Захарова Марина Александровна,
учитель математики 1 категории
« МОУ СОШ № 3 города Ершова
Саратовской области»
Конспект урока математики
Класс5
УМК Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /
И.И.Зубарева,А.Г.Мордкович.9е изд.,стер.М.:Мнемозина,2009.270с.:ил.
Профиль – общеобразовательный (5 часов в неделю)
Тема урока – Треугольник.
Тип урока – урок закрепление знаний, полученных входе изучения темы.
Педагогическая технология – технология проблемного обучения.
Цель: научить выделять признаки различных видов треугольников; научить
объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков;
находить периметр и площадь треугольника, научить вести исследование с
опорой на алгоритм действий; научить анализировать полученные данные и
делать выводы; развивать геометрическую интуицию; повысить мотивацию к
изучаемому предмету.
Задачи:
Образовательные:
Усвоение и закрепление знаний по теме «Треугольник»
Систематизация знаний и умений, полученных на предыдущих уроках;
Уметь формулировать ответы, используя математический язык;
Развивающие:
Содействовать развитию прочных знаний, самостоятельно добытых
учащимися;
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской
работы;
Формировать логическое мышление,
Развивать познавательную активность , интерес к предмету.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речи;
Воспитывать интерес к учебной деятельности;
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, персональный
компьютер, конструктор треугольников, оценочный лист, слайдовая
презентация с учебным материалом, научным материалом и вопросами для
развивающего мышления.Ход урока
Сегодня мы отправляемся в путь повторения материала, где нам встретятся
знания, которые пригодятся нам в жизни. Стихотворение – загадка Вы должны
угадать, о чем идет речь в этом стихотворении. Эта загадка позволит нам
определить тему нашего сегодняшнего урока.
Зовусь я …..
Со мной хлопот не оберется школьник.
Ты на меня, ты на него,
На всех на нас смотри
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городке друзья,
Дружнее не сыскать.
Так ктоже я, ответь скорей!
Нас каждый должен знать.
Учитель.
- Итак, ребята, какая фигура прибыла к нам в гости ?
Как вы думаете, о какой фигуре мы будем вести более подробный рассказ?
Конечно , это треугольник, он сегодня герой нашего урока.
Запишем число, классная работа и тему урока «Треугольник» в тетрадях и
Запишем на оценочном листе фамилию, тему нашего урока .
Цели нашей сегодняшней встречи:
1. Вспомнить какие бывают треугольники.
2. Как найти Р и S треугольников.
3. Как найти неизвестные углы в треугольниках.
4. Выяснить где в жизни встречаются треугольники.
Итак, отправляемся в страну треугольников.
Слайд №1
Дайте пожалуйста определение треугольника и назовите его основные
элементы
Слайд №2
Работаем с оценочным листом
Задание №1 Дан произвольный треугольник, введем обозначение
треугольника. АВС. ВершиныА,В,С. Углы А,В,С стороны АВ, ВС, АС.Учитель. Послушайте и скажите про что идет речь? Слайд №3
1.Попарно три прямых ,пересекаясь, мне к трём углам дают три стороны.
Поразному всегда я называюсь, когда углы иль стороны даны.
2.Если остры углы и я остроуголен.
3.С одним тупым углом – и я тупоуголен.
4. Острых два, а третий прямой прямоугольным зваться буду я .
Учитель: Как называются треугольники, по отношению к углам?
Найдите в конструкторах
Остроугольные треугольники
Тупоугольные треугольники
Прямоугольные треугольники
и докажите , что они ими являются. Что вам в этом поможет? (ответы ребят)
(Можно показать руками все углы)
Слайд №4 (ЦОР)-----опрос учащихся
Записываем в оценочный лист классификацию
треугольников по углам (Задание №3)
Учитель. Оказывается, треугольники классифицируют не только по углам,
есть классификация треугольников по сторонам
Как вы думаете, как различить треугольники по сторонам?
1. По сторонам бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
2.Когда все разные даны то я зовусь разносторонним.
3. И если, наконец, равны две стороны, то равнобедренным я величаюсь.
Слайд № 5
Учитель. Запишем в оценочный лист классификацию треугольников по
сторонам (Задание №4)
равнобедренный, равносторонний, разносторонний
(ВЫКЛ мультимед)
Ребята, как вы думаете, как можно построить равнобедренный треугольник,
если даны длины 2 сторон треугольника?
Работа в тетрадях – учебник стр.157 № 573 (а)
учащимся предлагается у доски построить равнобедренный треугольник по 2
заданным сторонам. (ВКЛ мультимед)
Назвать свойства углов треугольника Слайд №6 (ВЫКЛ
мультимед)
Работа в тетрадях учебн. Стр 160 №5832. Исследовательская работа
Задание 2
1) Измерьте углы треугольника ABC . Результаты измерений запишите в
таблицу (Приложение 1)
2) Начертите произвольный треугольник. Обозначьте ΔKMN. Измерьте
каждый его угол и результаты запишите в таблицу
– В правом столбце вычислите сумму углов каждого треугольника
(сравниваются полученные результаты).
