Презентация по литературному чтению 2 класс.Художественная литература национальных регионов России на русском языке. Фольклор черкесов (адыгов).Нартский эпос.
Оценка 4.9

Презентация по литературному чтению 2 класс.Художественная литература национальных регионов России на русском языке. Фольклор черкесов (адыгов).Нартский эпос.

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
русская литература
2 кл
10.01.2017
Презентация по литературному чтению 2 класс.Художественная литература национальных регионов России на русском языке. Фольклор черкесов (адыгов).Нартский эпос.
Знакомство с нартским эпосом народов Северного Кавказа.Каждый слайд описывает одного из наиболее значимых героев эпоса. Дети не только знакомятся с героями , но и приобщаются к традиционной культуре родного края,знакомятся с народным фольклором ,с историческим наследием родного края. Формируется позитивное, уважительное отношение к родному краю, наследию, традициям, городу, его жителям.
МКОУ «СОШ № 27» моя.ppt

Тема: Художественная литература национальных регионов

Тема: Художественная литература национальных регионов


Тема: Художественная литература национальных регионов России на русском языке.
Фольклор черкесов (адыгов).Нартский эпос.


Подготовила учитель начальных классов Ашинова Альбина Мухамедовна.

МКОУ «СОШ № 27» г.Нальчик

Задачи проекта: Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении

Задачи проекта: Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении

создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал школьников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи проекта:
Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении.
Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народным фольклором ,традициями.
Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, наследию, традициям, городу, его жителям.

Цель проекта:

Занятия познавательного цикла, по развитию речи;

Занятия познавательного цикла, по развитию речи;

Занятия познавательного цикла, по развитию речи; Совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей (изготовление поделок из природного материала, работа над краткосрочными проектами «Мой край», «История моего края», «Моя семья, традиции моей семьи», «Мой любимый герой эпоса» сочинение сказок , посещение музея и прочее);

Знакомство с творчеством художников и писателей Кабардино-Балкарии, чтение произведений писателей, разучивание стихов.

Реализация проекта осуществляется через:

Фольклор черкесов (адыгов) Богатейший фольклор черкесов создавался в глубокой древности

Фольклор черкесов (адыгов) Богатейший фольклор черкесов создавался в глубокой древности

Фольклор черкесов (адыгов)

Богатейший фольклор черкесов создавался в глубокой древности.
Он состоит:
- из песен ;
- сказок и сказаний ;
- пословиц;
- загадок и иносказаний ;
- частушек;
- скороговорок
Черкесские песни делятся на героические -, исторические, обрядовые -,любовно-лирические, траурные песни пахоты, косьбы, свадебные,танцевальные и многие другие. Они исполняются на всех семейных и общественных празденствах в сопровождении струнных оркестров, гармоний и др. инструментов.

Нарты - легендарные герои древнего народного эпоса, общего для всего

Нарты - легендарные герои древнего народного эпоса, общего для всего

Нарты - легендарные герои древнего народного эпоса, общего для всего Северного Кавказа.  Само слово "нарт" означает - "глаз дарящий", т.е. готовый, оказывая помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь. Первые записи сказаний о нартах на кабардино-адыгейском языке появились в сороковых годах прошлого века. Эпос “Нарты” по своей художественной значимости приравнивается к таким мировым произведениям устного народного творчества, какими являются “Илиада”, “Одиссея”, “Махабхарата”. Автором записей был Шора Ногмов. Приблизительно в те же годы этнограф и литератор Султан-Хан-Гирей опубликовал черкесские мифы и легенды из нартского эпоса. Другим наиболее круп­ным собирателем нартских сказаний был Кази Атажукин. В нартский эпос входят сказания о Сосруко, Бадыноко, Ашамезе, Батарезе, Тлепше, Уазырмесе, девушке Мелечипхе, Куйцуке, Шауее, девушке Даханаго и др. Нартский эпос является отражением национального характера не только черкесов, но и всех северокавказцев. Содержание этого эпоса разворачивается вокруг жизненно важных, конкретных тем и конфликтов: глубокое чувство любви к родной земле, трудолюбие героев эпоса, их бесстрашие в борьбе с носителями зла, помощь слабому, защита обиженного, выносливость в походах, смекалка в трудные минуты, твердость характера и неукратимость в борьбе. Нарты - бесстрашные защитники родины. Стоит только приблизиться врагу к стране нартов, как стар и млад, все выходят на поле битвы.

