У него был дар, пребывая в узких рамках жестокой реальности, мыслить веками, проникать в прошлое и видеть будущее. Он возвышался над всей историей и создавал гениальные произведения, поражающие глубиной и правдой каждого звука.
Еще при жизни его стали называть гением
Фамилия «Шнитке»
Фамилия «Шнитке» вовсе не принадлежала семье гениального композитора. Эта фамилия была подарена одним прибалтийским пастором, который не имел детей. Пастор не хотел, чтобы фамилия забылась, и уговорил принять ее знакомую семью, будто зная, что вскоре «Шнитке» станет легендой…
Образование
После окончания Великой Отечественной войны семья на два года переезжает в Вену (после войны Гарри Викторович был оставлен в Вене для работы переводчиком, разрешено было привезти туда семью). Этажом выше жила учительница по фортепиано Шарлотта Рубер. Так в 12 лет началось музыкальное образование Шнитке.
Музыкальное училище
Из Вены возвратились уже не в Энгельс, а в Подмосковье. Закончив семь классов общеобразовательной школы, в возрасте 14 лет Шнитке поступил на дирижерско—хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции в Москве.
Училище станет колледжем имени А. Шнитке, а на его основе откроется Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке.
Диплом с отличием
Альфред Шнитке в 1953 заканчивает училище. А. Н. Лачинов, директор училища, писал в характеристике: «Тов. Шнитке обладает ярко выраженной музыкальной индивидуальностью исполнительского и творческого характера и безусловно рекомендуется для поступления в высшее музыкальное учебное заведение».
Институт музыки имени Шнитке.
Единственный ученикпо композиции
С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в Московской консерватории чтение партитур и практическую инструментовку. Композиторский класс ему не давали. Единственный ученик, который смог пробиться к Шнитке по композиции был Реджеп Аллаяров. Он станет директором Туркменской консерватории.
Научное студенческое общество
Одним из главных двигателей прогресса в консерватории 60-х годов была студенческая ячейка под названием Научное студенческое общество(НСО). Молодежный союз композиторов выбирал какое-то сложное (даже запретное) произведение, прослушивал и обсуждал. Туда пришел и Альфред Шнитке.
Содержание
Основные произведения.
Симфония №6, 1992
Симфония №7, 1993
Симфония №8, 1993-1994
Симфония №9, 1995-1998
Concerto Grosso
Concerto Grosso №1, 1977
Concerto Grosso №2, 1981-1982
Concerto Grosso №3, 1985
Concerto Grosso №4, 1988
Concerto Grosso №5, 1991
Concerto Grosso №6, 1993
Шнитке в обществе коллег.
Основные произведения.
Музыка к мультфильмам
«Бабочка», 1972
«Балерина на корабле», 1969
«Я к вам лечу», 1978
«Стеклянная гармоника», 1968
«В мире басен», 1973 и др.
Додекафония
Шнитке всегда интересовался новыми течениями в музыке. Так появившийся в Европе авангардизм, несмотря на железный занавес, проскользнул и в СССР. Писать музыку на основе цифр Шнитке учится у таких композиторов, как Штокхаузен, Шенберг.
Штокхаузен. Шенберг.
Электронная музыка.
Еще одна область, освоенная Шнитке, была электронная музыка. В 1966 году Евгений Мурзин открыл экспериментальную студию электронной музыки и создал свой тип синтезатора. Собралась передовая компания, в первых рядах «тройка шестидесятников»: Шнитке, Денисов, Губайдулина. Шнитке посещал эту студию 3 года.
Ирина
Ирина училась в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных по фортепиано, брала уроки у А. Г. Шнитке. В 1959 году они поженились. В дальнейшем она стала исполнителем его произведений. Ирина Федоровна Катаева была спутницей Альфреда до конца его дней.
Молодые Шнитке.
Мстислав Ростропович.
Российский виолончелист, дирижер.
Элем Климов.
Российский кинорежиссер.
Эдисон Денисов.
Российский композитор, «шестидесятник».
София Губайдулина.
Российский композитор. В творчестве – синтез музыкальных традиций «Востока» и «Запада».
Наталия Гутман.
Российская виолончелистка.
Юрий Башмет.
Российский альтист.
Александр Митта.
Российский режиссер.
Российский скрипач. Первый исполнитель ряда произведений современных русских композиторов.
Андрей Хржановский.
Российский режиссер.
Геннадий Рождественский.
Российский дирижер.
Олег Каган.
Содержание
Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила преподаватель ДШИ п.
Новопушкинское Энгельсского района Саратовской области Гаврилова Валентина Юрьевна. 2014.
Содержание
Его нельзя назвать просто композитором, в нашем отечественном искусстве второй половины XX века он олицетворял само Время – именно он повернул всех нас лицом к новой музыке, заставлял поверить в нее и все свое творчество отдал свободе духа, которую мы сейчас благодаря ему получили. При этом он как бы принял на себя «грехи» нашего мира и мужественно пронес эту кару практически через всю свою жизнь. В. Екимовский.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.