Презентация по музыке "Музыкальная драматургия" (7 класс, музыка)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Музыкальная драматургия" выполнена по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Цель данной презентации: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке. Материал презентации поможет учащимся осознать суть музыкальной драматургии и закономерности ее развития на примере двух контрастных музыкальных произведений "Старый замок" М.П. Мусоргского и "Порыв" Р.ШуманаПрезентация к уроку музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева
Иконка файла материала Музыкальная драматургия.pptx
МУЗЫКАЛЬНАЯ  ДРАМАТУРГИЯ Развитие музыки Выполнила: Колодкина В.И., учитель музыки  МБОУ СОШ  № 8 г. Шахты Ростовской области
Главное в музыке, как и в жизни - развитие.  Подобно тому, как год от года  меняется внутренний мир  человека, также меняются внутри  одного произведения  музыкальные интонации, темы,  мелодии.
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕОТДЕЛИМО ОТ ЕГО ФОРМЫ  Композиция музыкального произведения –  структура, форма (построение музыки),  результат развития музыкальной мысли  Драматургия ­ процесс развития  музыкального произведения.   Музыкальная драматургия определяет  форму, композицию и средства  выразительности музыкального произведения
КАКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ  ИМЕЕТ КОНЕЧНЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ?
Музыкальное звучание не может стоять  на месте, оно обязательно  разворачивается во времени: таков  закон природы музыкального  искусства.        И даже если композитор обращается к  идее вечности, неподвижности, он всё  равно воплощает её в движении  музыкальных звуков, чтобы достичь  достоверности.
МОДЕСТ  ПЕТРОВИЧ   МУСОРГСКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР (1839 ­ 1881) Из фортепианного  цикла       «Картинки с выставки» «Старый  замок»
1                                           2                                     3 4                                            5                                     6                                                Какие изображения замков созвучны по настроению с музыкой «Старого замка» М.П. Мусоргского?
К названию пьесы композитор сделал примечание:  «Старый замок – Средневековый замок, перед  которым трубадур поет песню».
НЕПОДВИЖНОСТИ. МЕЛОДИЯ ТРУБАДУРА – ЖИВАЯ «СЕГОДНЯШНЯЯ» ПЕЧАЛЬ, СТРАДАНИЕ И ТОСКА ПО УШЕДШЕМУ  У художника Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Трубадура придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка передает то, что художник изобразил красками.  Ощущается дыхание истории
ГЛАВНОЕ В МУЗЫКЕ, ТАКЖЕ КАК И В ЖИЗНИ - РАЗВИТИЕ   Самые распространенные  способы развития: повтор контраст  варьирование
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ.  Особенности воплощения музыкальных образов сопоставление по принципу сходства или различия повторение варьирован ие Контрастное взаимодейств ие музыкальных интонаций, тем, эпизодов
 В «Старом замке» нет никакой звукоизобразительности,  , однообразно гармоническое  однообразен ритм ­     сопровождение; и лишь в мелодии мы слышим грусть,  тоску. ♪♪♪♪  В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного  страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения  пьесы.  ­Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?  На  фоне вот такой статичности, отсутствия движения   звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое  развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком  драматургическом сочетании ­ статичности и мелодии  трубадура происходит слияние времен­ушедшего и  устремление к настоящему. В этом и проявляется  движение  в музыке.  В развитии темы  композитор использует принцип  повторности
Стихотворение французского поэта Теофиля Готье  «Средневековье» посвящено  старым замкам,  хранящим дух и величие своей эпохи. В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,  Я к замкам уходить люблю Средневековым: Мне сердце радует их сумрачная тишь, Мне любы острый взлет их черно­сизых крыш, Угрюмые зубцы на башнях и воротах, Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах, Проемы ниш, куда безвестная рука Святых и воинов врубила на века, Капелла с башенкой – подобьем минарета, Аркады гулкие с игрой теней и света; Мне любы их дворы, поросшие травой, Расталкивающей каменья мостовой, И аист, что парит в сиянии лазурном, Описывая круг над флюгером ажурным, И над порталом герб, – на нем изображен. Единорог иль лев, орел или грифон; Подъемные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывая мне… И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск Средневековья      Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?
РОБЕРТ ШУМАН НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР, ПЕДАГОГ 1810 ­ 1856 «Порыв». Из фортепианного цикла «Фантастические  пьесы»
1                             2
СКОЛЬКО ТЕМ ЗВУЧИТ В ПЬЕСЕ? Динамика Характер Темп № Первая  тема Вторая  тема Быстро Громко Спокойно тихо Страстно  (бурно) Нежно  (трепетно) Возникает впечатление двуплановости музыкального образа: 1) близкого, реального 2) далекой мечты
КАКОЙ БЫВАЕТ  ДРАМАТУРГИЯ? Статичной Динамичной