Нартский эпос.

“Только тот достоин счастья, Кто добудет счастье людям”. Из эпоса “Нарты”.

Богатыри - нарты и храбрые воины, и хлебопашцы, но они также искусные плясуны, певцы и музыканты

Богатыри - нарты и храбрые воины, и хлебопашцы, но они также искусные плясуны, певцы и музыканты

Богатыри - нарты и храбрые воины, и хлебопашцы, но они также искусные плясуны, певцы и музыканты. На нартских сходах-хасах всегда устраивались соревнования по джигитовке,



стрельбе из лука,метанию камня и борьбе. Лучшие певцы и музыканты удостаивались даже золотой чаши.

В нартском эпосе почетное место занимает и женщина

В нартском эпосе почетное место занимает и женщина

В нартском эпосе почетное место занимает и женщина. Она - заботливая, любящая мать, воспитательница богатырей, готовых на славные подвиги во имя родной земли, она мудрый, верный друг мужчины, нередко помогающая ему разгадать тайны природы, коварные происки врагов и одолеть их. Нарты идут за советом к матери Сатаней, и она находит выход из самого сложного положения.
Интересен и образ маленькой Малечипх, мудрой, на­ходчивой, остроумной. Сказанное о Малечипхе - это сво­еобразный гимн уму и верности женщины, силе ее большой преданной любви, которая преодолевает все испытания.
Особое место среди женских образов эпоса занимает Даханаго. Девушка Даханаго - поэтическое олицетворе­ние человеческого счастья. На недосягаемых снежных вершинах обитает Даханаго - Счастье народное. Девяно­сто девять витязей хотели завладеть ею, но все они по­гибли. Погибли потому, что «каждый жаждал власти, счастьем завладеть пытаясь»

Женщины в нартском эпосе

Сатаней-гуаша1 у реки стирала.

Сатаней-гуаша1 у реки стирала.

Сатаней-гуаша1 у реки стирала. Нартский пастух, которого звали Сосом2, пас коров на другом берегу реки. Не совладал он с собой, семени своего не смог удержать, попал им в камень, лежавший рядом с Сатаней.
Сатаней камень взяла, в теплую тряпку завернула, в дом принесла и на печь положила. Семя пастуха, что лежало в теплой тряпке, все росло и большим стало. Родившемуся из него мальчику дали имя Сосруко3. Тело Сосруко стало сталью, крепчайшей сталью. Отнесли Сосруко в кузницу к Тлепшу4 и семь раз закалили. После этого его тело чуть мягче стало. Но когда Сосруко закаляли, держали его клещами за колени и они остались такими, как у обычного человека.
1. Сатаней-гуаша главная героиня адыгского эпоса, хозяйка и распорядительница всего нартского хозяйства
2. Сос – одно из имен пастуха.
3. Сосруко – букв. “сын Coca”, главный герой адыгского нартского эпоса
4. Тлепш – бог железа, покровитель кузнецов.

Нарты. Сосруко.

Бадыноко прежде всего - защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов

Бадыноко прежде всего - защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов

Бадыноко прежде всего - защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым разорителям нартской земли, «уничтожившим все живое.Бадыноко — оплот морали в адыгском эпосе, как старый Урызмаг — в осетинской нартиаде и Карашаууай — в карачаево-балкарской. Герой мудр и сдержан, почитает старших. Бадыноко совершает подвиги в одиночку, редко — в паре с кем-то из нартов (с Сосруко). Герой родился в доме нарта Бадына, но вырос вдали от нартского общества, потому что те пытались убить Бадыноко, когда он еще был младенцем. Богатырь прославился тем, что разгромил вечных врагов нартских родов — чинтов и победил злого иныжа. Бадыноко не любит шумных пиров и сборищ. В отличие от нартов-богоборцев, Бадыноко обращается за помощью к небожителям и пытается внушить богобоязненность соплеменникам. Благодаря Бадыноко жестокий нартский закон, гласящий, что старых нартов, не способных ходить в походы, нужно сбрасывать со скалы, был отменен, а его отец Бадын был спасен. Бадыноко считается наиболее архаичным героем адыгской нартиады.

Бадыноко.

