Презентация по литературе "Владимир Маяковский. Триумф и трагедия" (11 класс. Литература)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по литературе "Владимир Маяковский. Триумф и трагедия" рассчитана на два урока литературы в профильном классе, цель которого - погрузиться в художественный мир Владимира Маяковского, проследить путь поэта - бунтаря и новатора, революционность которого коснулась и эстетики, и идеологии, и того требовательного отношения к человеку, которое и после 1917 года диктовала задачи максимально честного служения идеям революции и привело к трагическому разладу и с собой, и с действительностью.
Иконка файла материала Маяковский. Триумф и трагедия.ppt
Учитель русского языка и литературы  МБОУ г. Кургана «Гимназия № 19» Котикова Вера Сергеевна ВЛАДИМИР  МАЯКОВСКИЙ.  Триумф и трагедия
Любит? не любит? Я руки ломаю и  пальцы разбрасываю разломавши  так рвут загадав и пускают по маю  венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и  бритье  Пусть серебро годов вызванивает  уймою  надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие
Из черновых набросков в последних записных  книжках поэта Владимира Владимировича  Маяковского (1893—1930), которые обычно  публикуются под названием «Неоконченное» (1928— 1930) в оригинальном виде—с соблюдением  орфографии автора, без знаков препинания:  Уже второй должно быть ты легла  А может быть и у тебя такое  Я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить  Море уходит вспять  Море уходит спать Как говорят инцидент исперчен  любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете  И не к чему перечень взаимных болей и обид
ВЛАДИМИР  МАЯКОВСКИЙ:  «Я сам расскажу о  времени и о себе…»
• И чувствую – “я” для меня мало. Кто­то из меня вырывается упрямо. В.Маяковский И чувствую – “я” для меня мало. Кто­то из меня вырывается упрямо. В.Маяковский
Родился 7 июля 1893 года в селе Багдады,  Кутаисской губернии, в Грузии.  Ваш отец – Владимир Константинович, лесничий.  Мать – Александра Алексеевна.  Две сестры – Ольга и Люда. Семья принадлежала к дворянскому сословию,  но жила она в весьма скромном достатке.
• Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в  Кутаиси. Учился хорошо, обзавёлся новыми друзьями. • Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не  по всей России, в том числе и в Кутаиси. Я вместе с  гимназистами старших классов принимал участие в  демонстрациях и выступлениях. • Но вскоре в нашей семье произошло событие, которое круто  переменило нашу жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения  крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на  отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.
• В гимназии и попробовал  писать. Другие пишут, а я  не могу?! Стал скрипеть.  Получилось невероятно  революционно и в такой  же степени безобразно. Не  помню ни строки. Написал  второе. Вышло лирично. Не  считая таковое состояние  сердца совместимым с  моим “социалистическим  достоинством”, бросил  вовсе.
• 1908 год, мне 14 лет – вступил в партию РСДРП. Затем нелегальная деятельность в  типографии, за что и был арестован. При аресте ел блокнот с адресами и в переплёте. • Слежка, общение с профессиональными революционерами, чтение марксистской  • За 11 бутырских месяцев перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт.  литературы, снова аресты. Темы, образы не моей жизни. • Вышел взбудораженный. Но до чего же нетрудно писать лучше их. Только нужен  опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу. • Я зашёл к тогда ещё товарищу по партии – Медведеву. Хочу делать  социалистическое искусство. Он долго смеялся: кишка тонка.  • Думаю всё­таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я сел  учиться.
• Давид Бурлюк, художник и поэт:  «С Владимиром мы  познакомились в училище  живописи. Сначала задирались –  вскоре подружились. Это мне он  прочёл свои первые стихи, выдав  их за “чьи­то”. Я сразу понял, чьи  это стихи, увидел в нём “дикого  самородка” и на следующий день  представил друзьям Маяковского  как “гениального поэта”. Это  смутило его. “Теперь пишите. А то  вы меня ставите в глупейшее  положение”, – сказал я ему. Но  слово было сказано о том, что  скрытой мечтой жило в нём: поэт.  Совсем не исключено, что он  ждал этого слова, и его оказалось  достаточно, чтобы преодолеть  сомнения».
• Маяковский: «Всегда с любовью думаю о  Давиде. Прекрасный друг. Мой  действительный учитель. Бурлюк сделал меня  поэтом. Читал мне французов и немцев.  Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не  отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50  копеек. Чтоб писать не голодая».
"Гилея" ­ первая  футуристическая  кубистическая  группировка.  Гилея – древняя лесистая область в Северном  Причерноморье, древнегреческое название области в Скифии
Манифест футуристов  «Пощёчина общественному  вкусу», 1912  • Текст манифеста  был сочинён  Бурлюком,  Кручёных,  Маяковским и  Хлебниковым в  течение одного  дня в гостинице  «Романовка» в  Москве.
