать о своём  отъезде (глава ХI).
Он думает прежде всего о себе:  «Женятся же хорошие и учёные  люди на швейках, на  горничных… и живут  прекрасно... Не буду же я  несчастнее других, в самом  деле?»
А любовь Олеси постепенно набирает  силу, раскрывается, становится  самоотверженной. Язычница Олеся  приходит в церковь и едва спасается от  озверевшей толпы, готовой разорвать  «ведьму». Олеся оказывается намного  выше и сильнее героя, эти силы — в её  природности.
— Какой цвет сопровождает образ  Олеси? Это  красный  цвет,  цвет  любви  и  цвет  тревоги:  «красная  юбка  Олеси  выделялась  ярким  пятном  на  (первая  ослепительно  белом,  ровном  фоне  снега  (первое  встреча);  красный  кашемировый  платок  свидание,  в  этой  же  сцене  Олеся  заговаривает  кровь),  нитка дешёвых красных бус, кораллов — единственная  вещь,  которая  осталась  «на  память  об  Олесе  и  об  её  нежной, великодушной любви (последний эпизод).
—  Почему  счастье  героев  оказалось  таким коротким? Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует,  осознает неизбежность трагического конца короткого  счастья. Продолжение этого счастья в душном,  тесном городе невозможно. Слишком разные они  люди. Тем более ценно её самоотречение, попытка  примирить свой независимый образ жизни с тем, что  ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется  другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, —  темой недостижимости счастья.
—  В  чём,  по­вашему,  идея  рассказа? Куприн  показывает,  что  только  в  единении  с  природой,  в  сохранении  способен  естественности  и  достигнуть  благородства. чистоты  человек  духовной
Домашнее задание: 1. Перечитать повесть Куприна  «Поединок». 2. Ответить на вопросы: — В чём смысл названия повести? — Какие темы затрагивает  писатель?