Тема: Г.Остер «Вредные советы»
Цель: изучение творчества Г. Остера на примере его произведений: «Вредные
советы».
Задачи:
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев
художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических ценностей.
Регулятивные: использовать в работе дополнительный материал.
Познавательные: представлять информацию в виде таблицы;
анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения на поступки; выполняя
различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Материал и оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал
(биография писателя, отрывки из книги «Вредные советы»).
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я,
меня зовут Елена Николаевна. Для начала я предлагаю вам собраться в
кружок, взяться за руки и подарить друг другу чуточку тепла через легкое
пожатие рук и, конечно же, улыбку. (звучит 1 куплет песни «Улыбка»)
Давайте поделимся улыбкой и с нашими гостями.
II. Стадия вызова.
1. Проблемная ситуация.
Ребят, посмотрите, что в классе не так? (парты)
Как вы думаете почему? (будем работать в группах)
Совершенно верно, и чтобы разделиться на группы, я предлагаю вам
посмотреть на картинки, которые разложены на столах, и занять место, где
картинка вам знакома или просто понравится. Спасибо, а теперь внимание на
проектор (слайд №1)
Как вы думаете, как эти картинки связаны между собой? Если дети не
смогли ответить, открывается еще одна картинка. Опять вопрос:
Как теперь связать их между собой? Открывается последняя картинка,
(слайд №2) по которому дети могут догадаться, что все это произведения
Григория Остера.
2. Постановка учебной задачи.
Кто может сформулировать тему урока? (Произведение Г. Остера «Вредные
советы»)
III. Фаза осмысления.
1. Работа с биографией писателя.
Когда вы знакомитесь с писателем, с чего начинается ваше знакомство? (с
биографии) Сегодня я предлагаю вам выбор: Как бы вы хотели познакомиться с
биографией писателя? Есть три варианта: 1 – вы знакомитесь самостоятельно;
2 – вам рассказываю я; 3 – вы работаете с биографией писателя в группах? В
конце этой работы вам нужно будет заполнить таблицу.
Приём «Вопросная таблица». (работа группы)
Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги, на которых вы можете увидеть
краткую биографию писателя. (1 организатор читает биографию). (слайд 3)
Возьмите в руки карандаш и отметьте те моменты, которые вам показались
наиболее интересными (их должно быть не менее трёх).
2 –секретарь – записывает, 3 спикер – представляет результаты работы
группы, 4 – хранитель времени – следит, чтобы группа закончила работу в
определенное время, вся группа аналитики
Ниже вы видите таблицу, которая состоит из 4 столбиков. В самом верху
написаны вопросы. Ваша задача – заполнить столбцы таблицы, используя тот
материал, который вы отметили.
Дети начинают заполнять таблицу вместе со мной, затем продолжают
самостоятельно.
Григорий Остер – детский писатель. Он родился в 27 ноября 1947 года
Григорий Бенционович Остер
в Одессе.
В 1970 году приезжает в Москву и поступает в институт.
Во время учёбы писал пьесы для кукольных театров.
В 1975 году вышла первая детская книжка.
В 1990 году публикует знаменитые детские книги: «Бабушка удава»,
«Вредные советы». Пишет сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста»,
«38 попугаев» и другие.
В последние годы появились книжки новой серии: «Задачник.
Ненаглядное пособие по математике», «Физика. Ненаглядное пособие.
Задачник».
С 2008 вместе с певицей Натальей Ионовой ведёт программу «Детские
шалости» на телеканале СТС.
Проверка заполненной таблицы. Ученик из группы, которая справилась с
Кто?
Что делает?
Когда?
Где?
заданием раньше других зачитывает то, что получилось, остальные проверяют
и дополняют.
Итак, подведем итог, какую работу вы сейчас выполнили? (заполнили
таблицу) – С какой целью? (познакомились с интересными фактами из жизни
писателя)
Каков наш следующий шаг? (теперь приступим к знакомству с его
произведениями).
2. Работа с «Вредными советами». Откройте учебник на странице 183, прочитайте заголовок, что значит
вредные советы? Прочитайте вступление.
А вы себя считаете послушными детьми? (да)
Тогда вам не надо читать эти советы? Ответ аргументируйте: если надо, то
почему, и если не надо, то почему?
Сейчас ваша задача будет в следующем: вы внимательно читаете все советы,
обсуждаете их в группе, выбираете совет, который вам показался наиболее
интересен, и представляете его классу в виде театрализованной миниатюры:
(1 читает, остальные изображают).
(Работа ребят с советами, представление групп)
Как вы думаете, почему автор написал именно «Вредные советы»? (..)
Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? (Обычно дети не
любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как
нельзя поступать.)
Подберите антоним к слову вредные – (полезные)… Давайте найдем какие
полезные советы спрятал автор в своем произведении)
Ребят, как вы думаете, с какой целью авторы учебника включили эти
советы? (чтобы мы не были как эти дети)
А вы уверены, что вы не забудете этих советов? (да) А если забудете? Что
можно сделать, чтобы наверняка не забыть? (записать, выучить….)
А можно создать памятку? (да) С какой целью? (чтобы не забыть самим;
подарить; оставить будущим первоклассникам…)
Но не все первоклассники умеют читать, что делать? (нарисовать)
Я предлагаю вам ваш совет превратить в памятку «Полезные советы»
(работа над памяткой, презентация работы)
IV. Фаза рефлексии.
Лист самооценки
Домашнее задание.
Дома найти и создать для памятки еще по одному совету, а на уроке
технологии мы с вами сделаем книжицу «Полезных советов».