Проценты - одна из сложных тем для 5-6 класса. Понятие "процент" не является чисто математическим, оно относится к терминам экономистов. Для усвоения материала нужно использовать решение старинных задач, задач с историческими сюжетами. Важно выработать понимание смысла термина и сформировать умение решать простейшие задачи.
Слово «процент» от латинского слова pro
centum, что буквально означает «за сотню»
или «со ста».
Идея выражения частей целого постоянно
в одних и тех же долях, вызванная
практическими соображениями, родилась
еще в древности у вавилонян.
Ряд задач клинописных табличек посвящен
исчислению процентов, однако вавилонские
ростовщики считали не «со ста», а «с
шестидесяти».
Проценты были особенно распространены в
Древнем Риме. Римляне называли
процентами деньги, которые платил должник
заимодавцу за каждую сотню. От римлян
проценты перешли к другим народам Европы
Долгое время под процентами понимались
исключительно прибыль или убыток на
каждые сто рублей.
Они применялись только в торговых и
денежных сделках.
Затем область их применения расширилась,
проценты встречаются в хозяйственных и
финансовых расчетах, статистике, науке и
технике.
Ныне процент – это частный вид
десятичных дробей, сотая доля целого
(принимаемого за единицу).
Знак % происходит от итальянского
слова cento (сто), которое в процентных
расчетам часто писалось сокращенно cto.
Отсюда путем дальнейшего упрощения в
скорописи буква t превратилась в
наклонную черту /, возник современный
символ для обозначения процента.
Старинные задачи
• Задача 1. Один небогатый римлянин взял в долг у
заимодавца 50 сестерциев. Заимодавец поставил
условие: «Ты вернешь мне в установленный срок 50
сестерциев и еще 20 % от этой суммы». Сколько
сестерциев должен отдать небогатый римлянин
заимодавцу, возвращая долг?
Ответ: 60 сестерциев.
• Задача 2. Некий человек взял в долг у ростовщика
100 рублей. Между ними было заключено соглашение о
том, что должник обязан вернуть деньги ровно через
год, доплатив еще 80 % от суммы долга. Но через 6
месяцев должник решил вернуть свой долг. Сколько
рублей он вернет ростовщику?
Ответ: 140 рублей.
Устные упражнения
• Один ученик сказал: «Одна треть всех
учащихся школы – это 30% всех учащихся
школы». Прав ли он?
• Верно ли, что:
30% равны одной трети (нет);
25% равны одной пятой (нет, четверть);
49% составляют меньше половины (да);
78% составляют больше трех четвертей (да);
Увеличить на 200% - это значит увеличить в 2
раза (нет, в 3 раза);
Уменьшить на 50% - это уменьшить в 2 раза (да).
Домашнее задание
• Один процент числа – это его сотая часть. Например,
один процент числа 300 равен сотой части числа 300, т.е.
300:100=3. Чему равен один процент числа 4800?
• 1% числа равен 20. Чему равно все число?
• Напоминаем: один процент числа – это его сотая часть.
Чему равен один процент числа 72000?
Вспомни: один процент числа равен его сотой части.
Один процент обозначается так: 1%. Чему равен 1%
числа 400?
Чему равен 1% от 6700? Чему равны 2% от 6700?
Что больше, 1% числа 200 или 5% числа 100?
Прибор стоил 120 рублей. Он подешевел на 10 %. На
сколько рублей подешевел прибор? Сколько рублей он
теперь стоит?
•
•
•
•
Задачи на проценты
• В делегации иностранных гостей 50% говорили по-
французски и 60% - по-английски. Как вы это
объясните?
Учитель сказал: «С контрольной работой справились
100% учащихся нашего класса». Как это понимать?
• Потратили 80% суммы. Сколько процентов этой
•
суммы осталось?
• В школе 400 учащихся, 52% этого числа составляют
девочки. Сколько мальчиков в школе?
• Виноград при сушке теряет 70% своей массы.
Сколько килограммов изюма получится из 80 кг
свежего винограда?
• Что больше: 30% от 40 или 40% от 30?
Задачи на проценты
• Фрекен Бок испекла 80 пирожков. Карлсон тут же съел 10% пирожков.
Сколько пирожков съел Карлсон?
• Решение.
o 80 : 100 = 0,8 – составляет 1%,
o 0,8 10 = 8 (пир.)
• Ответ: 8 пирожков съел Карлсон.
• №2 Буратино прочитал 138 страниц азбуки, что составляет 23% числа всех
страниц в книге. Сколько страниц в азбуке?
• Решение.
• 138 : 23 = 6 (стр.) – составляет 1%,
• 6 100 = 600 (стр.)
