Презентация к уроку, посвященному повести Булгакова "Собачье сердце", может быть использована как в 9, так и в 11 классе, в зависимости от программы и задач, которые ставит перед классом учитель. Повесть предполагает глубокое проникновение в текст произведения и поиск межтекстовых связей, осмысление поднятых Булгаковым проблем не только в социальном, но и в философском плане.
Социальный
эксперимент
в сатирической повести
М.А. Булгакова «Собачье
сердце»
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ г.
Кургана «Гимназия № 19»
Гротескный образ
современности
Мотив
превращения
Бродячая
дворняга Шарик
Люмпен,
алкоголик
Клим Чугункин
История рукописи
• Написана – 1925.
• Художественное время – 1924 (НЭП).
• Чтение «Опасной рукописи» во время собрания
– 1988 г.
• Попытка напечатать в журнале «Недра» - ответ
литераторов в Газетном переулке – 1925, донос во
время агента ОГПУ.
редактора: «Этот острый памфлет на современность
печатать ни в коем случае нельзя».
– 1926.
• Арестована рукопись при обыске в квартире писателя
• Возвращена автору по ходатайству Горького - 1929.
• впервые опубликована в 1968 г. одновременно в
журналах «Грани» ((Франкфурт) и «Студент» (Лондон).
• Опубликована в журнале «Знамя» в 1987 г.
• Экранизация повести режиссером Владимиром Бортко
Художественное время в
повести Булгакова
Историческое время
• Год 1924 ? – НЭП.
• 23 декабря, вечером, проведена
операция; с 24 декабря по 6
января, когда новое существо
теряет один за одним признаки,
напоминавшие о собаке, от
Сочельника до Рождества,
происходит преображение собаки
в человека.
I часть
1 гл. Мир глазами собаки,
встреча с профессором, выбор
имени.
2 гл. Шарик в доме на
Пречистенке: "перевязка",
прием пациентов, визит
домкома
3 гл. Шарик в доме на
Пречистенке: обед,
"разъяснение" совы,
"ошейник", кухня, подготовка к
операции.
4 гл. Операция.
II часть
5 гл. Дневник доктора Борменталя:
превращение.
6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор
профессора с Шариковым, выбор имени, визит
Швондера, "разъяснение" кота.
7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед,
размышления профессора.
8 гл. Шариков в доме на Пречистенке:
прописка, кража, пьянство, разговор
профессора с Борменталем (поиски выхода),
"покушение на Зину".
9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и
"машинисточка", донос на профессора,
операция
Эпилог: "предъявление" Шарикова, Шарик
после операции, профессор за работой.
Почему фильм В. Бортко,
снятый в 1987 году,
черно-белый?
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не
стоит
человек.
Ветер, ветер
На всем
божьем
свете!
А. Блок
Герман Травников
Заставки к телеспектаклю А.Блока
"Двенадцать". 1968. Темпера
Впереди - сугроб холодный, -
Кто в сугробе - выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади...
- Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались - поколочу!
...Скалит зубы - волк голодный –
Хвост поджал - не отстает –
Пес холодный - пес безродный...
- Эй, откликнись, кто идет?..
...Так идут державным шагом,
Позади - голодный пес…
Ю. П. Анненков. Илл. к поэме А. А. Блока
«Двенадцать». Рис. пером. 1918.
Мефистофель в образе пуделя
является к Фаусту в миг трагического
недовольства собой
Но что я вижу? Явь иль сон?
Растёт мой пудель, страшен он, громаден!
Что за чудеса! В длину и в ширину растёт.
Уж не походит он на пса!
Чудо Преображения?
Докажите, что
фамилия доктора
Преображенского
«говорящая».
Преображение Господне -
описанное в Евангелиях
Явление Божественного
величия и славы Иисуса
Христа перед тремя
ближайшими учениками во
время молитвы на горе
«Он преобразился пред ними:
и просияло лице Его, как
солнце, одежды же Его
сделались белыми, как
свет». После этих слов явилось
облако, осенившее всех, и
ученики услышали из
облака голос: «Сей есть Сын
Мой возлюбленный, в Котором
Моё благоволение; Его слушайте»
Богословское толкование
Преображение есть явление Сына, при
котором Отец свидетельствует гласом из
светлого облака Святого Духа, то есть
откровение всех Лиц Святой Троицы.
Преображение показывает, что в Иисусе
Христе соединены два естества —
божественное и человеческое.
Ряд богословов считают, что при
Преображении было преображено и всё
человеческое естество, так как Бог стал
человеком и «преобразил» Божий образ
каждого человека, удаляя с него
«осадок» первородного греха: «Невыразимо
явив на Фаворе неприступный свет, Владыка
Христос наполнил тварь радостью и обожил
человеков»
Рафаэль.
Преображение
Христово.
Реализация
коммунистической идеи о
необходимости создания
нового человека из
люмпенизированной массы
• «Кто был никем,
тот станет всем».
• «И кухарка может
управлять
государством».
Владимир Толоконников
в роли Шарикова П.П
Кто виновен в превращении милейшего пса
в тупого, неблагодарного, способного на
предательство псевдочеловека?
Кто виновен в превращении милейшего пса
в тупого, неблагодарного, способного на
предательство псевдочеловека?
НАСИЛИЕ
ПРЕОБРАЖЕНСКОГО?