• Д.Бурлюк: «Чтобы  “внедрить” в сознание  читающей публики новое  искусство, мы предприняли  поездку по городам России.  Наши выступления  сопровождались шумными  скандалами, полицейскими  запретами, невиданной по  активности и по  преимуществу ругательной  прессой, тем самым  создавшей нам широкую  известность. Желтая кофта  и цилиндр М., его остроумие  бьющие наотмашь реплики  – ответы на “каверзные”  вопросы из зала, наконец,  стихи выделявшиеся  мощной поэтической  энергией и яркой,  неожиданной метафорикой,  сделали его самой заметной  фигурой в нашей группе.
В октябре 1913 г. На открытии  кабаре "Розовый фонарь"того  же года выступил молодой  Маяковский и бросил в лица  завсегдатаев свое "Нате!": этого стихотворения. Маяковский пишет в  автобиографии, что "Розовый  фонарь" закрыли после чтения
Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.
Ничего не понимают Вошел к парикмахеру, сказал —  спокойный!  «Будьте добры, причешите мне  уши».    Гладкий парикмахер сразу стал  хвойный,  лицо вытянулось, как у груши.  «Сумасшедший! Рыжий!» —  запрыгали слова.  Ругань металась от писка до писка, и до­о­о­о­лго хихикала чья­то голова, выдергиваясь из толпы,  как старая редиска.  1913
А ВЫ МОГЛИ БЫ? А ВЫ МОГЛИ БЫ? Я сразу смазал карту будня,  плеснувши краску из стакана;  я показал на блюде студня  косые скулы океана.  На чешуе жестяной рыбы  прочел я зовы новых губ.  А вы ноктюрн сыграть могли бы  на флейте водосточных труб?  1913
Послушайте!  Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому­нибудь  Значит — кто­то хочет, чтобы   Значит — кто­то называет эти  нужно?  они были? плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях  полуденной пыли, врывается к Богу,  боится, что опоздал,  плачет, целует ему  жилистую руку, просит — чтоб обязательно  была звезда! ­ Послушайте! Клянется —  не перенесет эту беззвездную  муку!  А после ходит тревожный,  но спокойный наружно. Говорит кому­то:  «Ведь теперь тебе ничего?  Не страшно? Да?!»  Послушайте! Ведь, если звезды зажигают  —  значит — это кому­нибудь  нужно?  Значит — это необходимо,  чтобы каждый вечер  над крышами  загоралась хоть одна звезда?
А.А. Михайлов:  “Мир  не  раскрывает  свои  тайны  перед  поэтом,  и  он  недоумённо вопрошает: “Послушайте!..”. Несовершенство,  резкое  несоответствие  мечты  и  действительности  порождало  эти  недоумённые  вопросы”.
Б.Пастернак: “Я очень люблю раннюю лирику  Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её  серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была  так необычна”. Поэт использует здесь вечный  поэтический образ – звёзды, заменяя его своим –  “плевочки”.
• Не высидел дома. Анненский, Тютчев, Фет. Опять, тоскою к людям ведомый, иду в кинематографы, в трактиры, в кафе. За столиком. Сияние. Надежда сияет сердцу глупому. А если за неделю так изменился россиянин, что щеки сожгу огнями губ ему. Осторожно поднимаю глаза, роюсь в пиджачной куче. "Назад, наз­зад, н а з а д!" Страх орет из сердца. Мечется по лицу, безнадежен и скучен. Не слушаюсь. Вижу, вправо  немножко, неведомое ни на суше, ни в пучинах  вод, старательно работает над телячьей  ножкой загадочнейшее существо. НАДОЕЛО  • Нет людей. Понимаете крик тысячедневных  мук? Душа не хочет немая  идти, а сказать кому? Брошусь на землю, камня корою в кровь лицо изотру,  слезами асфальт  омывая. Истомившимися по  ласке губами тысячью поцелуев  покрою умную морду трамвая.
