Презентация по МХК на тему "Тонализм: живописный джаз"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тонализм - направление в американском искусстве конца 19 века – появился, когда художники начали изображать пейзажи с общим тоном цветной атмосферы или тумана. Название связано с его главной особенностью: в картине преобладает какой-то один тон, -именно он доминирует во всей композиции и задаёт особенную атмосферу и настроение. В основном это была пейзажная живопись. Главными представителями тонализма считаются англо-американский живописец Джеймс Эббот Уистлер и американский художник Джордж Иннес. Постепенно тонализм был вытеснен импрессионизмом, и примерно к 1915 году сошел на нет.
Иконка файла материала тонализм.pptx
ТОНАЛИЗМ: ЖИВОПИСНЫЙ ДЖАЗ МОЯ ГАЛЕРЕЯ
Тонализм —  направление в  изобразительном  искусстве США,  появившееся в 1880­х гг.  и характеризующееся  изображением пейзажей  с доминирующим тоном  воздушного  пространства или  тумана.  («Википедия») Джеймс Уистлер. Симфония в сером и зеленом: Океан, 1866 Джеймс Уистлер. Симфония в сером и зеленом: Океан, 1866
Сходство тонализма с джазом:  • и тот, и другой звучат по­ американски;  • простое содержание и  незатейливые тона  раскручиваются искусно и  чувственно, в невероятном  количестве полутонов, отливов  и мелких подробностей, ­ как в  музыкальной импровизации  краткая фраза,  переливающаяся в  неиссякаемых вариациях, или  же белоснежные одежды на  белоснежном фоне,  белоснежные тени на  белоснежных стенках. Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Симфония в белом, № 3. 1867 г. Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Симфония в белом, № 3. 1867 г.
Тонализм —американский символ  перехода от академизма  к модернизму,  дополнительный, запасный выход  в современное искусство в обход  импрессионизма. Термин «тонализм» придумала  Ванда Корн (историк искусства)  уже в 1972 г.  А сами живописцы, когда хотели  дать название собственным  поискам, чаще называли свою  манеру «люминизм» («светящийся»  ­ лат.), не отделяя себя пока же  от предшественников­пейзажистов  1850—1870 гг. Джордж Иннесс. Ниагара, 1894 Джордж Иннесс. Ниагара, 1894
Размытые очертания предметов, зыбкие  состояния, туманы, дымки,  отражения, видимые, выразительные  мазки ­ это взгляд изнутри на другую  художественную правду.  Художники­тоналисты внимательно  наблюдали за природой, делали  пейзажные зарисовки, но эскизы  использовали только как воспоминания  о собственном неповторимом  настроении, эмоции, пережитой в момент  созерцания пейзажа.  У каждого  воспоминания — особая  тональность, особое  настроение, наконец, особое духовное  переживание, которое и становится,  в конце концов, основой картины. Томас Уилмер Дьюинг . Лето. (Восход луны) НАСТРОЕНИЕ, А НЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Томас Уилмер Дьюинг. Лето. (Восход луны)
Тонализм опознаваем по колориту: один преобладающий цвет­ настроение или же некоторое количество ближайших, неконтрастных  цветов, сумеречных, приглушенных, гипнотических ­ свет ослаблен, он  проникает через насыщенный воздух как сквозь ощутимую, плотную  основу. В поисках значения времени и смысла пространства тоналисты  избирают промежуточные состояния природы:  вечер, заря, туман, морской влажный мираж. Для определения места  человека в мире они выбирают фоном к портрету пустующие стены или  же неиссякаемую сумеречную глубину заднего плана, спокойное  одиночество и обособленность.  Тонализм — непростой, авангардный способ изображения окружающего  мира, отвергающий как академическую срисовку натуры, так  и импрессионистскую живописную предметность, сиюминутность. НАСТРОЕНИЕ, А НЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Джеймс Уистлер. Пристань в Челси: Серый и серебро, 1875 Джеймс Уистлер. Ноктюрн: Серый и золотой - канал, Голландия, 1880-е НАСТРОЕНИЕ, А НЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Джеймс Уистлер. Пристань в Челси: Серый и серебро, 1875Джеймс Уистлер. Ноктюрн: Серый и золотой - канал, Голландия, 1880-е