НАД ПРИРОДОЙ
ДОКТОРА
ГЕНЫ
СОБАКИ?
ГЕНЫ
КЛИМА
ЧУГУНКИНА?
ВЛИЯНИЕ
ШВОНДЕРА
?
Евгений Евстигнеев в роли
профессора Преображенского
Тайна имени
• Филипп (греческое, «любящий лошадей).
• Филии́ппика (греч. philippika) — в переносном
смысле гневная, обличительная речь. Термин
принадлежит афинскому оратору Демосфену,
который произносил подобные речи против
Македонского царя Филиппа II в IV веке до
н.э.
Какие слова доктора Преображенского,
по-вашему, являются отражением
авторской оценки революции?
Аллюзии в повести
• Потоп, устроенный Шариковым в
ванной – Всемирный потоп
Айвазовский Иван Константинович. Всемирный потоп. 1864.
Аллюзии в повести
• Спустить всех собак
• Натравить собак
Что не позволяет назвать доктора
Преображенского героем-резонером?
"От Севильи до Гранады..." (Серенаду Дон
Жуана, музыка П.И.Чайковского, слова
А.К.Толстого)
• Пациенты профессора - современные дон
жуаны, любители любовных приключений. Но
если музыка и слова серенады рисуют
характер яркий, мужественный, открытый,
привлекательный, романтический, то в
современном мире произошло комическое
снижение образа - он стал пошлым,
отвратительным. Вместо шпаги и плаща у них
"кремовые кальсоны с черными кошками,
пахнущие духами".
• Традиционный "вечный" литературный образ
Дон Жуана в повести контрастирует с
образами мелких и пошлых обывателей,
вскрывая отсутствие нормы и гармонии в
современной жизни. Причем "европейское
светило" опускается до роли местного
Лепорелло (слуги литературного Дон Жуана),
помогая "хозяевам" выкрутиться из
неприятных ситуаций.
Нравственный компромисс
Трагикомичность положения
доктора Преображенского
Исследователь должен
"идти параллельно и
ощупью с природой", а не
"форсировать вопрос и
приподымать завесу". Закон
эволюционного развития -
главный закон природы, и
нарушать его опасно.
ВЫЗОВ ПРИРОДЕ
Абсурдность мира
послереволюционных
(послепереворотных) лет
Преображение
Господня
Операция
по пересадке
половых желез
Просветление
мира
Пробуждение
духовного
начала
в человеке
Высокая
устремленность
к идеалу
Усиление
темного,
агрессивного
начала
Освобождение
сил зла
Пробуждение
Низменных
инстинктов
Перевернулось все с ног на голову
Опасность форсирования
законов природы
«Не революция с ее
непредсказуемыми
взрывами и поворотами, а
великая неостановимая
эволюция - вот что
действительно согласно
естеству, природному и
человеческому".
(М. Булгаков, Письмо к
Правительству.)
• В центре внимания Булгакова
- коллизии общечеловеческого
масштаба. Удел человека -
познавать природу, частью
которой он является и
которая мудрее его.
Существование человека -
самая большая тайна природы
и самая большая опасность
для жизни. Катастрофы и
катаклизмы поджидают его
на пути к истине, а он
движется вслепую, падая,
поднимаясь и снова падая.
Обретет ли он когда-нибудь
истину, дойдет ли до своей
цели или скорее уничтожит
себя и все живое?
Антиномичность повествования:
противопоставление и
диалектическое единство
• На уровне образной системы: Шарик - Шариков,
Шариков - Преображенский, Преображенский –
Швондер.
• На уровне надтекстуальном: хаос - порядок,
холод - тепло, тьма - свет, ад - рай, зверь -
человек, революция - эволюция, социальное -
индивидуальное, реальное – мистическое.
• Двойственность природы всего сущего: квартира
на Пречистенке - рай и ад; Преображенский -
творец и убийца; консерватор по социальной
позиции и революционер в науке и т.д.).
• По-видимому, Булгакова, когда он создавал
повесть, волновали многие проблемы:
- соотношение эволюции и революции,
-
- судьба интеллигенции,
- природа новой власти и т.д.
нравственный выбор,
Эти проблемы решались писателем на
основе мистического восприятия мира (мир
реальный и мир мистический
взаимопроникаемы, едины).
В этом мире все предметы и явления
неоднозначны, в каждом обнаруживаются
противоположные начала.
Человек не хозяин в этом мире, у него нет
абсолютного знания: он движется ощупью.
Нарушение законов как природных, так и
нравственных (умышленное или нет - все
равно!) может привести человечество к
катастрофе.
Волков Андрей
БУЛГАКОВ
Повесть как политическая
сатира
• Наиболее распространенное политическое толкование
повести относит ее к самой идее русской революции,
«пробуждения» социального сознания пролетариата.
Шариков традиционно воспринимается как
аллегорический образ русского люмпен-пролетариата,
неожиданно для себя получившего большое количество
прав и свобод, но быстро обнаружившего
эгоистические интересы и способность предавать и
уничтожать как себе подобных (бывший бездомный пес
поднимается по социальной лестнице, уничтожая
других бездомных животных), так и тех, кто наделил их
этими правами. Финал повести выглядит искусственно,
без стороннего вмешательства (deus ex machina)
судьба создателей Шарикова выглядит предрешенной.
Считается, что в повести Булгаковым были
предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.