СЕБЕ, ЛЮБИМОМУ,ПОСВЯЩАЕТ ЭТИ СТРОКИ АВТОР  Четыре. Тяжелые, как удар. "Кесарево  кесарю ­ богу богово".  А такому, как я, ткнуться куда?  Где мне уготовано логово?  Если бы я был маленький,  как океан,­ на цыпочки волн встал,  приливом ласкался к луне бы.  Где любимую найти мне,  Такую, как и я?  Такая не уместилась бы  в крохотное небо!  О, если б я нищ был!  Как миллиардер! Что деньги душе?  Ненасытный вор в ней. Моих желаний разнузданной орде  не хватит золота всех Калифорний.  Если б быть мне косноязычным,  как Дант или Петрарка!  Душу к одной зажечь!  Стихами велеть истлеть ей!  И слова и любовь моя ­  триумфальная арка:  пышно, бесследно пройдут сквозь  нее любовницы всех столетий.  О, если б был я тихий, как гром,­  ныл бы, дрожью объял бы земли  одряхлевший скит.  Я если всей его мощью выреву  голос огромный,­  кометы заломят горящие руки,  бросаясь вниз с тоски.  Я бы глаз лучами грыз ночи –  о, если б был я тусклый, как  солнце!  Очень мне надо сияньем моим  поить земли отощавшее лонце!  Пройду, любовищу мою волоча.  В какой ночи бредовой,  недужной какими Голиафами я  зачат –  такой большой  и такой ненужный?  1916
Герой ранней лирики • В полном разладе с этим миром • Бросает вызов «сытым и жирным», «желудкам в панаме»  • Сознательно эпатирует публику И ВСЁ ЖЕ • Душа лирического героя предельно обнажена,  уязвима, ранима • Переживания драматичны: герой одинок и обречен  на непонимание •  комического и трагического» (Ю. Тынянов)  «Стихотворения Маяковского все время на острие Особенности ранней лирики Маяковского: ­ необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая  новизна; ­ видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое; ­ видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен; ­ за резкость скрывается глубокая лирика; ­ в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.
Маяковский и революция Октябрь. Принимать или не  принимать? Такого вопроса для меня  (и для других москвичей­футуристов)  не было. Моя революция. Пошел в  Смольный. Работал. Все, что  приходилось. Начинают заседать.
18­й год.  РСФСР – не до  искусства. А мне именно  до него. Заходил в  Пролеткульт.  Отчего не в партии?  Коммунисты работали на  фронтах. В искусстве и  просвещении пока  соглашатели.
20­й год Дни и ночи РОСТа. Наступают  всякие Деникины. Пишу и рисую.  Сделал три тысячи плакатов и тысяч  шесть подписей.
1923 год Организуем ЛЕФ. «ЛЕФ» –  это охват большой  социальной темы всеми  орудиями футуризма. Один  из лозунгов ЛЕФа –  деэстетизация  производственных искусств,  конструктивизм. Поэтическое  приложение: агитка и агитка  хозяйственная – реклама.
Стремление властей к  политической монолитности и  художественному единообразию Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», 1920   Резолюция «О политике партии в области  художественной литературы», 1925 Постановление «О перестройке литературно­ художественных организаций», 1932 Создание Союза советских писателей, 1932 Утверждение соцреализма как единого  творческого метода
Литературно­ организационная  деятельность Маяковского  • Обращение к социальной  проблематике. • Создание ЛЕФа. • Сатирическое творчество. • Зарубежные поездки.  • Причины вступления в РАПП. • Посмертная «реабилитация».
РАПП ­ Третирование   писателей –  «попутчиков» («Кто не   с нами, тот против нас»,  «Союзник или враг»).  ­ Неприятие фантастики  и романтизма. ­ Вульгарный социализм. ­ Теория «живого  человека», оторванного  от социально­ исторической среды ЛЕФ ­ Идея «социального  заказа». ­ Идея  «литературного  факта». ­  Конструктивизм.  ­ Агитационная  деятельность.
Причина перехода в РАПП ­  надежда на объединение талантов и  сил во имя общей цели ЛЕФовцы  объявили  бойкот РАППовцы  не приняли  как равного,  назвав  «попутчиком»
Б. Пастернак Маяковскому Вы заняты нашим балансом.  Трагедией ВСНХ,  Вы, певший Летучим  голландцем  Над краем любого стиха. Холщовая буря палаток  Раздулась гудящей Двиной  Движений, когда вы,  крылатый,  Возникли борт о борт со  мной. И вы с прописями о нефти?  Теряясь и оторопев,  Я думаю о терапевте. Который вернул бы вам  гнев. Я знаю, ваш путь  неподделен,  Но как вас могло завести  Под своды таких  богаделен  На искреннем вашем пути?  1922
Б. Пастернак. Поэт и время. • Брак поэта с временем ­ насильственный брак.  Брак, которого, как всякого претерпеваемого  насилия, он стыдится и из которого рвется ­  прошлые поэты в прошлое, настоящие в  будущее... Вся советская поэзия ­ ставка на  будущее. Только один Маяковский, этот  подвижник своей совести, этот каторжанин  нынешнего дня, этот нынешний день  возлюбил: то есть поэта в себе превозмог.
Б. Пастернак. Люди и  положения. • Были две знаменитых фразы о  времени. Что жить стало лучше, жить  стало веселее и что Маяковский был  и остался лучшим и талантливейшим  поэтом эпохи. (...) Маяковского стали  вводить принудительно, как  картофель при Екатерине. Это было  его второй смертью. В ней он  неповинен.(...)
