Презентация по математике на тему «Отбор корней тригонометрических уравнений»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка урока математики «Отбор корней тригонометрических уравнений» предназначена для изучения темы обучающимися 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Тригонометрические формулы".Исходя из целей урока были спланированы следующие моменты: повторение – как теоретическая основа ранее изученного материала; задания дифференцированные, что способствует созданию ситуации выбора, успеха, учебной самостоятельности, для учащихся с различными каналами восприятия использованы разнообразные задания и иллюстративный материал.
Иконка файла материала Отбор корней тригонометрических уравнений с помощью единичной окружности.pptx
МОУ СОШ №1 п. Селижарово учитель математики 1 категории Томилина Н.В.
Эпиграф: • Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, • второе - быть ясным и, насколько можно, простым. французский государственный и военный деятель, инженер и Лазар Карно учёный
Способы отбора корней I способ : перебор корней по параметру n II способ:  решение двойного неравенства  относительно параметра n
Тема урока: Отбор корней III способ:  тригонометрических с помощью единичной уравнений окружности
Цель урока • Рассмотреть еще один способ отбора корней тригонометрического уравнения - с помощью единичной окружности.
План урока 1. Повторение теоретического материала 2. Исторические сведения 3. Проверка домашнего задания 4. Ознакомление с третьим способом отбора корней 5. Закрепление 6. Подведение итогов
1 2 Р а м з 3 котангенс косинус синус а тангенс к н и 4
Косинус  cos – абсцисса точки Р при повороте на угол а, где Р(1;0) → М(х;у)  2 sin Синус  sin – ордината точки Р повороте на угол а, при где Р(1;0) → М(х;у) М(х;у) y 1    0 cos 1 Р(1;0) x Тангенс  tg = sin cos a a Котангенс  cos сtg = sin a a
"Собери формулу" 2вариант sin2  1вариант  a 2sin   2 cos 1 a   tg ( ) a  tga  2  a 2 atg 2 cos  sin  1 sin( ) 2  a a cos      2 sin tg sin cos cos 1  1 2 cos cos  1 tga  1 ctga sin(  2 a 2 sin a  ctga 2 a ctg   2  (   2 cos    2  sin  2   cos 1 1  2 sin  cos  sin  cos a a ) )    ctg  ctg 
1вариант        Общие 2вариант         Частные Уравнение Формула корней Уравнение Формула корней 1. sinx = a, | a|≤1 2. cosx = a,       |a|≤1 3. tg x = a x = (­1)narcsin a +  kπ , k є Z x = ±arccos a + 2 kπ , k є Z x = arctg a +  kπ , 4. ctg x = a x = arcctg a +  kπ ,  k є Z k є Z 1. sinx = 0 x =  kπ , k є Z 2. sinx = 1 π /2 + 2 k π , k є  x =  Z 3. sinx = –1 x = – /2+ 2 k π , k є  π 4. cosx = 0 Z x =  π /2 +  k π , k є Z 5. cosx = 1 6. cosx = –1 x =  x = 2 kπ , k є Z π  + 2 k π , k є Z
На разных единичных окружностях постройте точки, в которых: sin  0 cos  sin  1 2 1 3 cos  0  sin cos  1 2 2 3 1вариант 2вариант
sin  0 0 cos  1 2 1 2 1 3 sin  1 3 1 1 1 cos  0 0 1 2 2 3 sin  cos  1 2 2 3 1 1 1 1вариант 2вариант
Историческая  минутка Эйлер Леонард (1707– 1783) крупнейший математик XVIII столетия Исторический Материал Сообщение
Проверка домашнего задания а). Решите уравнение б). Найдите все корни этого уравнения, (решение на доске 2 ученика) принадлежащие отрезку       cos 2    01  4 cos x  ;  5 2   2 x  4 1. 2. sin2 3 x  sin2 x  2 cos x  0     5 2  ;   
Способы отбора корней I способ : перебор корней по параметру n    при условии n         , методом подстановки     n = 0 ,n =     1, n =   2 и т. д. в формулу корней   произвести отбор корней, принадлежащих  данному промежутку .      Остановить подстановку, если при дальнейшем  увеличении  (уменьшении) n корни уравнения не  удовлетворяют условию.
Способы отбора корней II способ:  решение неравенства относительно  параметра n ];[ ba 1. Составить двойное неравенство  a ≤ х ≤ b,    х 2. Решить неравенство относительно n .  3. Т. к.  n       , то выбрать соответствующие значения   n и найти корни при каждом найденном n.
Способы отбора корней III способ: используя единичную окружность 1.Выделить на единичной окружности дугу,  соответствующую промежутку.   2. Изобразить корни на единичной окружности.  3. Выбрать числа, которые располагаются на  выделенной дуге.
а). Решите уравнение 4   01  б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку     cos 2  cos  4 x x 2  ;    5 2     k+2 6 1 2 5  k+2 6 - 6   5  6 6 6 6 6  4 cos 2 x  4  2 x cos 4  14 sin44 sin   2 2 sin4  x   x II четв.      01   x cos 01 2    x 01 sin4 sin4 x  01 x  01  sin 2 sin4 x x 3 2  x sin4 1;1  Ответ : х   03 sin x  6 )1( n 1 2   , Znn  . или : Ответ  5  6 x   x 6  ,2 k  ;2 k  Zk .