Джеймс Уистлер. Ноктюрн в синем и серебряном. Челси, 1871 Джеймс Уистлер. Ноктюрн: Синий и серебристый - Огни Кремона, 1872 НАСТРОЕНИЕ, А НЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Джеймс Уистлер. Ноктюрн в синем и серебряном. Челси, 1871Джеймс Уистлер. Ноктюрн: Синий и серебристый - Огни Кремона, 1872
Джеймс Уистлер ­ самый первый  живописец­тоналист.   Уистлер придумывает называть картины  музыкальными терминами:  ноктюрн, симфония, аранжировка.  Созвучие цвета — реальное содержание  картины, сюжет — лишь только предлог. Джеймс Уистлер уехал из Штатов в 1855 г.  Но именно он выработал исключительно  свою манеру письма ­ «американскую  интонацию» внутри французского  импрессионизма. Джеймс Уистлер. Ноктюрн: синий и серебряный. Баттерси Рич, 1870-е ИСТОКИ ТОНАЛИЗМА Российский искусствовед Михаил  Герман об Уистлере: «Этот художник, так  мало проживший на родине, стал, рискнем  предположить, для американской  живописи едва ли не тем же, чем Мане —  для французской». Джеймс Уистлер. Ноктюрн: синий и серебряный. Баттерси Рич, 1870-е
Джорд ж Иннесс . Форел ь Брук ИСТОКИ ТОНАЛИЗМА ИСТОКИ ТОНАЛИЗМА Джордж Иннесс. Форель Брук
По утверждению американского искусствоведа Харви Джонса  тонализм родился под воздействием двух мощных живописных  влияний и одного климатического: Первое воздействие ­ это, естественно, Джеймс Уистлер, у  которого обучался Артур Фрэнк Мэтьюс. Мэтьюс впоследствии, будучи  преподавателем в Школе дизайна при институте искусств,  вдохновит стилем Уистлера студентов­живописцев, дизайнеров,  будущих монументалистов. Второе воздействие — живопись американца Джорджа  Иннесса, замешанная на академической классике, находках  французских художников­барбизонцев, а также Камиля Коро. И, в конце концов, третье воздействие — сырой, влажный климат  Калифорнии с его утренними и вечерними дымками и серыми  туманами, где пейзажи круглый год не меняют цвета: серо­зеленые  эвкалипты и оливы, выцветшая охристо­зеленоватая трава.  ИСТОКИ ТОНАЛИЗМА
Уильям Кейт. Сумерки, 1888 Артур Фрэнк Мэтьюс. Весенний танец, 1917 ИСТОКИ ТОНАЛИЗМА Уильям Кейт. Сумерки, 1888 Артур Фрэнк Мэтьюс. Весенний танец, 1917
Под влиянием Уистлера целое поколение  художников настроилось на особую  немногословную, романтично живописную  тональность.  Среди них: Артур Мэтьюз и его жена  Люсия, Уильям Кейт и еще несколько  весомых, заметных живописцев. ПОКОЛЕНИЕ ТОНАЛИСТОВ И ИХ ПРАВИЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ
НОКТЮРНЫ Чарльза Ролло Питерса  называли Принцем Тьмы  и Поэтом ночи.  Сам Уистлер называл его  единственным  художником, который может  писать ноктюрны.  Он писал только ночные  пейзажи, неразличимо темные  или залитые лунным  светом, развалины Сан­ Франциско после землетрясения  в 1906 году и прибрежные виллы  Чарльз Ролло Питерс. Ноктюрн. Улица, 1899  в заливе Монтерей.   ПОКОЛЕНИЕ ТОНАЛИСТОВ И ИХ ПРАВИЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ Чарльз Ролло Питерс. Ноктюрн. Улица, 1899
СИМФОНИИ Готтардо Пьяццони любил  закаты и время восхождения  луны.  У него был личный лунный  календарь и семейная  традиция ­ вечерами Пьяццони  выводил родных на высокий  холм рядом с домом встречать  появление луны.   Пьяццони ровно и чисто  накладывал тихие  цвета: серый, коричневый,  Готтардо Пьяццон и. Эскиз мурала, 1912  синий.   ПОКОЛЕНИЕ ТОНАЛИСТОВ И ИХ ПРАВИЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ Готтардо Пьяццони. Эскиз мурала, 1912
