Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Оценка 5

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
чтение
2 кл—4 кл
22.01.2017
Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня.
2016 МО выступление смысловое чтение.pptx

Смысловое чтение Плюснина Надежда

Смысловое чтение Плюснина Надежда

Смысловое чтение

Плюснина Надежда Борисовна
МБОУ ДСОШ №3
Учитель начальных классов
I категории

2016

Смысловое чтение и работа с текстом как одно из направлений работы в начальной школе

Смысловое чтение и работа с текстом как одно из направлений работы в начальной школе

Смысловое чтение и работа с текстом как одно из направлений работы
в начальной школе

Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д

Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)

Смысловое чтение В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;…

Смысловое чтение В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;…

Смысловое чтение

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации (стр. 106 ПООП НОО – познавательные универсальные учебные действия)

умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию) Смысловое чтение

умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию) Смысловое чтение

умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение

УУД , состоящее из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), умения определять основную и…

УУД , состоящее из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), умения определять основную и…

представляет собой комплексное УУД, состоящее из:
осмысления цели чтения (для чего?),
умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
умения определять основную и второстепенную информацию.
умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

Смысловое чтение

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Навык чтения Смысловая сторона

Навык чтения Смысловая сторона

Навык чтения

Смысловая
сторона

Техническая
сторона

способ чтения,
темп чтения,
правильность,
выразительность

понимание
содержания
и смысла
прочитанного

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Процессы: Ассоциации Антиципация

Процессы: Ассоциации Антиципация

Процессы:
Ассоциации
Антиципация
Обращение к жизненному опыту
Гипотеза

До чтения

Объекты:
Название
Эпиграф
Предисловие
Содержание
Автор
Источник

Повышение мотивации чтения текста

Работа с текстом до чтения 1

Работа с текстом до чтения 1

1 этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Технология продуктивного чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.

2этап Работа с текстом во время чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной восприятие

3 этап. Работа с текстом после чтения

Ассоциативный куст

Ассоциативный куст

Ассоциативный куст

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Чтение с остановками Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета

Чтение с остановками Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета

Чтение с остановками

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Читаем и спрашиваем

Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом

Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом

Дневник двойных записей


Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
 

Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами

Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами

Чтение с пометками


Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Ромашка Блума

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные

Ромашка Блума

Ромашка Блума

Ромашка Блума

Ромашка Блума

Простые вопросы . Проверяют знание текста

Простые вопросы . Проверяют знание текста

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

Классификация вопросов Б.Блума:

Уточняющие вопросы . Выводят на уровень понимания текста

Уточняющие вопросы . Выводят на уровень понимания текста

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Творческие вопросы . Подразумевают синтез полученной информации

Творческие вопросы . Подразумевают синтез полученной информации

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов

Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы)

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Согласны ли Вы…?

Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

МОРЕ ВОПРОСОВ ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ

МОРЕ ВОПРОСОВ ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ

МОРЕ ВОПРОСОВ

ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
ответ ищи в тексте

ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ
Ответ читай между строк

ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ
Связанные со своим жизненным опытом

Почему…?

Что, если…?

Как…?

Если бы я…, то…?

Как текст связан с реальной жизнью?

Кто…?

Где…?

Когда…?

Что…?

О чём? (1 слово) Особенности, отличия (2 слова)

О чём? (1 слово) Особенности, отличия (2 слова)

О чём? (1 слово)
Особенности, отличия (2 слова).
Место и время действия (3 слова).
Главные события (4 слова).
Главные герои, их особенности (5 слов).
Ваши чувства в ходе мероприятия (6 слов).
Попытайтесь дополнить первую строку (7 слов).
Ваше личное мнение, рекомендации (8 слов).

Пирамида-отзыв

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский

РАБОТА С ТЕКСТОМ

РАБОТА С ТЕКСТОМ

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Как определить основную мысль текста?

Как определить основную мысль текста?

Как определить основную мысль текста?

Текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). Навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. Большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты

Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тематическую цепь, следить за развитием логики повествования

Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тематическую цепь, следить за развитием логики повествования

Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тематическую цепь, следить за развитием логики повествования. Тема – это известные данные, рема – новая информация. Зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл.
Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

Как выделить основную мысль текста?

При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков

При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков

При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.
Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.

Нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом

Нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом

Нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом. Соединение анализа и синтеза – лучший вариант изучения любого материала

Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова

Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова

Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Алгоритм определения основной мысли текста

Постарайтесь определить главную задачу автора

Постарайтесь определить главную задачу автора

Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.

Подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия?

Подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия?

Подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия? Как освещаются проблемы автором? Какова его позиция? Как именно автор оценивает явления и предметы? Таким образом вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования.
Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.
Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017