В сказаниях о нарте Батарезе читатель без труда обнаружит, что это сказание не только в общем, но и в деталях сходится с известным в греческой…

В сказаниях о нарте Батарезе читатель без труда обнаружит, что это сказание не только в общем, но и в деталях сходится с известным в греческой…

В сказаниях о нарте Батарезе читатель без труда обнаружит, что это сказание не только в общем, но и в деталях сходится с известным в греческой мифологии повествованием о прикованном Прометее. Если обратиться к самим греческим авторам, которые называли Кавказ как место заточения Прометея, то становится бесспорным факт, что легенда о прикованном к скале впервые зародилась среди кавказских племен и народностей. Бог хочет образумить нарта Батраза и посылает ему испытание, с которым тот не может справиться. Всевышний оставил на дороге перед Батразом мешочек, который весил столько же, сколько весит Земля. Батраз с трудом отрывает мешочек от земли, при этом сам уходит в землю по пояс.

Батараз

Ашамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя

Ашамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя

Ашамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с помощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Интересна свирель Ашамаза — она имеет два конца, один — черный, другой — белый. Если подуть в черный конец, то наступает засуха, голод, а если подуть в другой конец — изобилие, радость. Для мышления древних характерно и такое отождествление: черное — смерть, светлое — жизнь. Добро и зло тоже из одной сущности, из одного предмета. Добро и зло не от бога и не от человека, а сами по себе, соприкасаясь, находятся в свирели, и лишь тот, в чьи руки она попадет, определяет характер будущего;

Ашамаз

Одно из главных мест в нартском эпосе занимает

Одно из главных мест в нартском эпосе занимает

Одно из главных мест в нартском эпосе занимает Тлепш — покровитель кузнечного ремесла, любимец нартов, творец первых кузнечных орудий: молота, клещей, наковальни и серпа.

Тлепш

Малечипх Интересен и образ маленькой

Малечипх Интересен и образ маленькой

Малечипх

Интересен и образ маленькой Малечипх, мудрой, находчивой, остроумной. Сказанное о Малечипхе - это своеобразный гимн уму и верности женщины, силе ее большой преданной любви, которая преодолевает все испытания.

Даханаго Особое место среди женских образов эпоса занимает

Даханаго Особое место среди женских образов эпоса занимает

Даханаго

Особое место среди женских образов эпоса занимает Даханаго. Девушка Даханаго - поэтическое олицетворение человеческого счастья. На недосягаемых снежных вершинах обитает Даханаго - Счастье народное. Девяносто девять витязей хотели завладеть ею, но все они погибли. Погибли потому, что «каждый жаждал власти, счас­тьем завладеть пытаясь»

Сказание о Даханаго.
Говорит сказанье нартов: «Кто красивей всех красавиц?» Красотою славясь дивьей, Всех красивей — Даханаго. Нету равной Даханаго: Светозарна дни и ночи — Ей сродни весною солнце И луна во тьме осенней. Руки белые во мраке Светом светятся лучистым, Брови — ласточкины крылья, Косы — шелка шелковистей. На щеках — зари румянец, А глаза — как звезды блещут. Кто ни взглянет — всех пленяет, Все сердца пред ней трепещут»

Сатаней Эта героиня умна, хитра, запаслива и хозяйственна, она хорошая мать и супруга

Сатаней Эта героиня умна, хитра, запаслива и хозяйственна, она хорошая мать и супруга

Сатаней

Эта героиня умна, хитра, запаслива и хозяйственна, она хорошая мать и супруга. Нарты всегда обращаются за советом к Сатаней, и советы ее всегда оказываются верными. Многие нарты избежали смерти благодаря этой героине. Сатаней по праву пользуется безграничным уважением среди нартов и занимает в их обществе едва ли не самый высокий статус. 

Используемые ресурсы: Гадагатль

Используемые ресурсы: Гадагатль

Используемые ресурсы:

Гадагатль А.М. Память нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса “Нартхэр” адыгских народов. Монография. - Майкоп: ГУРИПП “Адыгея”, 2002. - 440с.
 Непсо М.С. Адыгская художественная культура. – Майкоп, РИПО “Адыгея”, 200. – 204с.
Нарты. Кабардинский эпос. М., 1957
Андрей Жуков.,Нартский эпос как альтернативный источник.М.,
Словарь и комментарии Б.А. Калоева Перевод с осетинского Ю. Либединского.Сказания о нартах. РИПП им. Гассиева, Владикавказ, 2000 г.
https://www.google.ru/secrethistory.su/
http://librebook.ru/narty__adygskii_epos/vol7/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нартский_эпос/
http://myfhology.info/heroes/n/narts.html

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017