Презентация по литературе. Творчество Светланы Алексиевич

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку литературы в старших классах рассказывает о творчестве Светланы Александровны Алексиевич, известной белорусской писательныцы, журналистки. Дается краткая информация о произведениях С. Алексиевич, иллюстрации, приводятся воспоминания писательницы, отрывки из ее произведений. В заключение учащиеся получат информацию о лауреатах Нобелевской премии
Иконка файла материала Алексиевич Светлана Александровна (1948).pptx
Алексиевич Светлана Александровна (1948)  Светлана Александровна Алексиевич — известная белорусская писательница, журналист.  Она родилась 31 мая 1948 года в семье военнослужащего в украинском городе Ивано-Франковске. После демобилизации отца семья переехала в Белоруссию, где родители Светланы работали сельскими учителями. Уже в школе Светлана проявляла интерес к литературе, пробовала себя в создании стихотворений и заметок. После окончания факультета журналистики Белорусского государственного университета Алексиевич работала в районной газете Брестской области и одновременно преподавала в школе.
 Через год молодая журналистка перешла в минскую «Сельскую газету», а вскоре — в литературно-художественный журнал «Неман». Светлана Алексиевич долго искала себя как писателя, работая в жанрах репортажа, публицистики, рассказа. Решающее влияние на ее выбор оказало увлечение творчеством известного белорусского писателя Алеся Адамовича .  Первая повесть писательницы «Я уехал из деревни», состоящая из монологов людей, покинувших родные места, не была опубликована и принесла автору немало неприятностей — Алексиевич обвинили в диссидентских взглядах и пригрозили увольнением с работы. Второе произведение «У войны не женское лицо» два года пролежало в издательстве, а писательницу отругали критики за пацифизм, натурализм и развенчание героического образа советской женщины. Однако в 1985 году с началом перестройки произведение о женщинах на войне вышло в московском журнале «Октябрь», а затем неоднократно переиздавалось. Книга, созданная на основе воспоминаний реальных участников боевых действий, наполненная болью и пережитыми ужасами, вызвала восторженные отзывы как обычных читателей, так и писателей-фронтовиков — Кондратьева, Гранина , Окуджавы . Спектакли по мотивам книги шли в театрах по всей стране, а одноименный цикл документальных фильмов из семи картин отметили Государственной премией СССР. В том же году вышла повесть «Последние свидетели», состоящая из ста детских рассказов о войне, и критики сразу окрестили ее «новым открытием военной прозы».
создала романы  В 1989 году была издана новая книга Алексиевич об афганской войне «Цинковые мальчики», которая стала результатом четырехлетних поездок по стране, бесед с воинами-интернационалистами, матерями погибших солдат, посещения Афганистана. В последующие годы писательница смертью», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд», которые печатались не только в России, но и во многих странах мира. Сегодня Светлана Алексиевич — сценариев документальных фильмов, театральных пьес, лауреат множества международных премий. Долгое время она жила в Италии, Франции, Германии, но в 2012 году вернулась на родину, где работает над книгой о любви «Чудный олень вечной охоты» и воспитывает дочь своей рано умершей сестры. «Зачарованные автор
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  У войны не женское лицо (1985)  Цинковые мальчики (1991)  Зачарованные смертью (белорус. 1993, рус. 1994)  Чернобыльская молитва (1990, рус. 1997)  Последние свидетели. Соло для детского голоса (2004)  ПРИЗНАНИЕ  премия Ленинского комсомола (1986) — за книги «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели»  премия Курта Тухольского (1996)  премия «Триумф» (Россия, 1997)  Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание (1998)  премия Гердера (1999)  премия Ремарка (2001)  Национальная премия критики (США, 2006)  премия Рышарда Капущинского (Польша, 2011)
 Согласно официальной биографии, готовый набор ее первой книги "Я уехал из деревни" (монологи людей, покинувших родные места) был уничтожен прямо в типографии, т.к. отдел пропаганды ЦК Компартии Белорусской ССР обвинил автора в антиправительственных и антипартийных взглядах.
 Книга "У войны не женское лицо", сделавшая Алексиевич знаменитой, была написана в 1983 году, однако свет смогла увидеть только в 1985 – после начала "перестройки". Роман о женщинах в годы Великой Отечественной войны вышел в журнале "Октябрь" и "Роман-газете", а также затем в издательствах "Советский писатель" и "Мастацкая лiтаратура". Затем он был переведен более чем на 20 языков и в настоящее время считается одним из главных литературных произведений о Второй мировой. Анатолий Эфрос поставил в театре на Таганке спектакль "У войны не женское лицо", а белорусский режиссер Виктор Дашук снял цикл из семи документальных фильмов, получивший "Серебряного голубя" на кинофестивале в Лейпциге. Книга "У войны не женское лицо" стала первой в художественно-документальном цикле Светланы Алексиевич "Голоса утопии". "Последние свидетели. Соло для детского голоса" (2004) является ее своеобразным продолжением, показывая Великую Отечественную глазами детей.