б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку  ;    5 2   sin x 1 2 2. Изобразим корни    5 2 2 1 2 613 1. Найдем этот промежуток на единичной окружности + 6 3. Выберем числа, входящие в промежуток 2 3 2 6   2  6 б ). Ответ :  13 6   12 6 6  13 6
а). Решите уравнение sin2 3 x  sin2 x  2 cos б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку  ; x    0  5  2    x 2 3  x sin2 (sin sin2 x sin2 x 2 (sin x sin2 x  sin2   2 )1 x  2 x sin cos 2 cos  x x cos  0  0 2 x )  2 cos x  0 2 2    2 2 cos sin2 x ( sin2 x2 x ( ZnnхnОтветn   .,  cos 0 x  x2 2 0 x  ) x 3  k+2 4 -  x2 2 cos cos x x cos cos 4 Другая запись ответа  sin2 x 0)1     1 )1(_; : sin x 2  2    4 2  sin x 4  3 4 2 2   ,2 k 2 2 k ;2 Ответ Zk    k ; : . cos2 cos cos x 0 а ).   k+2 4
cos x 0 2 2 sin x 3 - 2 2 2 4 5 - - 4 -     5 2  ;    1. Найдем этот промежуток на единичной окружности   2  4 2 2   5 2 4 7 - + 4 -2   2 б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку 2. Изобразим корни  3. Выберем числа, входящие в промежуток 5- - 2 2 4  2   4     8 4 4   7 4 б ). Ответ :   5 2 ;   3 2 ;  7 4 ; 5 4
а). Решите уравнение (cos x б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие  отрезку  x  0)1 sin2)(1 (cos x   sin2)(1 x  0)1   ;2   2  
а). Решите уравнение (cos x  sin2)(1 x  0)1 б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие  отрезку  x  0)1 sin2)(1 (cos x  x 01 cos cos x 1 sin2 sin x 01 1 2 x   ;2   2   2  k - 6  k+2 1 2– 7  k+2 6  6 6 6   7 6 6   1  k 6 )1(   k а ). Ответ : x   2 xk , , Zk  или а ). Ответ : x   2 xk ,   6   xk ,2   7 6  Zk 2 
  ;2     2   б). Найдем все корни этих уравнений, принадлежащие отрезку 1 2 cos x 1 sin x 3- 2 1 2– - 2 -  + 6 -5 6 -2   6  6    6   6 6 6   5 6 б ). Ответ  ;2:  5 6
 а). Решите уравнение 2 sin6 x  cos x  01  б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку sin6 x  cos x  ;01   ;01 cos cos 1(6 x x )  2 2     k+2 arccos 5 6  ;01  66 2 x 6 cos cos x 1 cos  2 x  cos x cos x  ;05 5 x 6 cos Ответ а ). или  ;2: k   arccos  5 6   5 6- arccos 5  k+2 6  3;2 arccos 5 6 2 k 5 6 k ;2   arccos 5 6  Zkk   ;2 . а ). Ответ : x   2   xk , arccos      Zkk 5     6    5 arccos 6 5  ,2 6 arccos 
б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку cos x 1   3;2 cos x 5 6  arccos 5 6 - arccos 5 6 3  5 6- 5 2 3 2 2 б ). Ответ  ;2: 3  arccos 5 6
«Нельзя изучать математику, глядя на то, как это делает сосед» НИВЕН Айвен Американский математик, специалист по теории чисел Только свой труд в изучении математики может принести результаты.
Проба сил  Найдите все решения уравнения, принадлежащие указанному промежутку II вариант  I вариант     3  2 2 1). 1). x x 1 2 ; 1 2 3;2 x  0      2 2 ;   ;4      5  2 2). 5  3).  2  x arcsin x cos 1 5 x  5 7 2 2 2sin  17 6 cos x ; ;  0  0;    5 2 4;    sin 7 6 sin3 2 x  arcsin 2). ;0 3). 2sin  x  11 3  ;4   sin 1 3 sin x  3;  cos 8 3 cos  2 ;
Домашнее задание 1) Найдите все решения уравнения, принадлежащие указанному  промежутку:     a) cos 2x + sin x = cos2 x     на  [0;2 ]π ; ] π π     б)  sin x + cos x = 0             на  [­ 2) Решите уравнение:   0 а) 2 cos x sin2 cos 2  x x 2  1  1 cos x б)
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Ян Амос Коменский
Рефлексия 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я доволен           / не доволен активно         /  пассивно для  меня  коротким       / длинным Урок  3.  показался 4. За урок я 5.  Материал  урока  мне  был 6.Домашнее  задание  мне  кажется не  устал        / устал  понятен         / не понятен полезен           / бесполезен интересен      / скучен не трудным   / трудным
Спасибо за урок!