Пересказ -
- это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи.
- это сложная деятельность,
в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей.
обогащает речь детей всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями).
В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением художественной литературой (игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др).
Задачи:
• обучать детей воспринимать произведение
• обучать планированию развёрнутых высказываний
• развивать самоконтроль при построении высказываний
• развивать лексико-грамматическую и фонетикофонематическую стороны речи
• развивать речевую коммуникацию
• развивать высшие психические функции
• формировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.
Требования к работе над пересказом:
v Определять цель и тему организованной образовательной деятельности, направленной на обучение детей пересказу
v Определять лексику, необходимую для усвоения детьми в активной речи
v Обозначать основной ход деятельности
v Обеспечивать постепенное усложнение речевых и мыслительных заданий
v Включать регулярное повторение усвоенного речевого материала
к литературному тексту для пересказа:
ü доступное, понятное детям содержание;
ü разнообразие жанров;
ü четкая композиция;
ü простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств; ü небольшой объем.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ
1. Вводная часть. Задачи:
ü выяснить знания детей по теме произведения;
ü обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
ü расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
ü обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3.Подготовительная беседа (анализ произведения).
Цели:
ü уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),
ü привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),
ü активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ. Активное руководство воспитателя.
7. Анализ пересказов детей
ü рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
ü лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
ü использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
ü наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
• беседа по произведению
• выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
• выделение из текста фраз к каждой картинке;
• придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
• частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
• составление плана произведения
Пересказ текста В.Драгунского «Живой уголок»
Пересказ рассказа Н.Калининой
«Снежный колобок»
• Исходный прием
• Индивидуальные или хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения
• Обращение к личному опыту детей
• Группа приёмов с тренировочной и оценочной направленностью
• Прием вопросов
• Пересказ по ролям
• Инсценировки текста с использованием игрушек силуэтов
• Передача текста от первого лица или лица его героев
• Прием использования детского рисунка
• Показ наглядного материала
• Прием использования видеоматериалов, мультимедийных презентаций
• Приём использования интерактивных мультфильмов
• Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы
Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).
ü Подробный
ü Краткий или сжатый
ü Выборочный
ü С перестройкой текста
ü Игра-драматизация
ü С творческими дополнениями:
- составление предложений по двум предметным картинкам
- восстановление деформированных предложений
- составление предложений по «живым картинам»
- восстановление предложений со смысловой деформацией
- отбор слов из предложенных педагогом и составление из них предложений
Нетрадиционные виды пересказа
ü «Расскажи самому себе»
ü Пересказ в диалогических парах
üПересказ по кругу
üПересказ группе детей
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование
его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»
Л.С.Выготский
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.