 В 1989 году вышел роман "Цинковые мальчики" об афганской войне, написанный по итогам встреч с матерями погибших солдат, бывшими воинами-афганцами и по мотивам поездки в Афганистан.  В 1993 году была опубликована книга "Зачарованные смертью", рассказывающая о самоубийствах тех, кто не смог пережить распад СССР и все трудности наступления новой эпохи.  В 1997 году Алексиевич выпустила "Чернобыльскую молитву" с подзаголовком "Хроника будущего" – о мире после катастрофы на АЭС в Чернобыле. Последняя на данный момент книга "Время сэконд хэнд. Конец красного человека" (2013) посвящена трагедии "девяностых" на пространстве бывшего Советского союза.
 "Мы имеем уникальную работу, сделанную, может быть, впервые в русской (или точнее, советской и пост- советской) культуре – прослежена, задокументирована, художественно обработана жизнь нескольких десятков поколений и сама реальность 70 лет социализма: от революции 17-го года через гражданскую войну, молодость и гипноз великой Утопии, сталинский террор и ГУЛАГ, Великую Отечественную войну и годы краха материка социализма – до сегодняшних дней. Это живая история, рассказанная самим народом, и записанная, услышанная, выбранная талантливым и честным летописцем", – писал критик Лев Анненский в предисловии к изданию двухтомника прозы Светланы Алексиевич.
Речь на вручении премии во Франк фурте , октябрь 2013 года:  Я написала пять книг, но на самом деле почти сорок лет я пишу одну книгу. Веду русско-советскую хронику: революция, ГУЛАГ, война, Чернобыль, распад "красной империи"... Шла следом за советским временем. Позади море крови и гигантская братская могила.  В моих книгах "маленький человек" сам рассказывает о себе. Его никто никогда ни о чем не спрашивает, он исчезает бесследно, унося свои тайны с собой. Я иду к безмолвным. Слушаю, выслушиваю, подслушиваю. Улица для меня – хор, симфония.  Бесконечно жаль, сколько всего сказано, прошептано, выкрикнуто в темноту... Все это блеснуло и тут же исчезает, а сегодня исчезает особенно быстро. Мы быстро стали жить. – Страдание – наш дар и проклятие. Великий спор русской литературы: Солженицын утверждал, что страдание делает человека лучше, из лагеря человек выходит как из чистилища, а Шаламов был уверен, что лагерный опыт развращает человека, лагерный опыт нужен только в лагере. Время показало, что Шаламов был прав. Человек, который остался после социализма, знал только, как жить в лагере. 
 Светлана Алексиевич — автор книг о трагических страницах нашей недавней истории. Человек на войне, война как средство реализации государственных интересов, война как разрушительное нравственное зло — вот темы, которые волнуют писателя. Со страстной беспощадностью повествует С. Алексиевич о мучительных и кровавых страницах истории последних десятилетий XX века. «Цинковые мальчики» — книга об афганской войне, правду о которой власти скрывали от своего народа в течение многих лет. Без этой книги, давно ставшей мировым бестселлером, уже невозможно представить себе ни историю афганской войны – войны ненужной и неправедной, ни историю последних лет советской власти, окончательно подорванной этой войной. Неизбывно горе матерей «цинковых мальчиков», понятно их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в сыновья. Афгане  их
 "…Киевское бюро путешествий предлагает туристические поездки в Чернобыль…  Разработан маршрут, который начинается с мёртвого города Припять: туристы осматривают многоэтажные брошенные дома с почерневшим бельём на балконах и детскими колясками. Бывшую милицию, больницу и горком партии. Здесь ещё сохранились лозунги коммунистических времён — их и радиация не берет.  Из города Припять маршрут продолжается по мёртвым деревням, где по хатам средь бела дня шныряют волки и дикие кабаны. Расплодились — тьма!  А кульминацией поездки или, как пишут в рекламе, её «изюминкой» считается осмотр объекта «Укрытие» или проще — саркофага. Построенный над взорванным четвёртым энергоблоком на скорую руку, он давно покрылся трещинами, сквозь которые «фонит» смертельная начинка — остатки ядерного топлива. Будет о чем рассказать своим друзьям, когда вернётесь домой. Это вам не на Канарских островах побывать или в Майями. Завершается экскурсия фотографированием на память у стелы в память погибших героев Чернобыля, чтобы вы почувствовали себя причастными к истории.  Ну, а в конце путешествия любителям экстремального туризма предлагают пикник с обедом из экологически чистых продуктов с красным вином… И русской водкой… Вам обещают, что за проведённый день в зоне вы получите дозу меньшую, чем при рентгеновском обследовании. Но не советуют купаться, есть пойманную рыбу или дичь. Собирать ягоды и грибы, жарить их на костре. Дарить женщинам полевые цветы.  Вы думаете это бред? Ошибаетесь, ядерный туризм пользуется большим спросом, особенно у западных туристов. Люди едут за новыми и сильными впечатлениями, которых уже в мире мало где встретишь, слишком он обжит и доступен. Жить становится скучно. А хочется чего-то вечного…  Посетите ядерную Мекку… Цены умеренные"…