– Сделайте вывод (сумма углов треугольника 180º)
Физкультминутка Слайд №7
Что мы знаем о Р треугольника? (Это сумма всех сторон треугольника)
Слайд №8
А как найти площадь треугольника? В обычном треугольнике что надо
провести?? (высоту),запишем формулу треугольника через высоту
S =( a*h):2
А как найти площадь прямоугольного треугольника S =( a*в):2
Слайд №9 (ЦОР)
А как ещё можно найти площадь треугольника??? На клетчатой
бумаге
Выполнить задание на оценочном листе №5 и 6
Листы сдать!!!
Где встречаются треугольники в нашей жизни? ( слайдовая презентация,
приготовленная ребятами, текст см. приложения 2)
1) Определение треугольника из энциклопедии слайд №10
2) треугольники в архитектуре слайд №11
3) треугольники в природе слайд №12 и 13
4) треугольники в дорожных и др.знаках слайд №14
5) треугольники в астрономии слайд №156) треугольники в музыке и искусстве слайд №16
Рефлексия слайд №17
Предлагает ответить на вопросы:
Сегодня на уроке нового я узнал …
Было интересно ….
Было труднее всего ...
Я знал плохо, а теперь разобрался лучше ...
Я выполнил задание …
Я понял, что ...
Мне понравилось на сегодняшнем уроке …
Я научился …
Теперь я самостоятельно могу …
Меня удивило то, что …
Я приобрел …
Домашнее задание: сочинить сказку про треугольник ( провести конкурс на
лучшую сказку т.к.сейчас идет неделя математики)
Оценки за урок:B
A
Приложение 1.
Оценочный лист
учении 5 « Г» класса
_____________________________
Тема: _____________________________
C
Задание 1.
На рисунке изображен треугольник.
1) Запишите элементы данного треугольника
вершины: ________________________________
стороны:_________________________________
углы:_____________________________________
2) Запишите обозначения данной фигуры
обозначения:___________________________
Исследовательская работа
Задание 2.
1) Измерьте углы треугольника ABC . Результаты измерений запишите в
таблицу.
Треугольник
ABC
KMN
A
K
Результаты измерений
Сумма углов треугольника
A
K
B
C
M
N
B
M
C
N
2) Начертите произвольный треугольник. Обозначьте ΔKMN. Измерьте
каждый его угол и результаты запишите в таблицу.ВЫВОД:_____________________________________________________________________
_____
3. Определите вид треугольников по углам
____________________________ ___________________________
_______
4. Определите вид треугольников по сторонам
___________ _____________ _____________
5. Вычислите Р треугольника
6. Вычислить
S треугольника________________
______________________
оо
треугольника в энциклопедии.
— это часть плоскости, ограниченная тремя точками, не
Приложение 2
1.Треугольник в науке.
Определение
Треуг льник
лежащих на одной прямой, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти
точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами
треугольника, а прямолинейные отрезки — сторонами треугольника. Стороны
треугольника образуют в вершинах треугольника три угла.
2. Треугольник в архитектуре.
Самая большая египетская пирамида (гробница египетского царя фараона)
это пирамида Хеопса, ее высота 146 метров. Она, как и все пирамиды,
состоит из треугольников.
Пирамида Цестия – самая старейшая в Европе. Находится в Италии, в городе
Риме. Построена из бетона. Высота 36 метров, ширина 30.
Треугольная фигура используется при строительстве для создания крыш,
шпилей.
3.Треугольник в природе.
"Бермудский треугольник" – получил дурную славу. Этот треугольник
находится в Атлантическом океане. В этом треугольнике часто совершенно
бесследно исчезают суда и самолёты.
Рыбы скалярии тоже имеют трёхугольный вид, это самая распространённая
рыбка в аквариуме. Родина скалярий Южная Америка. Родовое название
этой рыбки переводится как крылатый лист. На западе её называют рыбка
ангел. Срок жизни в аквариуме около 10 лет.
4.Треугольник в дорожном движении и не только
.
Предупреждающие знаки в дорожном движении имеют треугольную форму.
Эти знаки «говорят» о приближении опасного участка дороги.Треугольную форму имеют знаки, которые предупреждают о ядовитости
веществ.
5.Треугольник в астрономии.
Треугольник(лат. Triangulum). Так называется Созвездие Северного
полушария неба. Наилучшие условия для наблюдений в октябре, видно на
всей территории России.
6.Треугольник в музыке и искусстве.
Треугольник ударный музыкальный инструмент: стальной прут , согнутый в
виде треугольника . Треугольник подвешивают и ударяют по нему
металлическим стерженьком. Звук инструмента яркий, звенящий.
Применяется в оркестрах и инструментальных ансамблях.
Художники используют треугольники для удобства рисования. Примеры
использования разбиения на треугольники можно наблюдать в работах
Леонардо да Винчи.