Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы.
Бабушка была «ума светлого и по своему времени образованною». Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.
Поэт не стал далёкой тенью,
Святыней, отданной в музей.
Он шумно празднует рожденье
Среди бесчисленных друзей…
С.Я. Маршак.
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях».
« Сказка о царе Салтане, его сыне
князе Гвидоне и прекрасной царевне
лебеди».
«Сказка о золотом
петушке».
«Сказка о попе и его работнике
Балде».
Тема: Детство А.С. Пушкина.
Образ няни в лирике поэта.
Запись из
метрической книги
церкви Богоявления
в Елохове:
«Мая 27. Во дворе
колежского
регистратора Ивана
Васильева Скварцова
у жильца его Моёра
Сергия Львовича
Пушкина родился сын
Александр. Крещен
июня 8 дня.
Восприемник граф
Артемий Иванович
Воронцов, кума мать
означенного Сергия
Ксавье де Местр. Пушкинребенок.
1800—1802.
Родители поэта.
Надежда Осиповна Пушкина
Сергей Львович Пушкин
Бабушка А.С. Пушкина.
Из воспоминаний бабушки: «Не
знаю, что выйдет из
моего старшего
внука. Мальчик умен и
охотник до книжек, а
учится плохо, редко
когда урок свой сдаст
порядком; то его не
расшевелишь, не
прогонишь играть с
детьми, то вдруг так
развернется и
расходится, что ничем
его не уймешь: из
одной крайности в
другую бросается, нет
у него середины…»
Мария Алексеевна Ганнибал
А.С.Пушкин.
Автопортрет в круге.
1817
Арина Родионовна
А.С. Пушкин, 12 лет
«…в вечерней тишине
Являлась ты веселою
старушкой,
И надо мной сидела в
шушуне,
В больших очках и с резвою
гремушкой.
Ты, детскую качая
колыбель,
Мой юный слух напевами
пленила
И меж пелен оставила
свирель,
Анализ стихотворения.
□1. Тема стихотворения (о чем
стихотворение?)
□2. Настроение стихотворения.
Анализ стихотворения.
4. Как выражается настроение?
А) композиция
( Как построено стихотворение? На
какие части можно его
разделить? О чем каждая часть?)
В) Как звучит стихотворение?
Б) Какие картины вам
представляются?
Анализ стихотворения.
5. Каким мне представляется
лирический герой этого
стихотворения?
стихотворения.
6. Какие мысли и чувства автор
хотел донести до читателя?
( идея стихотворения)
7. Личные впечатления от
Подведем итоги.
□Кем являлась Арина Родионовна для
А.С. Пушкина?
□Какие чувства испытывал к ней поэт?
□Что нового вы узнали сегодня на
уроке?
□Понравился ли вам сегодняшний
урок?
Домашнее задание.
□Приготовить выразительное
чтение наизусть «У лукоморья».