АРАНЖИРОВКИ Хавьер Мартинес был наполовину  мексиканским  индейцем, наполовину ­   испанцем,  наряжался в синие  рубашки и красные  галстуки, носил длинные волосы.   Хавьер Мартинес. Индеец рядом с кивой  50 лет эпатажный Мартинес,  будучи бунтарем по натуре,  кутит, путешествует,  собирает в мастерской богемную  публику.  И при этом пишет  тихие, гипнотические, сонные  и умиротворяющие картины.   Хавьер Мартинес. Вечер в Пьемонте, 1908  ПОКОЛЕНИЕ ТОНАЛИСТОВ И ИХ ПРАВИЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ Хавьер Мартинес. Индеец рядом с кивой  Хавьер Мартинес. Вечер в Пьемонте, 1908
К 1920­м гг. чистый тонализм ­ эта характерная, самобытная  западно­американская линия в новом искусстве ­ тускнеет.  Америка подхватывает европейские живописные  эксперименты (абстракционизм, сюрреализм, фовизм)  и параллельно наращивает основательную национальную  реалистическую оболочку. Тонализм остался в истории не как направление живописи, а  как, скорее, личностное проявление на полотнах  живописцев. КОНЕЦ ЧИСТОГО ТОНАЛИЗМА
Советский живописец Владимир  Георгиевич Гремитских в  некоторых своих работах также  виртуозно применял музыкальную  технику тонализма. Одна из таких  картин – «Туман». Пейзаж написан в приглушённых  серовато­зеленоватых тонах.  Крупные скалы очень декоративно  смотрятся на фоне неба и моря. Их  тона перетекают из одного в другое.  Сюжет, как и положено,  отсутствует. Можно только  любоваться умиротворением,  которое нисходит с этого пустынного  величественного пейзажа. В.Г. Гремитских. Туман, 1960-е гг. Тонализм в картинах Владимира Гремитских В.Г. Гремитских. Туман, 1960-е гг.
Насыщенные синие и  черные цвета заполняют  всю эту картину. Золото  огней в окнах играет, как  музыка, смыкаясь с  «сюитами» в золоте  тонализма.  Непринуждённость  исполнения оставляет  впечатление  незаконченности этой  вполне завершённой  работы, у которой много  нюансов и оттенков. В.Г. Гремитских. Гурзуф ночью Тонализм в картинах Владимира Гремитских В.Г. Гремитских. Гурзуф ночью
Зимний деревенский пейзаж  художника будто погружает в  нежнейший минор, исполненный в  голубом. На фоне синеватого неба  выделяющиеся крыши избушки и  сарайчика, занесенные снегом, стали  сказочно, приглушенно­бирюзовыми.  Вдаль влево уходит деревушка,  которой почти не видно во тьме.  А перед нами расстилается широкая  снежная поляна, которую ночь  окрасила своими сероватыми и  голубыми красками.  Эта небольшая сюита, как сказали  бы тоналисты, посвящена жизни  маленькой русской деревни, которая  так прекрасна ночью! В.Г. Гремитских. Зимняя ночь. Деревня Тонализм в картинах Владимира Гремитских В.Г. Гремитских. Зимняя ночь. Деревня
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер Уильям Кейт Артур Мэтьюс Джордж Иннесс Готтардо Пьяццони Артур Аткинс Хавьер Мартинес Чарльз Ролло Питерс Томас Уилмер Дьюинг ХУДОЖНИКИ, ЧЬИ РАБОТЫ БЛИЗКИ ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
В картине ­ эстетский  психологизм, дотошное  равновесие и почти  математически блестящая  композиционная схема.  Та же спокойная, химически  сверенная гармония —  в минималистичном красочном  заключении. Довольно дерзко.  И при этом основательность  и внимание к быту, ощущение  солидности и основательности  места — довольно по­ американски. Джеймс Уистлер. Аранжировка в сером и черном № 1. Мать художника. 1871 г. ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ Джеймс Уистлер. Аранжировка в сером и черном № 1. Мать художника. 1871 г.
Этот ноктюрн ­ практически  отвлеченный вид с едва  распознаваемыми  фигурами, ускользающий  действительности, а не реа призрак  льная ночь  Джеймс Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом. Падающа я ракета. 1875 г. с фейерверком; густая  темная краска  и рассеянный, готовый  пропасть свет.  Более всего подходит для  контрастного сопоставления  тонализма  с импрессионизмом. ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ Джеймс Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета. 1875 г.