• Ответ: 600 страниц в азбуке.
• №3 Три Толстяка съели 558 тортов из 1800. Какой процент тортов съели
Три Толстяка?
• Решение.
• Три Толстяка съели 558/1800 всех тортов. Обратим дробь в десятичную,
получим 0,31 или 31 %.
• Ответ: 31% всех тортов Съели Три Толстяка.
Задачи на проценты
•
•
• В питомнике вырастили 3200 саженцев фруктовых деревьев.
Саженцы яблонь составили 55% всех саженцев, причем 2/11
яблонь были сорта «Память воина». Сколько саженцев яблонь
этого сорта вырастили в питомнике?
В пятые классы гимназии поступало 400 учеников.
Конкурсный отбор по математике выдержали 3/10 всех
учеников, а 60% сдавших математику успешно написали
работу по русскому языку и были зачислены в гимназию.
Сколько пятых классов в этой гимназии, если в каждый из них
зачислено по 24 ученика?
В олимпиаде по математике приняли участие 700
школьников. Во второй тур прошли 3/10 всех школьников, а
30% прошедших во второй тур стали победителями, и для
награждения были объединены в группы по 7 человек в
каждой. Сколько групп для награждения было на олимпиаде?
Задачи на проценты
•
• Некоторый вид бактерий размножается со скоростью 1 деление
в минуту (каждую минуту бактерии раздваиваются). Если
посадить 1 бактерию в пустой сосуд, то он наполнится за 1 час.
За какое время наполнится сосуд, если в него сначала посадить
2 бактерии?
Решение: Если в пруду изначально одна бактерия, то через одну
минуту их уже две. Следовательно, если посадить две бактерии,
то мы выиграем только одну минуту. Значит, пруд заполнится
через 60-1=59(минут).
• 100 синиц за 100 дней съедают 100 кг зерна. Сколько
килограммов зерна съедят 10 синиц за 10 дней?
Решение: Так как 100 синиц за 100 дней съедают 100 кг зерна, то
100 синиц за 1 день съедают 100:100=1(кг) зерна. Значит 10 синиц
за 1 день съедают 1000:10=100(граммов) зерна. , а 10 синиц за 10
дней съедят 100*10=1000(граммов), т. е. 1 кг зерна.
Задачи на проценты
• В некотором царстве, в некотором государстве
пятиклассники стали изучать математику не 6, а 5
уроков в неделю. Кроме того, урок стал длиться не
45, а 40 минут. Сколько процентов учебного
времени потеряли пятиклассники? Ответ
округлите до десятых.
Решение: Изначально было 100% времени.
6*45=270(минут) в неделю было учебного времени.
5*40=200(минут) учебного времени в неделю стало.
270:100=2,7(минут) составляет 1%.
270-200=70 (минут) потерянное время,
что составляет: 70:2,7 25,93%
• Арбуз массой 20 кг содержал 99% воды. Когда он
немного усох, содержание воды в нем уменьшилось до
98%. Какова теперь масса арбуза?
Задачи на проценты
Решение:
Изначально в арбузе было:
100-99=1(%) масса «сухого вещества».
20:100*1=0,2(кг) составляет 1%.
После усушки стало:
100-98=2(%) масса «сухого вещества».
То есть те же самые 0,2 кг составляют 2% от новой массы
арбуза.
0,2:2=0,1(кг) составляет 1%.
0,1*100=10(кг) новая масса арбуза.
Задачи на проценты
•
•
• В питомнике вырастили 3200 саженцев фруктовых деревьев.
Саженцы яблонь составили 55% всех саженцев, причем 2/11
яблонь были сорта «Память воина». Сколько саженцев яблонь
этого сорта вырастили в питомнике?
В пятые классы гимназии поступало 400 учеников.
Конкурсный отбор по математике выдержали 3/10 всех
учеников, а 60% сдавших математику успешно написали
работу по русскому языку и были зачислены в гимназию.
Сколько пятых классов в этой гимназии, если в каждый из них
зачислено по 24 ученика?
В олимпиаде по математике приняли участие 700
школьников. Во второй тур прошли 3/10 всех школьников, а
30% прошедших во второй тур стали победителями, и для
награждения были объединены в группы по 7 человек в
каждой. Сколько групп для награждения было на олимпиаде?
Решая такие задачи в течение
продолжительного времени, к концу учебного
года учащиеся научатся решать эти задачи и
привыкнут к понятию процента, им легче
будет усвоить и решение трех основных задач
на проценты: нахождение нескольких
процентов от данного числа, нахождение
числа по его процентам и нахождение
процентного соотношения.