Стихи советского периода
«Сатира — это взгляд на мир через  увеличительное стекло». И мне  агитпроп              в зубах навяз, и мне бы      строчить                 романсы на вас,— доходней оно             и прелестней. Но я    себя       смирял,           становясь на горло         собственной песне. Слушайте,         товарищи потомки, агитатора,          горлана­главаря. Заглуша        поэзии потоки, я шагну        через лирические томики, как живой          с живыми говоря… Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту, Стихи стоят свинцово­тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло Нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, Готовая рвануться в гике, Застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики.
Прозаседавшиеся  Чуть ночь превратится в  рассвет, вижу каждый день я: Кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в  учрежденья. Обдают дождем дела  бумажные, чуть войдешь в здание: Обдают дождем дела бумажные, чуть войдешь в здание: отобрав с полсотни — самые важные! — служащие расходятся на  заседания. Заявишься: «Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени она».— «Товарищ Иван Ваныч ушли  заседать — объединение Тео и Гукона».
Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: «Через час велели прийти  вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом». Через час: ни секретаря, ни секретарши нет — голо! Все до 22­х лет на заседании комсомола. Обдают дождем дела  бумажные, чуть войдешь в здание: отобрав с полсотни — самые важные! — служащие расходятся на  заседания. Заявишься: «Не могут ли аудиенцию  дать? Хожу со времени она».— «Товарищ Иван Ваныч ушли  заседать — объединение Тео и Гукона».
«Зарезали! Убили!» Мечусь, оря. От страшной картины  свихнулся разум. И слышу спокойнейший голосок  секретаря: «Оне на двух заседаниях  сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится  раздвоиться. До пояса здесь, а остальное там». С волнения не уснешь. Утро раннее. Мечтой встречаю рассвет  ранний: «О, хотя бы еще одно заседание относительно  искоренения всех  заседаний!»
Реализованная метафора?  Политическая карикатура? ­  «Оружия любимейшего род»
В 1930 году, за три недели до  смерти, Маяковский говорил:  “Как­то  так  получилось,  что  всю  жизнь  я  работал не над тем, чтобы делать красивые  вещички и ласкать человеческое ухо; всё у  меня  устраивалось  так,  что  я  неприятности  людям  доставлял.  И  лет  моей  литературной  работы  главным  образом,  выражаясь  просто,  литературный  мордобой,  каждую  минуту  мне  приходилось отстаивать свои позиции”. ­  это,  20  т.е.
Чужой среди своих
Домой! Я хочу быть понят  моей страной, А не буду понят,  так что ж – По родной стране  пройду стороной,  Как проходит  косой дождь.
Предсмертное  письмо  В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не  сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.      Мама, сестры и товарищи, простите ­ это не способ (другим не  советую), но у меня выходов нет.      Лиля ­ люби меня.  Товарищ правительство, моя семья ­ это Лиля Брик, мама, сестры и  Вероника Витольдовна Полонская.      Если ты устроишь им сносную жизнь ­ спасибо.      Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.  Как говорят ­  "инцидент исперчен",  любовная лодка  разбилась о быт.  Я с жизнью в расчете  и не к чему перечень  взаимных болей,  бед и обид.  Счастливо оставаться.  Владимир Маяковский.  12. 04. 30 г.      Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным.      Сериозно ­ ничего не поделаешь.      Привет.
М. Цветаева  Маяковскому Превыше крестов и труб.  Крещенный в огне и дыме,  Архангел­тяжелоступ —  Здорово, в веках  Владимир! Он возчик и он же конь, Он прихоть а он же право.  Вздохнул, поплевал в  ладонь:  — Держись, ломовая слава! Певец площадных чудес —  Здорово, гордец чумазый,  Что камнем — тяжеловес  Избрал, не прельстясь  алмазом. Здорово, булыжный гром!  Зевнул, козырнул — и  снова  Оглоблей гребет — крылом  Архангела ломового. 18 сентября 1921
М. Цветаева Много храмов  разрушил, А этот — ценней всего. Упокой, Господи,  душу усопшего  врага твоего. Савойя, август 1930
Б. Слуцкий Ботинки Маяковского В маленькой квартирке Маленький музей: Вещи Маяковского, Книги его друзей. Сорок седьмой номер: Огромные, как сапоги. К ботинкам Маяковского Не подобрать ноги. Ботинки Маяковского Носить не смог никто. Кроме того, что осталось Его пальто. Чашечки Маяковского  На полочке стоят. сколько мёду и яду Чашечки таят? Кроме того, что остался Его пример, Но больше человеческого, Его размер. Кроме того, ботинки, Кроме того, пальто. Чашу Маяковского Не осушил никто.