Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Музыкальная драматургия" выполнена по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Цель данной презентации: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке. Материал презентации поможет учащимся осознать суть музыкальной драматургии и закономерности ее развития на примере двух контрастных музыкальных произведений "Старый замок" М.П. Мусоргского и "Порыв" Р.ШуманаПрезентация к уроку музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ДРАМАТУРГИЯ
Развитие музыки
Выполнила: Колодкина В.И., учитель музыки
МБОУ СОШ № 8 г. Шахты Ростовской области
Главное в музыке, как и в жизни -
развитие.
Подобно тому, как год от года
меняется внутренний мир
человека, также меняются внутри
одного произведения
музыкальные интонации, темы,
мелодии.
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕОТДЕЛИМО
ОТ ЕГО ФОРМЫ
Композиция музыкального произведения –
структура, форма (построение музыки),
результат развития музыкальной мысли
Драматургия процесс развития
музыкального произведения.
Музыкальная драматургия определяет
форму, композицию и средства
выразительности музыкального произведения
КАКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
ИМЕЕТ КОНЕЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ?
Музыкальное звучание не может стоять
на месте, оно обязательно
разворачивается во времени: таков
закон природы музыкального
искусства.
И даже если композитор обращается к
идее вечности, неподвижности, он всё
равно воплощает её в движении
музыкальных звуков, чтобы достичь
достоверности.
МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ
МУСОРГСКИЙ
РУССКИЙ КОМПОЗИТОР
(1839 1881)
Из фортепианного
цикла
«Картинки с выставки»
«Старый
замок»
1 2 3
4 5 6
Какие изображения замков созвучны по настроению с музыкой
«Старого замка» М.П. Мусоргского?
К названию пьесы композитор сделал примечание:
«Старый замок – Средневековый замок, перед
которым трубадур поет песню».
НЕПОДВИЖНОСТИ.
МЕЛОДИЯ ТРУБАДУРА –
ЖИВАЯ «СЕГОДНЯШНЯЯ»
ПЕЧАЛЬ, СТРАДАНИЕ И ТОСКА
ПО УШЕДШЕМУ
У художника Гартмана ни на одной из двух картин,
изображающих средневековый пейзаж с замком,
трубадура не было. Трубадура придумал
Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная
мелодия звучит на фоне размеренного,
однообразного аккомпанемента. Она вызывает
созерцательное лирическое настроение. От песни
трубадура веет рыцарским средневековьем —
музыка передает то, что художник изобразил
красками.
Ощущается дыхание истории
ГЛАВНОЕ В МУЗЫКЕ, ТАКЖЕ
КАК И В ЖИЗНИ - РАЗВИТИЕ
Самые распространенные
способы развития:
повтор
контраст
варьирование
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ.
Особенности воплощения музыкальных образов
сопоставление по принципу сходства
или различия
повторение
варьирован
ие
Контрастное
взаимодейств
ие
музыкальных
интонаций,
тем, эпизодов
В «Старом замке» нет никакой звукоизобразительности,
, однообразно гармоническое
однообразен ритм
сопровождение; и лишь в мелодии мы слышим грусть,
тоску.
♪♪♪♪
В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного
страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения
пьесы.
Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?
На фоне вот такой статичности, отсутствия движения
звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое
развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком
драматургическом сочетании статичности и мелодии
трубадура происходит слияние временушедшего и
устремление к настоящему. В этом и проявляется
движение в музыке.
В развитии темы композитор использует принцип
повторности
Стихотворение французского поэта Теофиля Готье
«Средневековье» посвящено старым замкам,
хранящим дух и величие своей эпохи.
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черносизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья Созвучны ли стихотворение и
музыка?
В чем их сходство? А в чем
различие?
РОБЕРТ ШУМАН
НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР, ПЕДАГОГ
1810 1856
«Порыв».
Из фортепианного
цикла
«Фантастические
пьесы»
СКОЛЬКО ТЕМ ЗВУЧИТ В ПЬЕСЕ?
Динамика Характер
Темп
№
Первая
тема
Вторая
тема
Быстро
Громко
Спокойно
тихо
Страстно
(бурно)
Нежно
(трепетно)
Возникает впечатление двуплановости музыкального
образа:
1) близкого, реального
2) далекой мечты
КАКОЙ БЫВАЕТ
ДРАМАТУРГИЯ?
Статичной
Динамичной